Образовательные цели:
- познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
- научить учащихся находить глаголы в тексте;
- формирование представления о функциях глагола в речи.
- повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи
- учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие цели:
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию;
- развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи
Ход урока
1. Организационный момент. 1 слайд
2. Чистописание.
3. Словарная работа.
Выгоняли рога погулять на луга
И рога вечерком прибрели с молочком. (корова)Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (собака)За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (завод)Всюду в столице счастливые лица,
Только в России такая столица,
Всех городов и селений глава
Самый прекраснейший город ...(Москва)
ВЗАИМОПРОВЕРКА! 2 слайд
- Поменялись тетрадями с соседом. Приготовили простой карандаш. Проверьте работу соседа.
- Если нет ошибок, карандашом ставим «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3».
- Вернули тетрадь соседу.
- Поднимите руки, кто написал работу без ошибок. Молодцы!
- У кого одна ошибка? Две?
- Ребята! Что общего у всех слов? К какой части речи они относятся?
- Что такое имя существительное? Какими бывают имена существительные? Как изменяются?
- Подумайте, по какому принципу эти имена существительные можно разделить на две группы?
- Какие ещё части речи вызнаете?
4. Самоопределение к деятельности. 3 слайд
В стране «Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось.
- Ребята, как вы думаете, что могло произойти?
...Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.
- Вспомните, как называются такие слова? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
- Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)
- Что такое глагол?
5. Введение новых знаний.
- Ребята, задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? 4 слайд
Оказывается, в древнерусском языке было слово «глаголить» – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
- Прочитайте строки из произведения А.С.Пушкина. Как вы их понимаете? (обращаться к умам и сердцам людей)
- Прочитайте строки писателя и языковеда Владимира Даля. Знакомо ли вам его имя? Какой вклад он внёс в русский язык? (составил толковый словарь русского языка в нескольких томах, на это ушло 53 года)
Работа по учебнику
- Ребята, давайте откроем учебники на стр. 68. Посмотрите на иллюстрации в упр. 116.
- Что делает мальчик?
- Что обозначают слова, которые вы сейчас назвали? На какой вопрос они отвечают?
- К какой части речи относятся эти слова?
- Прочитаем правило в рамке. Какие слова называют глаголами? На какие вопросы они отвечают?
- Составим предложение по любому рисунку. (устные ответы учащихся)
- Запишем его. (один ученик записывает на доске)
- Мальчик читает сказку сестре Наташе.
- Найдите грамматическую основу в предложении. Какими частями речи она выражена? Значит, глагол в предложении является каким членом?
6. Физкультминутка.
Молодцы, ребята.
Давайте отдохнём и поиграем в одну игру.
Я называю слова, если они являются именами существительными, то вы топаете 2 раза, если называю глаголы — хлопаете 2 раза.
Пыхтеть, скрип, скрипит, свет, стирать, пылесосить, тоска, грустить, танцевать, песня.
7. Закрепление полученных знаний.
- Какие слова — действия встретились нам в физминутке?
- Как они называются в русском языке?
- Ребята, как вы думаете, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом? (ответы детей)
- Чтобы это узнать, предлагаю выполнить одно задание.
- Приготовили карандаш и линейку, разделите страницу на две части, четыре строки.
- В презентации даны слова, распределите их в два столбика. 5 слайд
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Записи в тетрадях и на доске
Существительное | Глагол |
пила |
пила |
печь | печь |
жгут | жгут |
- Давайте проверим. Какие слова записали в первый столбик? Какие во второй?
- В чем было затруднение при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
8. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит карточка. Прочитайте задание. Что нужно выполнить?
- У кого другое задание?
Выполнение учащимися заданий.
Уровень 1.
Из жарких стран _________________ птицы. Они ________________________ себе жильё. Гр...чи ______________ гнёзда на д...ревьях. Многие птицы ______________________ гнёзда в дуплах. Они ____________________ туда сухие листья и мох. Скор... в птич...их домиках ______________________ пт...нцы. В рощ...х __________________________ с...л...в....и.
Уровень 2.
Найди и подчеркни глаголы. Выдели общую часть в словах.
- Звон, звонит, звонкий.
- Ходит, ход, походка.
- Холод, холодный, похолодало.
- Старик, старый, стареет.
- Бег, бегун, бежать.
- Свет, светить, светает.
- Ленивый, ленится, лентяй.
- Бездельник, безделье, бездельничает.
САМОПРОВЕРКА.
Уровень 1.
Чтение предложений учащимися.
- Какие глаголы вставили?
- Какие орфограммы нам встретились в тексте?
Уровень 2.
Чтение слов-глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.
- Что обозначают все глаголы? (Действия)
- А разве слова ленится, бездельничает обозначают действия? (Да, потому что эти слова отвечают на вопрос что делает?)
- Ребята, а все ли мы знаем о глаголе?
9. Подведение итогов.
- С какой частью речи мы познакомились на уроке?
- Что такое глагол?
- Каким членом в предложении является?
10. Рефлексия.
- Что было сложным на уроке?
- Что было особенно интересным?
- Подберите фразеологизмы, которые описывают вашу работу на уроке. 6 слайд
- Оцените свою работу.
- Зелёный карандаш — довольны своей активностью на уроке,
- жёлтый — могли бы работать лучше,
- красный — не довольны своей работой на уроке.
11. Домашнее задание. 7 слайд
с. 68 упр. 117