Особенности педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна

Разделы: Инклюзивное образование


На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В наш детский сад поступил ребенок с синдромом Дауна. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения: – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания

На начальном этапе работы с таким ребенком нам было важно сформировать у мальчика готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком проводилось  в группой и индивидуальной форме. Основным методом  работы  была совместная деятельность с родителями и узкими специалистами нашего садика.

Мы развиваем у мальчика способы действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Показываем ему способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретает умения самообслуживания, он учится пользоваться полотенцем, надевает и снимает одежду.

Для развития общей моторики мы привлекаем его к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Мы используем наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики: игры с крупой, игры с пластилином,  разрывание бумаги, перелистывание страниц, игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы); пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу)

Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходит на занятиях с музыкой, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносит ребенку наибольшее удовольствие.

Воспитание культурно-гигиенических навыков является наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводится ежедневно. Поначалу мальчику трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и остается по сей день.

Что касается общения, он легко адаптировался в детский коллектив. Сначала мы вводили его в детские игры, затем, когда несколько ребят стали играть с ним, практически опекать, он начал сам искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально-физкультурном зале), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на самого ребенка, но и на детей всей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.