Проектная деятельность специалистов МАУ «ЦППМиСП» на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях (ИКРЗ) с детьми предшкольного и младшего школьного возрастов

Разделы: Школьная психологическая служба


Специалисты МАУ «ЦППМиСП» (педагоги-психологи, учитель начальных классов) в 2016-17 учебном году реализовывали на ИКРЗ проекты по развитию «эмоционального интеллекта» и навыков письменной речи у детей предшкольного и младшего школьного возрастов.

Актуальность проектной деятельности по развитию «эмоционального интеллекта» в том, что одностороннее развитие логических операций у детей (в том числе у детей с ОВЗ и с инвалидностью) обедняет эмоциональную сферу ребенка, не давая ей полноценно развиваться; увеличивается темп, напряженность и насыщенность современной жизни, что негативно влияет на эмоциональное состояние детей, нарушает их психологическое развитие, способствует дезадаптации. По данным Н.П. Вайзман, «… предболезненные формы нервно-психических отклонений встречаются у 70% первоклассников…» [10].

Таким образом, развитие у детей умений осознавать и принимать свои негативные чувства, улучшать своё состояние, понимать эмоции окружающих людей способствует дальнейшей социализации обучающихся и формированию у них «эмоционального интеллекта».

Эмоции являются мощным регулятором нашего поведения и деятельности, поэтому способность владеть ими для детей чрезвычайно важна, и развивать ее нужно начиная с раннего детского возраста. Для осознания своих эмоциональных состояний ребенку необходимо иметь представление о различных эмоциональных переживаниях и о возможных причинах, их вызывающих.

Цель проекта: формирование «эмоционального интеллекта» у детей предшкольного и младшего школьного возрастов.

Основные задачи проекта:

  • Изучить эмоциональную сферу у детей, посещающих ИКЗ, на подготовительном и заключительном этапах проекта;
  • Разработать программу по развитию «эмоционального интеллекта» у детей предшкольного и младшего школьного возрастов;
  • Познакомить обучающихся с базовыми эмоциями, научить распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл;
  • Снизить психоэмоциональное напряжение ребенка, тревожность и агрессию;
  • Развить навыки произвольной саморегуляции эмоционального состояния у детей.
  • Вовлечь родителей детей, посещающих ИКЗ, в реализацию задач проекта.

Ожидаемый результат:

1. Улучшение эмоционального состояния детей.

2. Формирование у детей представлений о базовых эмоциях и чувствах.

3. Обеспечение осознанного участия семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

4. Позитивная динамика в развитии эмоциональной сферы детей (позитивное психоэмоциональное состояние ребенка, контактность, соответствующее возрасту поведение).

План реализации проекта включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы. В подготовительном этапе идёт изучение литературы по теме проекта, подбор диагностического и дидактического материалов к программе по развитию «эмоционального интеллекта» у детей; разработка программы по развитию эмоций, изучение эмоциональной сферы у детей, посещающих КРЗ. Основной этап проекта: занятия с детьми по «Программе развития эмоциональной сферы детей предшкольного и младшего школьного возрастов «Страна эмоций»; консультации для родителей«Приёмы развития «эмоционального интеллекта» ребёнка». На заключительном этапе проводится итоговая диагностика эмоциональной сферы у детей, посещающих КРЗ, подводятся итоги реализации проекта и дальнейшего его развития.

В разработанной программе «Страна эмоций» дети знакомятся с базовыми эмоциями и состояниями (радость, грусть, гнев, страх, удивление, обида). Это способствует формированию у них когнитивной составляющей эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе занятий у ребёнка расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, развивается способность лучше понимать себя и другого человека, причины поведения людей.

Данный курс представляет модификацию программ Е. Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?», О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», А.В. Ухановой «Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников» и предполагает изучение одного из разделов – знакомства с базовыми эмоциональными состояниями. Система занятий рассчитана на 9 тем (12 часов), реализуется в индивидуальной или групповой форме работы с детьми предшкольного и младшего школьного возрастов.

Во время занятий у ребенка происходит становление самосознания, самоконтроля, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции. Отсутствие отметок снижает тревожность обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству познания и развития своей личности.
Методологическая основа программы.

Теория фундаментальных эмоций К.Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются отдельно от других как самостоятельный переживательно – мотивационный процесс стороны, и как фундаментальный личностный процесс.

Теоретические положения Л.С. Выготского об эмоциях как о центральном звене психической жизни человека. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывали, что только согласованное функционирование двух систем – интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Эмоциональное состояние человека – это основа основ его не только психического, но и соматического благополучия.

Формы работы.

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, проблемные ситуации, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Для закрепления изучаемого материала специалисты разрабатывают и используют новые методы работы с детьми в виде лэпбуков (папки с карманами) с заданиями по развитию (например, «Квестбук «Путешествие в страну Эмоций»).

Итоги диагностики детей по программе.

В диагностике принимали участие 15 человек в возрасте 7–12 лет. Обследование проводилось в два этапа. На начальном и заключительном этапах дети по 10-ти балльной шкале (адаптация методики Дембо-Рубинштейна) оценивали степень выраженности своих эмоций. Результаты показывают положительную динамику по состояниям «радость», «удивление» и снижение числовых показателей по эмоциям «грусти», «злости», «обиды», «страха».

Средние значения эмоциональных состояний представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

По ПКС «Статус» (МГНПП «Иматон») проведено обследование по методике Люшера. Выявлена положительная динамика по интегральному показателю (ИП) (основному показателю нервно-психического состояния детей), по суммарному отклонению от аутогенной нормы (СО) и вегетативному коэффициенту (ВК) (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Ребенок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Не менее важными являются развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение, развитый соответственно возрасту фонематический слух, достаточный словарный запас, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

На практике это далеко не так. По наблюдению учителя начальных классов МАУ «ЦППМиСП», дети, пришедшие на диагностику, посещающие индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, в основном испытывают трудности по русскому языку. Данная категория детей нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое подразумевает помощь и поддержку ребенка и со стороны родителей. На сегодняшний день многие родители уделяют ограниченное внимание детям по развитию письменной речи, объясняя это занятостью на работе и нехваткой времени дома, а также в ходе бесед с родителями было выявлено еще ряд причин: недостаточные знания об особенностях устной и письменной речи младших школьников, как и чем можно заниматься дома, совершенствуя речь ребенка.

Чаще всего неуспеваемость детей по русскому языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Учащиеся не получают своевременно необходимую педагогическую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по письму и чтению. Неспособность учащихся к письму и чтению обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка, так как в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Актуальность и востребованность проекта определяется: - ростом количества детей с нарушениями письменной речи, возможности оказания коррекционно-развивающей педагогической помощи всем нуждающимся; - необходимостью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе.

По продолжительности проект долгосрочный. По количеству участников: индивидуальный. По виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений, тормозящих формирование письменной речи.

Задачи:

  • Предоставить родителям материал для совместной деятельности с детьми в домашних условиях;
  • Создать педагогическую копилку теоретических и практических материалов для родителей и детей.

Работа по взаимодействию педагога и родителей по коррекции письменной речи детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений, тормозящих формирование письменной речи;
  • начать сбор методических материалов.

1. Анкетирование родителей.

2. Подбор консультаций для родителей по интересующим темам.

3. Анализ имеющихся пособий.

4. Создание лекотеки дидактических пособий, игр.

5. Анализ письменных работ детей.

6. Подбор материала по коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками.

7.Разработка макета журнала.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

  • разработать и распространять журнал «Звуки, буквы различаем – пишем грамотно, читаем»;
  • пополнять копилку лекотеки педагогическими материалами.

1. Издание журнала «Звуки, буквы различаем- пишем грамотно, читаем».

2. Презентация журнала для родителей.

3. Презентация журнала для детей.

4. Распространение журнала среди родителей.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический)

  • Проанализировать эффективность работы педагога с родителями по вопросам профилактики и коррекции нарушений письменной речи.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Мероприятия:

1. Анкетирование родителей.

2. Организация выставки рисунков детей «Иллюстрация к любимой рубрике»

Ожидаемые результаты

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по коррекции письменной речи детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы из журнала «Звуки, буквы различаем-пишем грамотно, читаем».
  3. Повышение компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции письменной речи у детей (результаты анкетирования).

Эффективность данных результатов

Для детей:

  • положительная динамика по результатам коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для родителей:

  • готовность и желание родителей помогать педагогу в коррекционно-развивающей работе с детьми;
  • использование знаний по вопросам профилактики и коррекции нарушений письменной речи у детей в домашних условиях.

Для педагога:

  • положительный психологический климат между педагогом и родителями;
  • заинтересованность педагога в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность собственной деятельностью;
  • учет положительной динамики в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Литература.

1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

2. Гоулман Дэниел.Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.

3. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

4. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? М.: Книголюб. 2005.

5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

6. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001.

7. Морозова С.Л. Ёе Величество - Орфография. Москва, 1997.

8.Светлова И. Грамматика в картинках. Эксмо-Пресс, 2002.

9.Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. Екатеринбург, 2006.

10. Уханова А.В. Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников. Вестник практической психологии образования 2008 № 2. С.108.

11. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Москва.: Генезис, 2013.