Цель: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с историей завоевания Руси татарско-монгольским иго;
- познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;
развивающие:
- развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение работать с картой;
- развивать речь, память, мышление.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование:
- Презентация
- Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / Плешаков А.А., Крючкова Е. А. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – с.59–64
- Карточки для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся. (Слайд.)
Историческая разминка.
- Наш урок я хочу начать с разминки, но необычной, а исторической. Отвечаем дружно и вместе.
- Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? (История новейшего времени).
- Как назывался центр русского города? (Кремль).
- Кто автор книги «Дети капитана Гранта»? (Жюль Верн).
- Особые знаки для письма в Древнем Египте? (Иероглифы.)
- В Средневековье по всей Европе распространилась вера в (Христианство).
- Какое важное событие произошло в 998 году? (Крещение).
- Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались: (Литеры).
- Как назывались заострённые палочки для письма на бересте? (Писалами).
- Какой русский князь прославился своими военными подвигами? (Олег).
- Как звали князя Красное Солнышко? (Владимир).
- На берегах реки Волхов расположился город … Новгород.
Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы начали знакомство с историей Древней Руси. Мы узнали о крещении Руси, о возникновении крупных городов. Русь расцветала. Расширялись территории, строились новые города. В XII–XIII веках наша Русь-Матушка разбивалась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.
- А сегодня мы окажемся в XIII веке и тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле».
Постановка учебной задачи.
- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Почему времена трудные.)
- Подберите синонимы к слову трудные. (Тяжкие.)
- Как вы думаете, почему времена тяжкие?
- Какие задачи мы должны поставить перед уроком?
Задачи.
1. Познакомиться с героическими страницами истории Отечества.
2. Сформировать представления о военном деле на Руси.
3. Развивать умение работать с картой.
4. Воспитывать любовь к Родине.
«Открытие» учащимися нового знания.
- Первое нападение было со стороны монголо-татар.
Монголо-татары - это были степные кочевники (переезжающие с места на место) монгольские племена.
- Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Монголы жили в юртах - лёгких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод.
Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.
Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.
- Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье».
- Поздней осенью 1237 года внук Чингизхана Батый (Бату-хан) привел к русским границам огромное войско и напал на Русь.
- Как встретила Русь врага, я предлагаю вам узнать, прочитав учебник на стр. 59–60.
- Читайте, внимательно, т.к. каждая группа должна будет ответить на свой вопрос.
Самостоятельная работа.
1 группа.
– Какой город первый потерпел поражение? В каком году? Показать на карте.
2 группа.
– Какой второй город был захвачен? В каком году? Показать на карте.
3 группа.
- Какой город еще пострадал? В каком году? Показать на карте.
4 группа.
- Что произошло с Киевом.
- Что основал Батый?
5 группа.
- Прочитать материал по данной теме в энциклопедии и дополнить рассказчиков.
Дополнительный материал.
1 группа. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.
2 группа. Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир.
3 группа. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли.
4 группа. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.
- Батый в 40-х годах ХIII века основал огромное и пёстрое по составу государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (Около современной Астрахани).
Первичное закрепление.
- Какие последствия оказались для Руси после вторжения полчищ хана Батыя?
49 городов были разрушены, в 14 больше не возродилась. Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На полвека прекратилось каменное строительство.
- Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?
Раздробленность Руси на княжества. Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов.
- Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом?
- (Коренные русские земли территориально находились в полной зависимости от Золотой Орды;
- ханы назначали князей по своему усмотрению;
- князья подчинялись приказам ханов;
- княжества подвергались опустошающим набегам;
- платили огромную дань).
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.
Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
«Открытие» учащимися нового знания.
Князь Александр Невский. Ледовое побоище.
- Но не только монголо-татары напали на Русскую землю.
- Единственным городом, не разрушенным монголами был… Новгород.
- Как вы думаете, почему хан Батый не пошёл в Новгород?
Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь.
- Новгород стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы.
Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображён крест.
- В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича.
- В 1247 году к Александру обратился хан Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе?
Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться ко мне и увидишь, честь и славу царства моего».
Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев.
- Летом 1240 года крупные силы католических рыцарей начали наступление на северо-западные русские земли.
- Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргега, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
- Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.
- Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на Чудском озере.
Здесь 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.
Самостоятельная работа. (Работа с учебником.)
- О том, как это происходило, вы узнаете, если прочитаете текст на странице 63.
- Читайте внимательно, чтобы потом могли ответить на мои вопросы.
- Как Александр расположил Русскую армию?
- О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?
- Чем закончилась битва?
- Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его остриё составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях.
Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян вооружённых копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница.
В субботу на восходе солнца два войска сошлись у скалы Вороний камень. Битва была упорная и жестокая. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Он пробили серединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ним устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший лёд, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мир. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
(Отрывок из фильма «Александр Невский»).
- Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище.
- В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России.
- Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров - от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон.
- Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. В нашей школе перед праздником «День защитника Отечества» проводится конкурс «Награда в твоём доме». Предлагаю принять в нём участие.
- Сколько лет прошло с того знаменитого события? (5 апреля - 775 лет.)
Включение нового знания в систему знаний.
Разгадывания кроссворда по группам с проверкой по вебкамере.
Слово библиотекарю.
- Знакомство с книгами по данной теме в школьной библиотеке и библиотеке им. А. С. Пушкина.
Итог урока.
- Над какой темой сегодня работали?
- Какой вывод мы можем сегодня сделать?
- Где можно использовать эти знания?
- Оцените свою работу на уроке, работу всего класса.
Домашнее задание.
- Учебник стр. 59–64
- Посмотреть фильм «Александр Невский»