Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие. Однако его следует вести к цели, по мнению А. Дистервега [1], не «с завязанными глазами», а «зрячим»: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, также присутствовать не только в качестве простого зрителя. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Даётся только тому, кто стремится.
В Концепции модернизации образования [2] сформулированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Прогрессивные педагоги (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник и др.) признают, что нельзя в ребенке развить то, чего не заложено природой, т.е., если ребёнок при всех стараниях учителя успевает только на «3» и это соответствует его максимальным возможностям, то даже такая оценка свидетельствует о высоком качестве образовательной деятельности этого учителя и этого ученика [3].
Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке. Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.
Опыт работы в сельской школе, где психологические различия учащихся проявляются особенно ярко, показывает, что учет особенностей восприятия, переработки и применения учебного материала, внимание к реакции на обучение каждого конкретного школьника может сделать процесс освоения любого предмета, в том числе и физики, успешным для каждого.
Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий, по возможности - по количеству учеников. Ведь нельзя потерять ни одну личность. Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение. Приведу пример.
Тематический блок «Взаимодействие тел», 7 класс
Комплексная дидактическая цель:
- владение содержанием тематического блока обеспечивающее знакомство учащихся с основными понятиям кинематики и динамики;
- первоначальное знакомство с понятием вектора;
- воспитание ответственности за результат труда и труда своего товарища.
Учащиеся должны научиться:
- описывать механическое движение,
- определять вид движения по виду траектории и значению скорости
- творчески применять полученные знания в новых условиях.
Модуль 1 «Понятие о механическом движении. Время и его измерение».
Модуль 2 «Равномерное и неравномерное движение. Скорость».
Семинар «Решение задач на расчет скорости, пути и времени равномерного и неравномерного движения. Графические задачи».
Модуль 3 (с лабораторной работой) «Масса тела. Измерение массы тела с помощь весов».
Модуль 4 (с лабораторной работой) «Плотность вещества. Определение плотности твердого тела».
Семинар «Решение задач на определение массы, объема и плотности тел».
Зачет по теме «Взаимодействие тел».
Сценарий внеклассного мероприятия: «Природа - наш дом»
Цель: воспитывать у детей стремление беречь и любить родную природу.
Задачи:
- Образовательная: систематизировать представления детей об охране природы; способствовать формированию представления об экологии, ее значении и взаимосвязи с другими науками.
- Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции, развивать творческие способности.
- Воспитательная: прививать учащимся экологическую культуру.
Оборудование: презентация, бросовый материал.
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Стали люди сильными, как – боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?
- Ребята, как вы полагаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать на уроке?
3. Изучение новых знаний.
Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. (Экология)
В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.
Сравним дом и дом-природу.
- Отчего в нашем доме бывает светло?
- Свет идёт от лампы.
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Солнце.
- Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем, батареей отопления.
В природе идёт дождь. Где его можно встретить в нашем доме?
- В нашем доме есть душ.
- В природе - ветер, а в доме?
- Вентилятор.
- В комнате есть пол. Где пол в природном доме?
- В доме-природе под ногами земля, почва.
- В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.
- В доме-природе - горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите.
- А в природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А у себя в обычном доме человек научился "делать" снег в холодильнике.
- В природе дикие животные.
- В обычном доме - домашние.
- Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.
- Ребята, а кто построил наши дома?
- Строители.
- Кто построил природу?
- Никто не строил.
- Где чище: дома или в природе?
- Дома чище.
- Почему?
- Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.
- Всё, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа - это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И всё это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.
Как посмотришь - не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!
П.Комаров
4. Выступление учащихся.
Амурская область - наша малая Родина. Она так же нуждается в уходе.
1. Экологические проблемы атмосферы.
2. Экологические проблемы гидросферы.
3. Экологические проблемы почвенного покрова.
4. Экологические проблемы горнодобывающей промышленности.
5. Захламление бытовыми отходами: Космодром Восточный и Нижне-Бурейская ГЭС.
6.
Край ты мой, Приамурье родное,
Что же мы сотворили с тобой.
Что во всем нашем праведном быте-
Недобор, недохват, недород
Что багульник - и тот в дефиците,
Под охраной закона цветет?!
О. Маслов
Учащиеся работают в группе. Создают из бросового материала уголок зимнего леса
5. Рефлексия.
Посмотрите на деревья своего зимнего уголка.
Не забывайте, ребята, о том, что дерево является символом нашей планеты. А планете сейчас ведь так не просто…
На столах лежат снежинки двух цветов. Если вам было интересно, то прикрепите к дереву белые снежинки. Если вы испытывали затруднения - голубые.
Литература.
- Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие/ В.И. Загвязинский - М.: Педагогическое общество России, 2004. 304 с.
- Преподавание физики, развивающее ученика/Сост. и под 1» д. Э.М. Браверман: пособие для учителей и методистов. - М.; Ассоциация учителей физики, 1999. 154 с.
- Сборник нормативных документов. Физика. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2000. 120 с.
Интернет-ресурсы