В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Этого можно достигнуть профориентационной подготовкой, проводимой в школе.< /p>
Профессиональная ориентация – это не выбор детьми профессии, а начало формирования у ребенка готовности к профессиональному самоопределению. Эта работа носит системный подход и поэтапный подход в каждом возрастном периоде. С возрастными особенностями детей расширяются сферы и способы взаимодействия с окружающим миром. Младший школьный возраст является подготовительным периодом для закладывания базы для профессионального самоопределения. Чтобы ребенок сделал осознанный выбор, его нужно погрузить в огромный мир профессий и познакомить с разнообразными профессиями. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи и социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и её готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях.
Целью профориетационной работы в начальной школе является:
- развитие познавательных способностей обучающихся, создавая максимально разнообразные впечатления о различных профессиях;
- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и возможность учащихся «примерить» на себя различные профессии в игре;
- развитие творческих способностей.
Необходимо начать профориентационную работу с первого класса. Такую работу мы проводим, начиная с урочной деятельности и продолжаем во внеурочной и внешкольной.
Как было сказано выше, эта работа состоит из трех этапов.
Первый этап – знакомство с профессией.
На этом этапе происходит выявление субъектного опыта детей по определенной профессии. (Чаще всего это происходит в урочной деятельности).
На уроках закладывается основа, на которой строится база дальнейшего развития профессионального самосознания. Очень важно в этот момент создать яркую, эмоциональную и многогранную картину впечатлений о мире профессий, для того чтобы ребенок мог чувствовать себя более уверенно.
В структуру уроков мы включаем профориентационные игры, которые позволяют разнообразить уроки и сделать их более эмоциональными. Например, на уроках математики при изучении темы «Единицы массы» предлагается игра «Магазин», при изучении числового ряда, прямого и обратного счета, ориентации в пространстве и решении простых задач очень актуальна игра «Почтальон». На уроках русского языка, при работе с различными орфограммами можно познакомить детей с профессией «Корректор» и предложить игру, в которой дети исправляют ошибки Незнайки или любого сказочного персонажа. Продолжая тему сказочных персонажей разумно отправить детей в город «Джингл-Сити», где живут маленькие человечки, которых называют ждингликами, каждый из которых обладает своим талантом «Журналист», «Модельер», «Изобретатель», «Писатель». Эту тему мы можем развивать на разных уроках. На уроках окружающего мира при изучении темы «Организм человека» идет интеграция с курсом ОБЖ, и детям предлагается игра «Больница». В ходе этой игры, дети знакомятся с профессиями «Врач», «Медицинская сестра» и приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи.
Второй этап – внеклассная работа. Углубление знаний о профессиях.
Важно влияние родителей и семьи на формирование определенного жизненного выбора ребенка.
На данном этапе с детьми проводятся классные часы, которые проходят в виде бесед или мини-лекций. На данные мероприятия приглашаются родители детей, которые рассказывают о своих профессия. Также, родители проводят для детей мастер-классы, на которых дети знакомятся с редкими профессиями, где овладевают первыми навыками данной профессии. Например: «Художник» (декупаж), «Военный» (летчик). Специалисты подробно рассказывают об особенностях профессии. Ученики очень ждут подобных встреч.
В нашей школе проходит курс лекций Благотворительного фонда «ЛАПА», который дает детям представления о профессии людей, которые помогаю животным. На этих лекциях дети познакомились с такими профессиями, как кинолог, ветеринар, волонтер, и получили знания о правилах поведения с животными, как правильно заботиться о них. Как можно помочь бездомным животным и как правильно реагировать на то, или иное поведение животного.
В рамках воспитательной работы у нас в школе ежегодно проводится фестиваль «Парад профессий». В этом фестивале принимают участие все параллели классов. По условиям фестиваля все классы, путем жеребьевки, выбирают различные профессии, значения которые раскрывают в творческих номерах и в практических проектах.
Третий этап - внешкольная работа. Погружение в профессию.
Излюбленным видом экскурсий для наших детей, является выезд на производства. Начиная с первого класса, мы организуем выезды детей, с целью знакомства и погружения малышей в мир конкретной профессии. Рассказ экскурсовода дает детям представление о тонкостях профессии, а на мастер-классах на производстве учащиеся получают практические навыки.
На экскурсиях расширяется кругозор ребенка. Объяснение многих производственных терминов можно увидеть воочию, а также познакомиться с разнообразными профессиями на конкретном производстве. Это дает возможность ребенку «нарисовать» конкретную картину о данной профессии.
А особо ярким событием для наших детей было посещение «Мастерславля», «Кидбурга», «Города Строителей». Это детские города, где дети в игровой форме могут познакомиться с целым рядом профессий.
Подводя итог, хочу отметить, что с детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать своё дело очень трудно. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. А вот на конкретный вопрос: «Кем быть?», «С какой профессией связать свою жизнь?» ребенок будет искать ответ в средней школе.