Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать все
необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Мало кто из действующих практиков-учителей сегодня не задумывается над проблемой изменения содержания образования. А некоторые из них и пытаются изменить свою практику.
Переход от авторитарного взаимодействия (учитель задаёт - ученик исполняет) к лидерскому (учитель направляет - ученик самостоятельно движется) и партнёрскому (учитель и ученик совместно определяют тематику занятий, способ работы на них и результативность) требует организации совместных действий, в которых и образуется субъектная позиция детей и педагога. Это основная идея нашей школы.
Современный педагог – это педагог-исследователь. Давно известен факт, что стиль преподавания задаёт основу содержания образования. Трудно формировать у детей исследовательские, проектные и другие компетенции, если сам учитель такой позиции не занимает. Кроме того, встреча с ситуациями незнания заставляет педагога думать над тем, что он делает, исследовать и рефлексировать свою деятельность, самостоятельно её строить и проектировать.
Проблема развития одарённости в нашей школе стала наиболее актуальной последние 10 лет, когда были созданы условия для максимального развития учащихся и возникла необходимость выявления их способностей. Именно в это время мы начали искать возможные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигали только формирование интеллектуальных способностей.
Наблюдение за своими учениками вскоре убедило, что у всех детей, независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Но для этого надо создать такие условия, при которых ученик открывал бы для себя новое, умел бы удивляться познанию, восхищался бы общением с себе подобными.
Организация такой учебной деятельности – это основная, наиболее трудная задача, с которой мы столкнулись, работая с детьми, имеющими высокий уровень учебных возможностей. Трудность её обусловлена тем, что методы традиционного обучения оказались недостаточными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на интеллектуальное развитие.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создан и существует научный ученический центр «Интеллектуал», целями которого являются:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
- развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.
Какое значение для учащихся имеет НУЦ? Он дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Научный ученический центр (НУЦ) – добровольное творческое объединение школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов, ученых, инженеров и других специалистов. НУЦ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
На этапе, когда участниками совместного действия происходит выбор способа и форм совместной работы, педагогом и детьми осуществляется проектирование пространства совместной работы по разворачиванию разных содержаний совместных действий. Очевидно, что пространства урока для этого недостаточно. Переход к самостоятельности, инициативности и авторству своих действий предполагает необходимость в индивидуализации образовательных процессов и, соответственно, образовательной результативности. Иногда и пространства школы бывает недостаточно, тем более что сфера дополнительного выборного образования существенно расширяется.
Каждая творческая работа должна содержать научные обобщения и завершиться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фото-снимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.
Программа деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми была разработана в 2007 году, её целью являлось создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания.
Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
В настоящее время можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений. За последние два учебных года уменьшилось число участников районного этапа предметной олимпиады.
В то же время хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу.
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.
Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Она должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью», выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Считаем, что цели данной Программы достигнуты через решение поставленных задач. Осуществлена совместная работа методического совета и НУЦ, оказана помощь учащимся в поиске и усвоении новых знаний. Внимательно и всесторонне изучались индивидуальные особенности успешных детей, развивались их способности. Учащиеся школы различных звеньев принимали участие в школьных, районных, региональных научно - практических конференциях, занимали призовые места. Успешно выступали в соревнованиях, принимали активное участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах.
Главными успехами работы с одаренными детьми стали победы учащихся в XIII, XIV региональных научно-практических конференциях «Шаг в будущее, Сибирь!», на XII и XIII региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!», успешное участие в IX Евразийском научном молодежном фестивале «Байкал-2008», приняли участие в X и XI региональном научно-педагогическом симпозиуме. С 2007 года школа стала Представительством Координационного Центра по Иркутской области Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников одаренности - продукт самой природы или закономерный результат воспитания. Необходим как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей. Процесс одаренности многогранен.
Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика, которая помогает педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Диагностировались также и учителя на склонность к работе с одаренными детьми, оказалось, что их не так уж и много.
Поэтому новая программа «Одаренные дети» (2014-2019 гг.) предусматривает новые цели и ставит перед собой более объемные задачи.
Создание такой системы работы по внедрению проектной технологии в учебный процесс помогает перейти на новый качественный уровень учебного проектирования и добиться высоких результатов. Выступая с проектами, ребята учатся ораторскому мастерству, приобретают опыт публичного выступления, радуются своим достижениям и делают выводы из неудач, что тоже может служить мотивом к проектной деятельности.