Одной из главных задач детского сада является развитие у детей связной речи. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.
В течении первых трех лет жизни в развитии речи происходят огромные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами психического, физического и умственного развития. Своевременное развитие речи детей с раннего возраста является важной предпосылкой их последующего речевого (общения) развития. В развитии речи детей важное значение имеют первые три года. Если ребенок не научится говорить до трех лет, то он уже никогда не сможет научиться. Своевременное и полноценное освоение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Без речи нет общения между людьми. В овладении речью необходима помощь взрослых, окружающих ребенка людей: родителей, воспитателей. В детском саду воспитатель должен выработать у ребенка умение употреблять слова в связной речи. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким запасом слов, которое бы ему позволило общаться со взрослыми, сверстниками. Формирование словаря детей несет скачкообразный характер. Дети легче овладевают познаниями (слов) предметов, которые видят. Эти слова преобладают в их словаре. В словаре детей редко встречаются слова с отвлеченными понятиями, такие как: красота, дружба, приветливость.
Усвоение значений слов идет поэтапно у ребенка.
- Сначала значение слов относится к одному определенному предмету.
- Постепенно ребенок овладевает обобщенными значениями слова. Но и то обобщение делается на основе несуществующих признаков.
Правильное овладение обобщающими значениями слов появляется к 3–4 годам. Например :кукла, мяч – это игрушки. В пять лет дети начинают хорошо различать слова обобщения.
Весь словарь детей делится: на активный и пассивный. Пассивный словарь – когда дети понимают слова, но не используют их в речи. Активный словарь, используемые ребенком в речи слова.
Словарь детей находиться в постоянном развитии. Для того, чтобы слово вошло к активный словарь детей, необходимо часто его повторять, чтобы у ребенка сформировалась система динамичных стереотипов.
В формировании словаря у детей наблюдаются различия, даже если это дети одного и того же возраста. Все это зависит от обстановки, в которой живет ребенок, от его умственных способностей, от влияния на него взрослых, от того, как они занимаются с ребенком.
В детском саду задачи словарной работы сводятся к следующему:
- Накопление слов, обогащение словаря (количественное накопление слов).
- Уточнение и закрепление словаря (освоение смысла слов, их значения, когда слово ребенок соотносит точно с данным предметом, явлением).
- Активизация словаря (постепенное увеличение слов, используемых в речи).
Все эти задачи могут решаться одновременно на одном занятии при условии четкого разграничения новых слов, слов взятых для закрепления и тех, что будут активизироваться. В чистом виде эти задачи отдельно не рассматриваются. Выделение этих задач обусловлено спецификой усвоения слов. Дети не сразу постигают слова, а постепенно.
При планировании словарной работы на каждом занятии по развитию речи воспитатель должен знать, какие задачи решаются, над какими еще нужно работать.
Если слова узнаются впервые, то главной задачей будет обобщение словаря.
Если же слова знакомые, то главной задачей будет закрепление, уточнение слов. На занятии обязательно должна быть активизация словаря.
Содержание словарной работы усложняются от одной группы к другой на основе ознакомления детей с увеличивающимся кругом предметов и явлений, на основе углубления знаний об одних и тех же предметах.
Словарная работа находится в тесной связи с развитием связной речи, так как для самого простейшего высказывания необходимо владение словарем, которое невозможно представить без процесса накопления знаний и представлений об окружающей среде.
Дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Они делают еще много ошибок при построении предложений, нарушают порядок слов, искажают грамматические формы. Поэтому высказывание ребенка младшего возраста, состоящие из двух, трех предложений считается связным. Построение таких фраз уже свидетельствует о том, что ребенок начинает устанавливать связи между предметами, соподчинять одни явления другим. Формирование связной речи и изменение ее функций – это следствие усложняющейся деятельности ребенка и зависит в своих проявлениях содержания, условий и форм общения со взрослыми. Таким образом, усложнения общения по своему содержанию влечет за собой усложнение речевых форм. Речь малыша постепенно начинает приобретать связный характер, ребенок употребляет в речи не только простые, но и сложные предложения, правильно изменяет окончания слов. Словесное общение – качественный скачок в речевом и общем психологическом развитии. Дети 3-4 лет обладают определенным запасом слов, но здесь очень важно, чтобы слова эти выступали не просто как обозначения окружающих предметов и явлений, а использовались в элементарной связной речи, доступной этому возрасту.
Дети старшего возраста строят высказывания самостоятельно, им не помогают взрослые. Ребенок сам должен выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает. Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало: содержание должно быть выстроено в логической последовательности, существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
Эти особенности монологического высказывания требую специального воспитания, специального обучения ребенка. Средствами воспитания связной речи у детей являются художественная литература, рассматривание картин, игрушек, просмотр диафильмов, просмотр телепередач, речь воспитателя. Например, к одному году словарь ребенка состоит из 10-12 слов, к 1,6 годам - 20-30 слов, к двум годам 300-400 слов, к трем годам до 2000 слов, к четырем годам до 4000 слов, к шести годам до 6000 слов.
Отсюда видно, какое значение имеет словарная работа в дошкольном возрасте. Ребенок сначала овладевает словами обозначающими предметы, которые окружают его. Решающим в речевом развитии становится не само по себе овладение словом, а то, что посредством слова ребенок может вступать в сознательное общение с окружающими, и слово становится средством мыслительной деятельности, познания. Высокий уровень словаря говорит о развитии ребенка. Дети не сразу овладеваю содержанием значения слова, (не сразу понимают слово).
Например, маленький ребенок, гладя кошку называет ее «мяу». Затем все меховые вещи (шапку, шубу), трогая рукой, он тоже говорит «мяу». Для него «мяу» обозначает и мех и кошку. Объем словаря детей отстает от объема детских представлений. Дети знают слова, но представления о них нет. Например, есть такая частушка, «Хоть ты сватай, хоть не сватай, все равно люблю тебя». Одна девочка четырех лет запомнив эти слова, пела своей кукле: «Хоть ты с ватой, хоть без ваты все равно люблю тебя!».