При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.
В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.
На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т.д.), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» - «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
- Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
- Ориентировку в окружающем пространстве.
Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 3-4 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, бытовых моментах, гигиенических процедурах.
В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.
1. «С добрым утром».
С добрым утром, глазки! |
(Поглаживаем веки глаз) |
Вы проснулись? |
("Смотрим в бинокль") |
С добрым утром, ушки! |
(Поглаживаем ушки) |
Вы проснулись? |
(Прикладываем ладонь к ушам) |
С добрым утром, ручки! |
(Поглаживаем кисти рук) |
Вы проснулись? |
(Хлопаем в ладоши) |
С добрым утром, ножки! |
(Поглаживаем ноги) |
Вы проснулись? |
(Притопываем) |
С добрым утром, солнце! |
(Руки раскрываются навстречу солнышку) |
Я проснулась! (Я проснулся). |
(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться) |
2. «Это мы».
Это ручки – вот, вот.
Это ножки – вот, вот.
Это спинка, вот живот.
Это глазки – вот, вот.
Это нос, это рот.
Ох, устали.
Вытрем лоб.
Показ движений соответственно тексту.
3. Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.
Дарики-дарики, | Руки в кулачке, указательный палец совершает круговые движения |
Ай, да комарики! |
|
Вились, кружились |
|
На…щечки садились: кусь-кусь. |
Легкие прищипывания названной части тела |
Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.
4. Игра «Котята» - это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.
Умыли котята глаза | Кулачками тереть глаза. |
И носы, |
Движение сверху вниз по носу. |
И щечки, |
Круговые движения по щекам. |
И лобики, |
Пилящие движения ребром ладони |
Даже усы. |
Так же по верхней губе. |
И «Доброе утро» друг дружке |
Ребенок поворачивается к рядом |
Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ». |
сидящему и на ухо произносит: «Мяу». |
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки.
Рекомендуются следующие виды заданий:
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
- Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.
- Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 4-5 лет в игровых ситуациях.
В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела, а также пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.
Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях.
рименять их в усвоении различных лексических тем.
Тема: «Водный транспорт».
Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия: вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см, палочки, трубочки, план-схема «Путешествия».
Ход занятия
1. Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».
Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.
Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.
2. Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».
Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.
Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх…), второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».
3. Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт», заданное на схеме.
Варианты выполнения задания с усложнением:
1) Вы можете предложить детям образец, выполненный из такого же материала - «Сделай, как я»;
2) детям предлагается образец из другого материала - «Сделай, так же»;
3) детям предлагается образец (который затем убирается), затем дети выполняют изображение по памяти - «Сделай, как было»;
4) детям предлагается нарисованный образец-схема в равном масштабе, затем дети выполняют - «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);
5) детям предлагается образец-схема (изображение меньшее по размеру), дети выполняют - «Выложи по образцу».
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.
В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности, проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируется обобщающие понятия, осуществляется подготовка к обучению грамоте.