Младшим дошкольникам о традициях родного народа на основе русского фольклора

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка возможно через приобщение к культуре и традициям своего народа.

Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря этому ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Проведя анкетирование среди родителей младшей группы было выяснено, что родители недостаточно компетентны в области духовно-нравственного воспитания своих детей.

Поэтому совместно с музыкальным руководителем было решено внедрить в педагогический процесс проект, направленный на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Цель: воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  2. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах.
  3. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саде уютной домашней обстановки с предметно-пространственной средой.

Вид проекта: творческий, игровой, практико-ориентированный, групповой, комплексный.

Участники проекта: дети младшей группы (3-4 года), воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: 2015-2016 уч. год.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Работа с родителями:

Сентябрь – родительское собрание «Ознакомление с проектом», анкетирование «Что вы знаете о духовно-нравственном воспитании детей?».

Конец ноября, февраль, март – участие в празднике «Осенины», изготовление подарков ко «Дню матери», празднику 8 Марта, 23 февраля.

Декабрь – участие родителей в подготовке группы к Новому году.

По плану работы ДОУ – привлечение родителей к участию в выставках совместного творчества детей и взрослых.

По плану работы с детьми в рамках проекта – подготовка фотографий, атрибутов, костюмов для организации образовательной деятельности в рамках проекта.

В течении года – участие родителей в развлечениях и праздниках группы в качестве зрителей и участников.

Ожидаемые результаты: 

1.Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю.

2.Расширение кругозора детей через мини-музей «Русская изба», созданного силами педагогов и родителей.

3.Обновление и насыщение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению дошкольников с культурным наследием Руси.

4.Дети имеют представление обо всех видах фольклора, знают народные и государственные праздники в соответствии с возрастом.

5.Родители активно участвуют в процессе воспитания детей на традициях русского народа.

Этот мини-проект состоит из 18 занятий – 9 занятий с воспитателем и 9 занятий с музыкальным руководителем. Занятия проводятся два раза в месяц.

Далее на примере некоторых занятий мы представим организацию образовательной деятельности.

Презентация.

Содержание образовательной деятельности по реализации проекта «Младшим дошкольникам о традициях родного народного на основе русского фольклора»

Занятие №1 «Гости дорогие в избу к нам пришли»

Цель: приобщать к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с хозяйкой русской избы.

Занятие №2 «Как у нашего кота»

Цель: знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Занятие №3 «Октябрь – золотая осень»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с народными приметами осени.

Занятие №4 «Чудесный сундучок»

Цель: Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок о животных (кошка, собака, корова, овца). Учить отвечать на вопросы воспитателя, расширять знания о домашних животных; развивать сообразительность, мышление, речь; воспитать интерес к русской народной культуре, к устному народному творчеству.

Занятие №5 «Русский народный костюм»

Цель: приобщать к истокам русской народной культуры; познакомить с русским народным костюмом и русской народной игрой «Лапоть».

Занятие № 6 «Водичка, водичка, умой моё личико»

Цель: знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико».

Занятие №7 «Как в высоком терему висит колыбель…»

Цель: приобщать к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с русскими народными колыбельными песнями.

Занятие №8 «Ходит сон близ окон»

Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

Занятие №9 «Ложки да гусли»

Цель: дать представление детям о русских народных инструментах – ложках и гуслях, о способах игры на них, об их тембровом звучании.

Занятие №10 «Трень – брень гусельки»

Цель: Знакомство с русскими народным инструментом – гуслями.Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Развивать речь, память, внимание. Воспитывать усидчивость у детей.

Занятие №11 «Масленица»

Цель: познакомить детей с праздником Масленица, с народными приметами, обычаями, связанными с ним.

Занятие №12 «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Цель: знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Занятие №13 «Святая Пасха»

Цель: познакомить детей с праздником Пасхи, с народными приметами, обычаями, связанные с ней, вспомнить знакомые весенние заклички, разучить пасхальные игры и хороводы.

Занятие №14 «Прощание с избой»

Цель: воспитать интерес к истокам русской народной культуры. Развивать речь, память, мышление у детей. Воспитать бережное отношение к старинным предметам. Закрепление знаний о предметах обихода «избы».

Ожидаемые результаты проекта:

1. Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю.

2. Дети имеют представление обо всех видах фольклора, знают народные и государственные праздники в соответствии с возрастом.

3. Расширение кругозора детей через мини-музей «Русская изба», созданного силами педагогов и родителей.

4. Обновление и насыщение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению дошкольников с культурным наследием своего народа.

5. Родители активно участвуют в процессе развития детей на основе традиций русского народа.

6. Динамика познавательного развития детей.

Список используемой литературы.

  1. Истоки русской народной культуры в детском саду/Авт.-сост. И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-160 с.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 304 с.: ил.
  3. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры: планирование, занятия, развлечения. Младшая группа / авт.-сост. О.В. Шубина, И. Г.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2016. – 125с.
  4. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001.- 462 с.: ноты
  5. Русская народная песня для детей: В помощь музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений / сост. Е. И. Яковишина. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 40 с