Тема урока: «Глагол как часть речи»

Разделы: Начальная школа


Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
  • научить учащихся находить глаголы в тексте;
  • формирование представления о функциях глагола в речи.
  • повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие цели:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные цели:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
  • Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи

Ход урока

1. Организационный момент. 1 слайд

Презентация.

2. Чистописание.

3. Словарная работа.

Выгоняли рога погулять на луга
И рога вечерком прибрели с молочком. (корова)

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (собака)

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)

Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (завод)

Всюду в столице счастливые лица,
Только в России такая столица,
Всех городов и селений глава
Самый прекраснейший город ...(Москва)

ВЗАИМОПРОВЕРКА! 2 слайд

- Поменялись тетрадями с соседом. Приготовили простой карандаш. Проверьте работу соседа.

- Если нет ошибок, карандашом ставим «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3».

- Вернули тетрадь соседу.

- Поднимите руки, кто написал работу без ошибок. Молодцы!

- У кого одна ошибка? Две?

- Ребята! Что общего у всех слов? К какой части речи они относятся?

- Что такое имя существительное? Какими бывают имена существительные? Как изменяются?

- Подумайте, по какому принципу эти имена существительные можно разделить на две группы?

- Какие ещё части речи вызнаете?

4. Самоопределение к деятельности. 3 слайд

В стране «Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось.

- Ребята, как вы думаете, что могло произойти?

...Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

- Вспомните, как называются такие слова? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

- Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

- Что такое глагол?

5. Введение новых знаний.

- Ребята, задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? 4 слайд

Оказывается, в древнерусском языке было слово «глаголить» – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

- Прочитайте строки из произведения А.С.Пушкина. Как вы их понимаете? (обращаться к умам и сердцам людей)

- Прочитайте строки писателя и языковеда Владимира Даля. Знакомо ли вам его имя? Какой вклад он внёс в русский язык? (составил толковый словарь русского языка в нескольких томах, на это ушло 53 года)

Работа по учебнику

- Ребята, давайте откроем учебники на стр. 68. Посмотрите на иллюстрации в упр. 116.

- Что делает мальчик?

- Что обозначают слова, которые вы сейчас назвали? На какой вопрос они отвечают?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Прочитаем правило в рамке. Какие слова называют глаголами? На какие вопросы они отвечают?

- Составим предложение по любому рисунку. (устные ответы учащихся)

- Запишем его. (один ученик записывает на доске)

- Мальчик читает сказку сестре Наташе.

- Найдите грамматическую основу в предложении. Какими частями речи она выражена? Значит, глагол в предложении является каким членом?

6. Физкультминутка.

Молодцы, ребята.

Давайте отдохнём и поиграем в одну игру.

Я называю слова, если они являются именами существительными, то вы топаете 2 раза, если называю глаголы — хлопаете 2 раза.
Пыхтеть, скрип, скрипит, свет, стирать, пылесосить, тоска, грустить, танцевать, песня.

7. Закрепление полученных знаний.

- Какие слова — действия встретились нам в физминутке?

- Как они называются в русском языке?

- Ребята, как вы думаете, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом? (ответы детей)

- Чтобы это узнать, предлагаю выполнить одно задание.

- Приготовили карандаш и линейку, разделите страницу на две части, четыре строки.

- В презентации даны слова, распределите их в два столбика. 5 слайд

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Записи в тетрадях и на доске

Существительное Глагол
пила
пила

печь печь
жгут жгут

 

 


- Давайте проверим. Какие слова записали в первый столбик? Какие во второй?

- В чем было затруднение при выполнении этого задания?

- Докажите, что слово пила – это существительное,

- это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

8. Самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежит карточка. Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

- У кого другое задание?

Выполнение учащимися заданий.

Уровень 1.

Из жарких стран _________________ птицы. Они ________________________ себе жильё. Гр...чи ______________ гнёзда на д...ревьях. Многие птицы ______________________ гнёзда в дуплах. Они ____________________ туда сухие листья и мох. Скор... в птич...их домиках ______________________ пт...нцы. В рощ...х __________________________ с...л...в....и.

Уровень 2.

Найди и подчеркни глаголы. Выдели общую часть в словах.

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

- Бездельник, безделье, бездельничает.

САМОПРОВЕРКА.

Уровень 1.

Чтение предложений учащимися.

  • Какие глаголы вставили?
  • Какие орфограммы нам встретились в тексте?

Уровень 2.

Чтение слов-глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.

- Что обозначают все глаголы? (Действия)

- А разве слова ленится, бездельничает обозначают действия? (Да, потому что эти слова отвечают на вопрос что делает?)

- Ребята, а все ли мы знаем о глаголе?

9. Подведение итогов.

- С какой частью речи мы познакомились на уроке?

- Что такое глагол?

- Каким членом в предложении является?

10. Рефлексия. 

- Что было сложным на уроке?

- Что было особенно интересным?

- Подберите фразеологизмы, которые описывают вашу работу на уроке. 6 слайд

- Оцените свою работу.

  • Зелёный карандаш — довольны своей активностью на уроке,
  • жёлтый — могли бы работать лучше,
  • красный — не довольны своей работой на уроке.

11. Домашнее задание. 7 слайд

с. 68 упр. 117