Организация здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка —
это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических
и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

Сухомлинский В.А.
Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский — М.: Просвещение, 1979.

Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя.

Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье. Плохое здоровье – причина отставания в росте, в слабой успеваемости, плохого настроения. Что  для человека является самым ценным? Один из древнейших философов ответил так: « Ни богатство, ни слова не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости формирования здорового образа жизни учащихся.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной технологий компетентности современного учителя. Эти технологии разрешают проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, творческое воображение,  формируется мышление, свобода суждений. «Здоровьесберегающие технологии» — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Это реализация профилактических мероприятий, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода  осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.  Активное участие учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Поэтому, неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий являются различные формы работы, которые направлены на охрану жизни детей. Они оказывают эффективность работы в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, вовлекая учащихся и родителей.  (Приложение)

Цель работы: формировать у ребёнка ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья, расширять и укреплять навыки учащихся по гигиенической культуре.

Задачи:

  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • Формировать у учащихся знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни;
  • Разработать и провести спортивно-оздоровительной мероприятия с различными формами работы.

1. Основные направления здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

1. Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе.

Одной из важнейших задач учителя - это сбережение и укрепление здоровье учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Для того чтобы уроки в начальной школе стали средством развития и воспитания необходимо выполнять комфортные педагогические условия обеспечивающие не только интеллектуальное, личностное развитие ребёнка, но и  физическое и психическое здоровье.  Понятие здоровьене однозначно трактуется в научной литературе. «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Перед  учителем  начальных классов стоит важная задача по формированию культуры здоровья.  Какие школьные факторы должны положительно сказываться на физическое и психическое развитие школьника.

  • Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
  • Стиль общения должен быть  демократический, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и  защищенности,  с удовольствием работает на уроке.
  • Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы.
  • Учитель начальных классов должен помочь  каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития,  которые способствуют сохранению и укреплению здоровья

2. Виды и формы работы здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

На современном этапе  нашего общества требуется воспитание нового человека, научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. На данном этапе важно сформировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания и психического саморазвития, систематическое занятие физической культурой и спортом.Работа с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Она направлена на развитие культуры здоровья и развития потребности к здоровому образу жизни.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий.

Медико-профилактические технологии - направлены на обеспечение и сохранение детей при непосредственном участии администрации школы и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими требованиями нормами и использующих медицинские средства.

Формы работы

  • Мониторинга детского здоровья
  • Контроль уровня физического развития.
  • Организация и контроль полноценного питания.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях (лектории медиков и психологов, методические семинары).

Организация необходимых условий в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН — комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения кабинета.

  • Физкультурно-оздоровительные технологии опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры учеников. Проводятся педагогическими работниками по физическому воспитанию, а также учителями.

Формы работы

  • Оздоровительные процедуры закаливания.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике.
  • Подвижные игры
  • Утренняя зарядка.
  • Оздоровительные двигательные минутки на уроке.
  • Игровые перемены.
  •  Дни здоровья.
  • Мини-проекты («Сохранение здоровья» «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д.).
  • Оформление  стенда на соответствующие темы.
  • Уроки здоровья.
  • Урок беседа    
  • Праздники.
  • Устный журнал. (Секреты здоровья)
  • Интеллектуальный марафон.
  • Конкурсы.
  • Эстафеты.

Социально- психологические технологии, направленные на социальную самореализацию и сохранение психологического комфорта ученика — обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти меры педагог-психолог в сотрудничестве с коллективом учителей.

Формы работы

  • Обучающие психологические тренинги и занятия.
  • Организованные встречи и беседы на темы болевых и проблемных психологических состояний.
  • Профилактические беседы о вреде табака, алкоголя, наркотических средств для психики человека, коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы или общении со сверстниками, родителями, учителями.
  • Нестандартные уроки, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр.
  • Современные интерактивные методы обучения, которые позволят почувствовать себя успешными, создадут комфортный эмоциональный климат.>

Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы — развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. Осуществляют эти меры социальный работник и психолог при поддержке со стороны администрации школы.

Формы работы

  • Проведения психологического тестирования, разработка рекомендаций педагогам.
  • Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
  • Проведение спартакиады для учителей.
  • Проведение практикумов,семинаров, лекториев и тренингов на темы здорового образа жизни.
  • Проведение дней здоровья с выездом на природу или базу отдыха.
  • Создание здорового психологического климата в коллективе (совместные вечера, праздники).
  • Регулярное посещение секций и групп здоровья, которые проводятся в помещении школы.
  • Создание специальных условий для работы: уютная учительская, столовая, спортивные и тренажёрные залы, удобные классы.

3. Работа с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

Формы работы с родителями.

  • Консультация
  • Индивидуальные беседы.
  • Родительские собрания («Сохранение здоровья», «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т.д.).
  • Распространение буклетов.
  • Научно – практические конференции.
  • Пресс-конференция.
  • Гостиная
  • Собрание-презентация.
  • Собрание – беседа
  • Собрание- лекторий
  • Собрание -дискуссия.
  • Круглый стол.
  • Праздники («Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Зимние забавы»).

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

В заключение хочется привести  слова Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Список литературы

1. Горн Н.Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. - 2007. - № 1(4). - С. 59.

2. Козык Н.И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 51.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В. И. Ковалько. - М.: “ВАКО”, 2004. - 296 с.

4. Ломовцева Н.И. Если хочешь быть здоров - правильно питайся [Текст] / Н. И. Ломовцева // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 73.

5. Науменко Ю.В. Концепция здоровье формирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. - С. 99.

6. Пересадина Ю.Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе [Текст] / Ю. Е. Пересадина // Начальная школа плюс минус до и после. - 2000. - № 7. - С. 27.

7. Семенкова Т.Н. Здоровьесберегающие сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2005. - 147 с.

8. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

9. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе [Текст] / Л.А. Шевченко // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 54.

10. Полетаева Н.М. Научно-практические основы валеологической педагогики [Текст] / Н. М. Полетаева. - СПб.: Познание, 2001. - 190 с.

11. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко  Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. - М.: “ВАКО”, 2007.

12.Н.И. Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева М.: “ВАКО”, 2007.