Соотношение единиц времени. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, единицы времени


Цели:

  • Образовательная: учить преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умения решать задачи по теме;
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление учащихся, способность делать выводы из полученной информации;
  • Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие, уважение, пунктуальность, бережное отношение к свободному времени.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование умений выражать время в разных единицах, сравнивать длительность промежутков времени;
  • формирование умений определять начало, конец, продолжительность событий;

Метапредметные (УУД)

  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии;
  • Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку  учителя.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение полно и точно выражать свои мысли; сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
  • Личностные:
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, группах;
    • развитие самостоятельности;
    • развитие интереса к изучению математики.

Ход урока

I. Самоопределение и мотивация

Презентация

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

- Что лежит у вас на столе необычного? (Нитки…..)

- В древние время  русские люди брали такую ниточку и завязывали узелки, когда кому-то что-то давали в долг.

- Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть)

- А зачем нитки лежат у вас? (чтобы мы тоже завязали узелки, чтобы что-то не забыли)

Послушайте стих и скажите, о чем мы будем сегодня говорить:

«Как много на свете
Нужных вещей.
О них мы узнать
Спешим поскорей.
Сейчас величины
Мы все повторим,
Задания выполним, 
Всё закрепим».

- О чем будем разговаривать? (…о величинах)

- Сегодня мы будем повторять величины и завязывать узелки.

II. Актуализация знаний

Самостоятельная работа (в парах)

- Перед вами карточки. Решите примеры и расшифруйте слова.

1 ряд:

Т) 2600:10

И) 36+17

У) 111*4

К ) 240:3

С) 62*100

6200

444

260

80

53

 

 

 

 

 

(сутки)

Е) 91:7

Д) 80:5

Л) 240:(80:2)

Н) 200-80:5

Е) 8*19

Я) 56:14

184

152

16

13

6

4

 

 

 

 

 

 

(неделя)

2 ряд:

Ц) 78:13

Я) (44+33):7

С) 50:25*9

М) 30:6*5

Е) 92:4

25

23

18

11

6

 

 

 

 

 

(месяц)

Е) 82:41*39

В) (95:19)*(18:6)

К) 75:15*12:20

15

78

3

 

 

 

(век)

О) 24:2*3:18 

Г) 82:41*39

Д) 75:15*12:20

78

2

3

 

 

 

(год)

3 ряд:

А) 82:41*39

Ч) (95:19)*(18:6)

С) 75:15*12:20

15

78

3

 

 

 

(час)

А) 38000:100 

Н) 453 – 6

У) 678 – 235

С) 358 + 6 

Е) 80:16+ 4

Д) 600*10 :1000

К) 92*50

464

9

4600

443

437

6

380

 

 

 

 

 

 

 

(Секунда)

III. Постановка темы и цели урока

- Какие слова вы составили? (Дети называют слова, учитель выставляет карточки на доску. Самопроверка выполненного задания.)

- Что это за слова? (Единицы времени)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Единицы времени, соотношение между ними)

IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1.- Какая единица времени не записана на доске? (Минута)

- Запишите единицы времени в порядке возрастания. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

- Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать время?

- Людям, каких профессий необходимо точное время? (учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.)

- Обоснуйте свои ответы.

2. - Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.

Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

Кластер (взаимосвязь единиц времени) 8 узелков

В стихах Р.Рождественского к фильму «Семнадцать мгновений весны» есть такие строки:

«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения. Мгновения…»

- Каким словом поэт заменяет слово «секунда?» (Мгновение)

- Секунда самая маленькая единица времени.

На уроках физкультуры вы бегаете на время. Как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер). Он похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту, т.е. на сколько секунд? 60

Секунда – основная единица времени. Для неё существуют точные способы измерения, независимые от движения Земли или солнца.

Сутки – единица времени, равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Год – единица времени, равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год немного больше 365 суток, поэтому установлены високосные годы, когда год увеличивается на 1 день.

Распространены и бытовые единицы времени: век (100 лет), неделя (7 дней), месяц (различной длительности). В году 12 месяцев.

3. Используя единицы времени, опишите сегодняшний день. Сегодня 30 января 2019 год ХХI века 11.05 утра.

Запишите число, классная работа в тетради.

V. Применение знаний и способов действий

1. А теперь будем реализовывать на практике наши знания о единицах времени. Открываем учебник №53 письменно. 1 ст. – вместе
2 ст. – самостоятельно.

Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

2. Работа в группах

3. Самостоятельная работа

Карточка 1 (голубая).

Материал урока понял частично, есть небольшие затруднения.

Впиши пропущенные единицы времени:

243 мин = 4___3___

3ч 5 мин = 185_____

12 мин = 720 ____ 

2 мин 4 с = 124 _____

303 мин = 5____3____ 

6 ч 6 мин = 366 _____

Карточка 2 (жёлтая). Материал урока понятен, уверен в своих силах.

Сравни величины:

4 мин 4 с … 245 с

2 ч 15 мин … 105 мин

5 сут 15 ч … 5 сут 18 ч

2 сут 15 ч … 65 ч

16 мин 3 с … 100 с

240 мин … 5 ч

Карточка 3 (зелёная).

Все на уроке понял, хочу поработать дополнительно.

Найди правила, по которым записаны ряды величин, и впиши пропущенные числа:

  1. 5 сут, 144 ч, 7 сут, 192 ч, 9 сут,  … ;
  2. 3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, 7 ч, … ;
  3. 3 мин 20 с, 3 мин 40 с, 4 мин, 4 мин 20 с, …  .

VI. Подведение итогов

1. Игра «Да-нетка»

Проверим  как вы сегодня потратили время на уроке : с пользой для себя или нет, насколько вы были внимательны на уроке.

1. Самая крупная единица времени - год? (- )
2. В одной минуте 60 секунд? ( +)
3. 1 ч 15 мин = 105 мин (-)
4. 2 века = 200 лет (+)
5. 2 ч 10 мин =130 мин (+)
6.  В одном часе 60 секунд (-)
7. 3 сут =74 ч   (-)

2. Расшифруйте пословицы и поговорки заменяя выделенные числа на более крупные единицы времени.

100 лет живи, 100 лет учись.

 (Век живи, век учись.)

Обещанного 36 месяцев ждут.

  (Обещанного три года ждут.)

Делу время, а потехе 60 минут.

 (Делу время, а потехе час.)

7 дней 12 месяцев кормит.

 (Неделя, год кормит.)

- Какие из пословиц будут полезны всем школьникам?

- Вы сегодня очень хорошо поработали, завязали 9 узелка. Давайте вспомним для чего мы их завязывали.

  • Что каждый из них обозначает?
  • Всё ли на уроке мы выполнили?
  • Всё ли у нас получилось?
  • Что повторяли на уроке? (повторяли величины, соотношение между величинами, считали устно, решали задачу, решали примеры, отвечали на вопросы )

- Давайте ваши ниточки вложим в учебник. Эта нитка послужить вам закладкой и будет напоминанием о величинах.

VII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. «Мишень».

VIII. Домашнее задание