Формирование пространственных ориентировок в младшем дошкольном возрасте

Разделы: Логопедия


При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.

В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.

На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т.д.), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» - «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  1. Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
  2. Ориентировку в окружающем пространстве.

Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 3-4 лет в игровых ситуациях.

В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.

Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, бытовых моментах, гигиенических процедурах.
В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.

1. «С добрым утром».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

("Смотрим в бинокль")

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись?

(Притопываем)

С добрым утром, солнце!

(Руки раскрываются навстречу солнышку)

Я проснулась! (Я проснулся).

(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

2. «Это мы».

Это ручки – вот, вот.
Это ножки – вот, вот.
Это спинка, вот живот.
Это глазки – вот, вот.
Это нос, это рот.
Ох, устали.
Вытрем лоб.

Показ движений соответственно тексту.

3. Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.

Дарики-дарики, Руки в кулачке, указательный палец совершает круговые движения

Ай, да комарики!

 

Вились, кружились

 

На…щечки садились: кусь-кусь.

Легкие прищипывания названной части тела

Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.

4. Игра «Котята» - это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.

Умыли котята глаза

Кулачками тереть глаза.

И носы,

 Движение сверху вниз по носу.

И щечки,

 Круговые движения по щекам.

И лобики,

 Пилящие движения ребром ладони

Даже усы.

 Так же по верхней губе.

И «Доброе утро» друг дружке

 Ребенок поворачивается к рядом

Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ».

 сидящему и на ухо произносит: «Мяу».

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки.

Рекомендуются следующие виды заданий:

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
  2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.
  3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 4-5 лет в игровых ситуациях.

В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела, а также пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.

Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях.

рименять их в усвоении различных лексических тем.

Тема: «Водный транспорт».

Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия: вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см, палочки, трубочки, план-схема «Путешествия».

Ход занятия

1. Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».

Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.

Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.

2. Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».

Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.

Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх…), второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».

3. Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт», заданное на схеме.

Варианты выполнения задания с усложнением:

1) Вы можете предложить детям образец, выполненный из такого же материала - «Сделай, как я»;

2) детям предлагается образец из другого материала - «Сделай, так же»;

3) детям предлагается образец (который затем убирается), затем дети выполняют изображение по памяти - «Сделай, как было»;

4) детям предлагается нарисованный образец-схема в равном масштабе, затем дети выполняют - «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);

5) детям предлагается образец-схема (изображение меньшее по размеру), дети выполняют - «Выложи по образцу».

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности, проводится профилактика оптических нарушений чтения и письма, актуализируется словарь, формируется обобщающие понятия, осуществляется подготовка к обучению грамоте.