Мой необычный первый класс (опыт реализации АООП 7.2 в общеобразовательной школе)

Разделы: Инклюзивное образование


Инклюзия… инклюзивное образование, сегодня эти понятия знают уже все. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), а также ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ № 1598 от 19.12.2014, Приказ № 1599 от 19.12.2014) окончательно закрепили право таких детей учиться в обычной общеобразовательной школе. Хотя еще совсем недавно это сложно было представить.

Я думаю, 1 сентября 2016 года все учителя ждали с опасением, так как понимали, что в школу могут прийти другие - «особые» ученики. У меня так и вышло. 1 сентября я принимала 1-й класс,

В моем классе мало учеников, это класс коррекционной направленности, класс, в котором все дети обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программа.

Решение об открытии автономного класса было связано с тем, что ЦПМПК в качестве одного из специальных условий, определило пролонгированный срок обучения.

В классе 12 обучающихся: два ученика с тяжелым нарушением речи (АООП 5.2), 6 (шестеро) с задержкой психического развития (АООП 7.2), 3 (трое) детей с интеллектуальной недостаточностью (АООП УО вар.1), 1 (один) ученик - с расстройствами аутистического спектра.

Признаюсь, первое время испытывала тревогу. Ребята пришли в школу с низким уровнем готовности. У каждого отмечался узкий кругозор, слабость мыслительных операций, значительно меньший запас элементарных практических знаний и умений, чем у их сверстников. Дети испытывали колоссальные затруднения в ориентации в собственной тетради, терялись в пространстве школы.

Особенно были заметны нарушения речевого развития. Речь многих детей была непонятна для окружающих. Двое учеников практически не владели речью, пользовались только простыми, односложными фразами. И к этим индивидуальным особенностям добавлялись неорганизованность, импульсивность, неумение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил школьного поведения. Я столкнулась с тем, что дети не умели сдерживать свои эмоции, желания, были не способны к волевому усилию, у них преобладают игровые интересы.

Ученик с расстройствами аутистического спектра длительное время не шел на контакт. Первое время он не принимал учебные задания, и казалось, что учебная деятельность для него недоступна.

В постоянном взаимодействии со специалистами сопровождения мы стали выстраивать для каждого индивидуальный образовательный маршрут.

Одна из главных задач учителя, который работает с особыми детьми, правильно адаптировать учебную программу, сделать ее доступной. Состав класса неоднороден не только по уровню познавательного развития, но и по уровню освоению программы. Основной контингент учащихся класса осваивают цензовый уровень образования в пролонгированные сроки, но есть и дети с нарушением интеллекта, у которых отличаются учебники, пособия и соответственно требования к освоению учебной программы.

В данной ситуации я нашла выход в правильном составлении календарно-тематического планирование, которое учитывало прохождение основных тем в соответствии с адаптированными программами.

С учетом пролонгированных сроков обучения я разделила содержание программы 1-го класса на два года обучения. К примеру, при составлении календарно-тематического планирования по математике, в течение 1-го года обучения в первом классе мы проходили только первый десяток, начиная со второго года обучения - второй десяток. Такое распределение программного материала хорошо сопоставилось с содержанием обучения по математике по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта. Кроме того, пролонгированный срок обучения позволил нам тщательно отработать наиболее сложные темы, усваивать программный материал в оптимальном темпе.

Работа в классе, где обучаются дети по разным программам, требует от учителя огромной подготовительной работы. На этапе подготовки к урокам я ставлю образовательные цели и задачи не для всего класса, а для групп учащихся.

При планировании урока, я исхожу из того, насколько соприкасаются темы у обучающихся, осваивающих цензовый уровень образования и обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Если тема совпадает, то овладение её содержанием происходит фронтально, дети получают тот уровень знаний, который предусмотрен программой. Если программный материал не совпадает, то сначала объясняю тему для детей, обучающихся по 2-му варианту. Дети с нарушением интеллекта в это время самостоятельно выполняют доступные задания на закрепление материала. Это могут быть задания на карточках, работа с упражнениями учебника, либо работа с текстом на доске. На следующем этапе урока, дети с ЗПР или ТНР выполняют самостоятельную работу, а у меня есть возможность оказать индивидуальную помощь детям, осваивающим нецензовый уровень образования. Такое чередование деятельности позволяет каждому ученику работать в зоне ближайшего развития.

Важным критерием в подборе учебного материала является его доступность, поэтому при организации урока я тщательно продумываю и подбираю задания, дифференцированные по уровню сложности.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации, для каждого индивидуально или по подгруппам я варьирую формы выполнения, объем работы и сроки выполнения.

В целях поддержания работоспособности и предотвращения утомления в учебном процессе стараюсь использовать различные виды деятельности:

  • это чередование учебных заданий с физкультминутками, релаксационными паузами, психогимнастикой;
  • некоторым ученикам даю задание выполнить упражнение на листах, которые требуют минимального заполнения (например: только вписать ответы, вставить буквы);
  • при необходимости сокращаю объем задания для того, чтобы все ученики выполнили работу в одно время, либо предоставляю дополнительное время для завершения задания.

Моя цель, чтобы каждый ученик, выполняя посильное задание, почувствовал себя успешным. Мотивация крайне важна для поддержания интереса к учебной деятельности и получения желаемого результата.

Особое внимание я хочу остановить на системе оценивания учебных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья. Я не говорю об отметке, так как они появится только на 3-м году обучения, но качественную оценку индивидуальных достижений, динамическую оценку мы обязательно используем с 1-го года обучения. При оценивании обязательно учитываем динамику, уровень индивидуального продвижения в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Я стараюсь отметить не только образовательные достижения, но и личностные компетенции.

В своей работе я опираюсь на поддержку родителей, которые с первых дней стали моими главными помощниками. Родители ежедневно знакомятся с результатами учебного дня, получают консультации учителей и специалистов сопровождения. Надо отметить, что родители наших детей, как правило, очень активно включаются в совместную деятельность. В этом году мамы, папы, дедушки и бабушки, вместе с ребятами, приняли участие в подготовке и защите экологического проекта, который был представлен на Фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты». Совместные праздники, досуговые мероприятия, экскурсии – стали обязательной частью нашей классной жизни.
Мы сейчас только в самом начале образовательного пути, но я с уверенностью могу сказать, что у моих учеников есть хороший потенциал. Я надеюсь, что к 4 классу ребята смогут выровнять свои возможности, смогут овладеть базовым уровнем образовательной программы. Мои ученики смогут социализироваться в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Мы разные – но мы вместе!

Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.

Я надеюсь, если к вам придет «особый ребенок», вы сможете стать для него «своим человеком», который откроет для него окно в большой мир!