Предмет: Физика.
Класс: 10.
УМК: Физика: учебник для 10 кл. с углубленным изучением физики: профильный уровень; под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина.
Тема урока: Принцип действия тепловых машин.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: организация деятельности учащихся для формирования представления о тепловых машинах, понимания термодинамических циклов, цикла Карно, умения строить алгоритм решения задач, применяя формулы КПД тепловой машины.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи:
- обеспечить в ходе урока усвоение понятия тепловой машины, формул коэффициента полезного действия тепловой машины, КПД цикла Карно для решения расчетных задач;
- проконтролировать умения и навыки по составлению алгоритма решения задач;
- актуализировать знания об изопроцессах, обеспечить понимание термодинамических циклов, цикла Карно;
- создать условия для отработки навыков и умений находить КПД тепловых машин, применяя формулы КПД реальной и идеальной тепловой машины, графики циклов тепловых машин (карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, дизельного двигателя).
2. Развивающие задачи:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, обобщать познавательные объекты, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать развитию критического мышления, способности учащихся анализировать ситуации, связанные с повышением КПД тепловых машин;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
3. Воспитательные задачи:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, классе;
- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
- воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках физики в окружающей, повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты: представлены тремя группами универсальных учебных действий (указаны в таблице для каждого этапа урока).
Предметные результаты
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи: используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристикахизученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электроплитка, высокий химический стакан с водой, пробирка, сигнальные карточки зеленого, красного и белого цветов, листы самооценки с вопросами.
Образовательные ресурсы:
- Презентация к уроку.
- Диск «Открытая физика. Часть 1 Механика. Механические колебания и волны. Термодинамика и молекулярная физика» под ред. профессора МФТИ С. М. Козела. ООО «Физикон», 2005.