Технологическая карта урока русского языка
Класс: 6.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательные: обобщить знания обучающих по теме «Имя прилагательное», познакомить с современными технологиями работы с текстом с использованием метапредмета «Знак» (составить кластер в процессе работы над текстом);
- Развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую и обобщать полученную ранее информацию; развивать устную и письменную речь, память, внимания, логическое мышление;
- Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и парной работе, любовь к родному языку.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, составление кластера).
Технологии обучения:
- здоровьесбережение;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- поэтапного формирования умственных действий.
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, формирование навыков аналитической работы с научным текстом; умение сопоставлять и сравнивать, умение создавать кластер на основе изучения научного текста.
Оборудование:
- медиапроектор,
- компьютер,
- презентация (Приложение 1),
- фразы для общения (Приложение 3),
- текст для анализа (Приложение 5),
- маршрутный лист (Приложение 4),
- схема кластера (Приложение 6),
- образец кластера (Приложение 7).
План проведения урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Создание кластера.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, знакомство с маршрутным листом, с фразами для общения на уроке. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Ученица читает текст Игоря Дмитриевича Вострякова "Дождь из огурцов" (Приложение 2) |
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. |
||
- На основании темы определите цель урока и запишите в маршрутный лист. |
Обучающиеся записывают цель урока в маршрутный лист и знакомятся с понятием кластер Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. |
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. |
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися текста по теме "Будь внимателен! Морфологический разбор имени прилагательного. Составляем кластер" |
||
Батарея вопросов Прочитайте название статьи и ответьте на вопросы: |
Отвечают на вопросы |
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. |
IV. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися текста по теме: "Будь внимателен! Морфологический разбор имени прилагательного. Составляем кластер" |
||
Первое чтение с маркировкой текста. При чтении фрагмента карандашом на полях ставится «V», если все понятно, и «?», если что-то непонятно (Стратегия SMART). |
Маркируют текст |
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: составление кластера учащимися по тексту с использованием эталона. |
||
1. Второе чтение с выделением ключевых слов. |
Читают, выделяя ключевые слова Заполняют схему, используя ключевые слова. Дети анализируют, сопоставляют составленные ими кластеры с моделями, обсуждают модели в парах |
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели. |
VI. Включение в систему знаний и повторений. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. |
||
- Перед вами научный текст, записанный на трех страницах, и кластер с той же информацией, выполненный на одной плоскости. Можете ли вы сейчас восстановить информацию по кластеру |
Ученик у доски по кластеру восстанавливает информацию. |
Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвоения содержания; |
VII. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
||
Учитель акцентирует внимание на конечных |
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку. Обучающийся читает сочинение по теме предыдущего домашнего задания: сочинить сказку о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных. |
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка |