Реализация метапредметного подхода при обучении физики в процессе реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие. Однако его следует вести к цели, по мнению А. Дистервега [1], не «с завязанными глазами», а «зрячим»: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, также присутствовать не только в качестве простого зрителя. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Даётся только тому, кто стремится.

В Концепции модернизации образования [2] сформулированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Прогрессивные педагоги (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник и др.) признают, что нельзя в ребенке развить то, чего не заложено природой, т.е., если ребёнок при всех стараниях учителя успевает только на «3» и это соответствует его максимальным возможностям, то даже такая оценка свидетельствует о высоком качестве образовательной деятельности этого учителя и этого ученика [3].

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке. Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.
Опыт работы в сельской школе, где психологические различия учащихся проявляются особенно ярко, показывает, что учет особенностей восприятия, переработки и применения учебного материала, внимание к реакции на обучение каждого конкретного школьника может сделать процесс освоения любого предмета, в том числе и физики, успешным для каждого.

Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий, по возможности - по количеству учеников. Ведь нельзя потерять ни одну личность. Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение. Приведу пример.

Тематический блок «Взаимодействие тел», 7 класс

Комплексная дидактическая цель:

  • владение содержанием тематического блока обеспечивающее знакомство учащихся с основными понятиям кинематики и динамики;
  • первоначальное знакомство с понятием вектора;
  • воспитание ответственности за результат труда и труда своего товарища.

Учащиеся должны научиться:

  • описывать механическое движение,
  • определять вид движения по виду траектории и значению скорости
  • творчески применять полученные знания в новых условиях.

Модуль 1 «Понятие о механическом движении. Время и его измерение».

Модуль 2 «Равномерное и неравномерное движение. Скорость».

Семинар «Решение задач на расчет скорости, пути и времени равномерного и неравномерного движения. Графические задачи».

Модуль 3 (с лабораторной работой) «Масса тела. Измерение массы тела с помощь весов».

Модуль 4 (с лабораторной работой) «Плотность вещества. Определение плотности твердого тела».

Семинар «Решение задач на определение массы, объема и плотности тел».

Зачет по теме «Взаимодействие тел».

Сценарий внеклассного мероприятия: «Природа - наш дом»

Цель: воспитывать у детей стремление беречь и любить родную природу.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать представления детей об охране природы; способствовать формированию представления об экологии, ее значении и взаимосвязи с другими науками.
  • Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции, развивать творческие способности.
  • Воспитательная: прививать учащимся экологическую культуру.

Оборудование: презентация, бросовый материал.

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Стали люди сильными, как – боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?

- Ребята, как вы полагаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать на уроке?

3. Изучение новых знаний.

Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. (Экология)

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.

Сравним дом и дом-природу.

- Отчего в нашем доме бывает светло?

- Свет идёт от лампы.

- А что можно сравнить с лампой в природе?

- Солнце.

- Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем, батареей отопления.

В природе идёт дождь. Где его можно встретить в нашем доме?

- В нашем доме есть душ.

- В природе - ветер, а в доме?

- Вентилятор.

- В комнате есть пол. Где пол в природном доме?

- В доме-природе под ногами земля, почва.

- В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.

- В доме-природе - горы и деревья.

- У нас горит пламя на газовой плите.

- А в природе огонь вырывается из вулкана.

- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

- А у себя в обычном доме человек научился "делать" снег в холодильнике.

- В природе дикие животные.

- В обычном доме - домашние.

- Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.

- Ребята, а кто построил наши дома?

- Строители.

- Кто построил природу?

- Никто не строил.

- Где чище: дома или в природе?

- Дома чище.

- Почему?

- Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.

- Всё, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа - это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И всё это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.
Как посмотришь - не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!
П.Комаров

4. Выступление учащихся.

Амурская область  - наша малая Родина. Она так же нуждается в уходе.

1. Экологические проблемы  атмосферы.

2. Экологические проблемы гидросферы.

3. Экологические проблемы почвенного покрова.

4. Экологические проблемы горнодобывающей промышленности.

5. Захламление бытовыми отходами:  Космодром Восточный и Нижне-Бурейская ГЭС. 

6.

Край ты мой, Приамурье родное,
Что же мы сотворили с тобой.
Что  во всем нашем праведном быте-
Недобор, недохват, недород
Что багульник - и  тот в дефиците,
Под охраной закона цветет?!
О. Маслов

Учащиеся работают в группе. Создают из бросового материала уголок зимнего леса  

5. Рефлексия.

Посмотрите на деревья своего зимнего уголка.

Не забывайте, ребята, о том, что дерево является символом нашей планеты. А планете сейчас ведь так не просто…

На столах лежат снежинки двух цветов. Если вам было интересно, то прикрепите к дереву белые снежинки. Если вы испытывали затруднения - голубые.

Литература.

  1. Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие/ В.И. Загвязинский - М.: Педагогическое общество России, 2004. 304 с.
  2. Преподавание физики, развивающее ученика/Сост. и под 1» д. Э.М. Браверман: пособие для учителей и методистов. - М.; Ассоциация учителей физики, 1999. 154 с.
  3. Сборник нормативных документов. Физика. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2000. 120 с.

Интернет-ресурсы

  1. https://wallpapercave.com/wp/CjITF66.jpg
  2. https://kopilkaurokov.ru
  3. https://infourok.ru