Представленная разработка-урок входит в образовательный раздел «Подвижные игры» основной образовательной программы «Физическая культура» и проводится в первой учебной четверти в десятидневный период адаптации ребенка к школе. Адаптация к школьному обучению, другими словами, процесс «принятия и освоения» ребенком-дошкольником новой социальной роли «ученик» с психологической точки зрения может протекать болезненно. И при неблагоприятном исходе адаптации ребенок может обзавестись рядом психологических проблем. Помочь обучающемуся безболезненно адаптироваться к «школьной» жизни способна игра (в педагогике: игровые технологии и формы работы), т.к., в силу специфики возраста, игровая деятельность, все еще, является приоритетной для новоиспеченного первоклассника. К тому же, неоспоримым фактом является способность игры снимать психологическое напряжение, тренировать память и внимательность, помогать обучающимся вырабатывать речевые умения, навыки и развивать познавательный интерес к учебному предмету.
Игровые формы работы широко применяются на уроках физической культуры. Но, чаще всего такие занятия можно характеризовать, как «уроки с использованием игровых технологий». То есть, игровой организации подвержен весь учебный процесс на данном уроке. Это может быть «урок-соревнование», «урок-путешествие», «урок-конкурс», «урок – спортивная игра» и т.д.. Представленный ниже урок отличается тем, что игровые формы работы прослеживаются в нем на всех этапах занятия (традиционных), что дает возможность учителю максимально стимулировать умственную деятельность и физическую активность обучающихся.
Урок проводится в нетрадиционной форме, что соответствует требованиям ФГОС к десятидневному периоду адаптации первоклассников. Дидактическая тема урока: «Игры направленные, на овладение обучающимися навыками ходьбы и бега».
Игровая тема урока: «Путешествие на здоровую планету здоровЕчков».
Дидактической целью урока является - создание условий для формирования у обучающегося стремления к укреплению и сохранению собственного здоровья и экологического «здоровья» окружающей среды.
Урок призван решать следующие педагогические задачи.
- Образовательные задачи: овладение теоретическими знаниями: «бег», «ходьба», «шаг на месте», «шеренга», «строй», «колонна», «приветствие», «построение», «поворот»; ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях физической культурой; овладение навыками ходьбы и бега; овладение умениями: передвигать единым строем, осуществлять поворот «направо – налево».
- Развивающие задачи: развитие двигательной активности обучающихся; формирование правильной осанки, уверенного шага.
- Воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности за свое поведение и поступки, чувства коллективизма и сопереживания; содействие осознанию обучающимися себя структурной единицей общества, осознанию своей значимости в окружающем мире, собственной гражданственности и этнической принадлежности.
На уроке используется следующее оборудование: эстафетные палочки, волейбольные мячи, игровой мяч.
Подробный план-конспект урока
I. Вводно-подготовительный этап.
1 Организованный вход в спортивный зал.
Обучающие входят в зал организованно, колонной, по росту.
2. Построение в одну шеренгу. Нацеливание на урок.
Планируемые результаты обучения - формирование универсальных учебных действий на этапе урока в соответствии с требованиями ФГОС:
- личностные - принятие роли «Ученик на уроке»;
- регулятивные - формирование навыка самоконтроля при построении;
- познавательные - повторение требований безопасности на уроке, требований к спортивной форме;
- коммуникативные – построение продуктивного учебного взаимодействия во время строевых упражнений.
Обучающиеся строятся в одну шеренгу по росту. Учитель контролирует постановку ног и положение головы и тела во время построения.
а) Приветствие.
б) Проверка готовности обучающихся к уроку.
в) Формирование положительной мотивации.
Учитель, используя элементы психокоррекционных методик: «Создание положительной мотивации обучающихся для дальнейших занятий на уроке», «Снятие эмоциональной напряженности обучающихся: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в учебной группе», проводит игру «Настройся на работу».
Учитель предлагает обучающимся улыбнуться «себе», «учителю», «друг другу», «всему миру». Затем, произносит фразы с доброжелательной интонацией, обучающиеся повторяют хором фразы за учителем:
«Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу заниматься физической культурой. Я очень хочу заниматься физической культурой. Я готов к работе. Я работаю. У меня все получится!»
3. Сообщение цели и задач урока.
Планируемые результаты обучения - формирование универсальных учебных действий на этапе урока в соответствии с требованиями ФГОС:
- личностные - определение значения подвижного образа жизни для здоровья;
- регулятивные - анализ имеющихся знаний о технике безопасности на уроке физической культуры;
- познавательные - использование умения применять полученные знания на практике;
- коммуникативные - построение продуктивного учебного взаимодействия; создание благоприятных условий для построения тематический беседы; подведение обучающихся к формулированию цели и задач урока.
а) Вводное слово учителя.
Сегодня мы совершим путешествие на самую «Здоровую планету» во вселенной. Жителей это планеты называют здоровЕчками. Они славятся своим крепким здоровьем и хорошим настроением. Как вы думаете, почему? А как вы понимаете фразу: «Вести здоровый образ жизни?» Как вы думаете, почему планету здоровЕчков называют «здоровой»? Подумайте, может ли планета «заболеть?» Отчего «болеет планета?»
Скажите, «здоровье планеты» влияет на здоровье ее жителей? А на самой здоровой планете живут самые здоровые здоровЕчки. Подумайте, как им это удается? Чтобы получше узнать, как удается здоровЕчкам сохранить свое здоровье и здоровье своей планеты, мы сейчас отправимся к ним в гости. У нас есть такой волшебный телепорт, который может перенести нас куда угодно. – Учитель использует игровой момент «перевоплощение».
ЗдоровЕчки все время занимаются спортом. Но самые любимые их виды спорта нам предстоит отгадать. Для этого нужно разгадать загадку.
б) Учитель использует прием - наводящий вопрос:
Две сестренки – подружки,
Похожи друг на дружку.
Рядышком бегут,
Одна там – другая тут! (ноги)
в) Направление на целеполагание.
Для чего человеку нужны ноги? Любимые виды спорта здоровЕчков - это «Ходьба» и «Бег». Мы тоже сегодня на уроке будет много ходить и бегать, потому что наша задача – освоить игры и упражнения, помогающие научиться хорошо бегать.
г) Ознакомление с критериями оценивания работы обучающихся на занятии.
д) Повторение техники безопасности на уроке;
е) Строевые приёмы на месте – построение в 1 шеренгу.
ж) Упражнение на развитие координации и мелкой моторики пальцев - осуществление межпредметной связи с биологией.
«Перед путешествием нужно подкрепиться и пополнить запас витамина С. Какую роль в сохранении здоровья играет витамин С? А в каких продуктах его содержится больше всего?» Учитель использует элементы адаптивной гимнастики: упражнение «Солим капусту» - имитация движений кистями и пальцами рук с одновременным речевым проговариванием.
«Мы капусту рубим – рубим (ладони в замке, крепкое сжатие); мы капусту солим – солим (пальцы щепоткой, трение подушечками пальцев); мы капусту мнем – мнем (пальцы в замке, ладони максимально развернуты к полу); мы капусту трем – трем (трение ладони об ладонь); мы капусту жмем – жмем (сжимание пальцев в кулаки); сами лакомимся и соседа угощаем (хлопок ладонью руки по ладони напарника)».
з) Строевые приёмы на месте – поворот, построение в 1 колонну.
II. Этап – Разминка
1. Разминка в движении.
Планируемые результаты обучения - формирование универсальных учебных действий на этапе урока в соответствии с требованиями ФГОС:
- личностные - определение значения элементов перестроения и группового движения в жизни; осознание необходимости правильного выполнения упражнения для личной безопасности;
- регулятивные - осуществление обучающимися учебных действий, самокоррекция;
- познавательные - использование обучающимися умения применять полученные знания; формирование мыслительных операций по каждому из элементов упражнений; формирование умения выделять основные признаки при сравнении условий выполнения различных учебных задач;
- коммуникативные - развитие умения слушать, внимательности, умения работать по образцу.
«Сейчас мы отправимся в путешествие по «здоровой планете. Дорога наша будет очень ровной, удобной и ухоженной. Подумайте, что можно встретить, шагая по дороге «здоровой планеты? А чего точно не может быть на «здоровой планете»? А вы сами бросаете мусор на улице и в водоемы? Бесцельно срываете растения и ломаете ветки деревьев? Почему?»
а) Ходьба и её разновидности:
Походный шаг.
Шаг на носках. «В пути по «здоровой планете» нам встретились высокая, сочная травка и цветы. Аккуратно пойдем на носочках, чтобы их не повредить».
Шаг на пятках. «Перед нами много родников с чистейшей водой. Пойдем на пяточках по кочкам, чтобы родники не затоптать».
Шаг на внешней стороне стопы. «На «здоровой планете» очень густые зеленые леса. А в лесах много животных. А нам навстречу мишка косолапый идет и песенку поет». Учитель использует авторское упражнение «Косолапые мишки», одновременно осуществляя межпредметную связь с зоологией. Упражнение содержит элементы адаптивной гимнастики: «групповое проговаривание стихотворения, звуко- и делоподражание для развития внимательности и речевой функции обучающихся». Обучающиеся двигаются на внешней стороны стопы, хором проговаривают стихотворение, заменяя отдельные слова и выражения движениями.
Мишка косолапый по (лесу изображают шум леса) идет,
Шишки (собирает имитируют сбор шишек),
Песенки поет.
Вдруг, (большая отображение размера шишки) шишка
Прямо мишке (в лоб имитация движения).
Мишка рассердился и ногою (топ имитация движения)!
Шаг, чередующийся с приседаниями. «Ой, посмотрите, какой-то безответственный гражданин разбросал мусор по поляне. Что же мы будем делать?» Обучающие чередуют ходьбу (три шага под счет) и приседания (имитация поднятия предмета с пола).
Движение «в полном приседе». На «здоровой планете» глубие чистые озера, в которых обитает много рыбы. А на поверхности плавают водоплавающие птицы. И мы видим целую стаю гусей». Учитель использует элементы адаптивной гимнастики: упражнение «Гуси – гуси» - групповое проговаривание стихотворения, звукоподражание.
Гуси, гуси! (учитель) Га-га-га! (дети)
Есть хотите? (учитель) Да-да-да! (дети)
Мороженое хотите? (Да)
Конфеты? (Да) Шоколад? (Да) Лягушку? (Нет)
б) Бег и его разновидности.
Лёгкий бег под счет.
Бег левым боком, приставными шагами, … правым боком…;
в) Упражнения для восстановления нормального сердечного ритма и развития дыхательного и сердечнососудистого аппарата.
В движении. Упражнение «водолазы» - чередование задержки дыхания глубокого дыхания. «Есть на «здоровой планете» море. Вода в нем такая чистая, что видно все далеко вокруг. Сейчас мы превратимся в водолазов и погрузимся на морское дня. Для этого нобходимо задержать дыхание на 15секунд, … 17 секунд, 20 секунд».
На месте. Упражнение «Чайники пыхтят» - чередование глубокого вдоха и многочисленных коротких выдохов.
г) Строевые приёмы на месте – построение в 1 шеренгу; расчет «на первый-второй-третий»; перестроение в три шеренги;
- Разминка - Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Планируемые результаты обучения - формирование универсальных учебных действий на этапе урока в соответствии с требованиями ФГОС:
- личностные - определение значения разминки при подготовке организма к основной физической нагрузке на уроке;
- регулятивные - определение последовательности и приоритета разминки отдельных мышечных групп, формирование умение применять на практике ранее полученные знания, формирование умения осуществлять учебные действия по алгоритму (образцу), осуществлять коррекцию действий;
- познавательные - самостоятельное создание фона деятельности на определенном этапе урока, использование умения применять полученные ранее знания при осуществлении самостоятельной работы, формирование мыслительных операций по каждому из элементов разминки;
- коммуникативные - построение продуктивного учебного взаимодействия «учитель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – учебная группа», построение речевого проговаривания ритма упражнений вслед за учителем при проведении разминки, развитие инициативного сотрудничества на уроке.
Учитель применяет элемент игровой технологии при проведении разминки с первоклассниками, соответствующий их интересам и уровню интеллектуального развития. Это авторская разработка: ролевая спортивная игра – имитация «Веселая ферма». Работа строится на использовании дидактических принципов: целостности педагогического процесса (осуществление межпредметных связей на уроке с естествознанием, зоологией), психологической комфортности (игра является ведущим видом деятельности для первоклассников), минимакса (осуществление взаимосвязи с популярной компьютерной игрой «Веселая ферма» в соответствии с зоной ближайшего развития данной возрастной группы обучающихся).
Используемые сокращения: И.п. – исходное положение; О.с. – основная стойка.
Первое упражнение (круговые вращения головой). И.п. - о.с.: ноги врозь, руки на поясе.
Пояснения учителя: «Здоровая планета» вращается вокруг солнца очень медленно – делает полный оборот за 24 часа, поэтому день сменяет ночь. Представьте, что наша голова – это планета. И, также, медленно начинайте круговые вращения головы вправо – влево, под счет».
Второе упражнение (наклоны головы). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Пояснения учителя: «Настало утро – на «здоровой планете» проснулись птички и клюют зернышки. Наклоняется голова вперед – назад - «Клюк-клюк» - 5 повторов.
«Под утро очень громко тикают часики. Наклоняется голова вправо-влево - «Тик-так»- 5 повторов. «А теперь звонит будильник!» – обучающиеся производят звукоподражание.
Третье упражнение (круговые вращения плечами). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;
Пояснения учителя: «Проснулась бабочка, полетела. Наши плечики и руки – крылья бабочки» - обучающиеся выполняют круговые движения в плечевом суставе вперед-назад:
(счет) «1,2,3,4 – бабочка летает»,
1,2,3,4 – со цветка порхает,
1,2,3,4 – нектар собирает,
1,2,3,4 – ночью засыпает» - обучающиеся производят имитацию «засыпания».
Четвертое упражнение (вертикальные движения (поднимание – опускание) плечами). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч.
Пояснения учителя: «Проснулась курочка, кудахчет. Движения плечами вверх-вниз -«Куд-куда» – «Куд-куда» - 8 раз. «А теперь проснулся петушок - «Ку-ка-ре-ку» - обучающиеся производят звукоподражание и имитацию движений птицы.
Пятое упражнение (рывки прямыми руками). И.п. - о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука - внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки.
Пояснения учителя: «Проснулись здоровЕчки, делает утреннюю гимнастику».
Шестое упражнение (рывки согнутыми – прямыми руками с поворотом туловища). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук напряженные, пальцы прямые, ладони развернуты вниз.
Пояснения учителя: «ЗдоровЕчки закаливаются, холодной водой обливаются и растираются». «А теперь здоровЕчки хвалятся своей мускулатурой» - обучающиеся демонстрируют «мышцы» на руках.
Седьмое упражнение (вытягивание туловища и рук вверх, стоя на носках). И.п. - о.с., ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Пояснения учителя: «Посмотрели здоровЕчки вдаль (обучающиеся производят имитацию - «взгляд вдаль из-под козырька»), а кусты малины выросли высокими – превысокими!» - обучающиеся тянуться вверх, стоя на носках.
Восьмое упражнение (горизонтальные перекрестные махи руками). И.п. - о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти рук напряжены, пальцы прямые, ладони развернуты вниз.
Пояснения учителя: «Высокие кусты нужно постричь. Превращаем руки в ножницы и постригаем кусты».
Девятое упражнение (круговые вращения прямыми руками). И.п. - о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти сомкнуты в кулаки.
Пояснения учителя: «ЗдоровЕчки садятся в космолет, заводят турбины». Учитель проводит игра на внимание. Обучающиеся, сразу после выполнения основного упражнения, должны правильно выполнить действие по команде учителя: «взлет космолета» – обучающиеся выполняют прыжок; «посадка космолета» – обучающиеся выполняют приседание.
«1,2,3,4 (круговые движения руками) – вертолеты, мы (взлетаем/садимся)». Обучающиеся выполняют прыжок/приседание – 4 повтора.
Десятое упражнение (наклоны туловища в стороны с вытянутой вверх прямой рукой). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Пояснения учителя: «Взлетел космолет, поднялся веер, закачались деревца». Обучающиеся выполняют наклон туловища влево с вытянутой вверх правой рукой /вправо, с вытянутой вверх левой рукой. Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Деревце качается, качается, качается,
Низко накланяется, качается, качается,
Ветру подчиняется, качается, качается,
Скоро уж сломается, сломается, сломается».
Одиннадцатое упражнение (наклоны туловища вперед – назад с касанием пальцами рук пола). И.п. - о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе, ноги – прямые в коленях.
Пояснения учителя: «ЗдоровЕчки в огороде сажают семена». Обучающиеся производят имитация «посадки» - наклоны туловища вперед-назад.
Учитель комментирует по ходу упражнения:
«ЗдоровЕчки сажают огурцы…
…огурцы – съели овечки;
ЗдоровЕчки сажают помидоры…
…помидоры съели свинки;
ЗдоровЕчки сажает морковь… и т.д.
…морковь съели кролики;
…капусту – съели козочки;
…свеклу – съел крот;
…картошку – съели мыши;
…пшеницу – здоровЕчки собрали урожай пшеницы большой!» - обучающиеся производят имитацию объема.
Двенадцатое упражнение (вращение туловищем в наклоне вперед параллельно полу). И.п. - о.с.: ноги шире плеч, ноги в коленях прямые, руки прямые, вытянутые по вертикальной линии, пальцы правой руки касаются пола, левая рука поднята вверх.
Пояснения учителя: «Теперь пшеницу нужно в муку перемолоть. ЗдоровЕчки мелят зерно – мы превращаемся в мельницу». Обучающиеся выполняют вращение туловища.
Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Мелем, мелем мы муку,
Раз – муку и два – муку,
Испечем по пирожку, пирожку, пирожку!»;
Тринадцатое упражнение (вертикальные махи руками в замке). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки прямые - над головой, кисти сомкнуты в замке.
Пояснения учителя: «Чтобы пирожки испечь, надо печку дровами затопить. ЗдоровЕчки рубят дрова». Обучающиеся выполняют резкие наклоны вперед с выдохом «УХ» - 6 раз.
Четырнадцатое упражнение (приседания). И.п.- о.с.: руки на поясе, ноги вместе, спина прямая.
Пояснения учителя: «Для пирожков нужно начинку подготовить. ЗдоровЕчки собирают ягоды для начинки – приседают - ягодку срывают». Обучающиеся приседают под счет учителя. Учитель комментирует по ходу упражнения: «Одна ягодка, две ягодки, три ягодки…» - 10 раз.
Пятнадцатое упражнение (хлопки ладонь об ладонь с прямыми вытянутыми вперед руками, с переменой положения рук (правая - сверху, левая - снизу/левая – сверху, правая – снизу); сгибание-разгибание пальцев рук с вытянутыми вперед руками). И.п. - о.с.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой.
Пояснения учителя: «Тесто месим, месим, месим». Обучающиеся выполняют сгибание – разгибание пальцев кистей рук. «Булки лепим, лепим, лепим». Обучающиеся выполняют хлопки ладони об ладонь прямых рук с переменой положения рук (правая - сверху, левая - снизу/левая – сверху, правая – снизу).
Шестнадцатое упражнение (прыжки на одной ноге). И.п. о.с.: ноги на ширине плеч, в коленях прямые, руки на поясе.
Пояснения учителя: «ЗдоровЕчки поели пирожков, пошли гулять на болото, а там - цапля на болоте ловит лягушат». Учитель комментирует по ходу упражнения: «Раз - лягушка, два - лягушка, три…». Обучающие выполняют прыжки на одной ноге, затем, на другой ноге.
Семнадцатое упражнение (перекрестные прыжки). И.п. - о.с.: ноги шире плеч, в коленях прямые, руки на поясе.
Пояснения учителя: «Увидела здоровЕчков цапля и… – хвать за штаны!». Учитель производит элемент неожиданности – быстро дотрагивается до одного из учеников. «Порвала здоровЕчку штаны цапля. Теперь дыру надо зашивать, заплатку вырезать. Превратились наши ноги в ножницы». Обучающиеся выполняют перекрестные прыжки на двух ногах – «ноги вместе - в стороны, с перекрещиванием ног». Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Режем, режем мы бумагу,
Режем, режем мы картон,
Режем, режем лоскуток.
Молодцы – затупились ножницы!»
«Разминка окончена! Ребята, а вы еще не догадались, кто такие здоровЕчки? Человечки – здоровЕчки. А почему нас можно назвать здоровЕчками? А что это за «Здоровая планета»? А наша планета Земля действительно «здорова»? Отчего «болеет» наша планета? А что могут сделать зродовЕчки, чтобы сохранить «здоровье» своей планеты?
Игровые формы работы на уроке строятся на использовании основных дидактических принципов: целостности педагогического процесса (осуществление межпредметных связей на уроке с естествознанием, зоологией), психологической комфортности (игра является ведущим видом деятельности для первоклассников), «минимакса» (осуществление взаимосвязи с популярной компьютерной игрой «Веселая ферма» в соответствии с зоной ближайшего развития данной возрастной группы обучающихся). Учитель, применяя игровые формы работы с первоклассниками, удовлетворяет их интересам и уровню интеллектуального развития. Данная форма работы способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к занятию физической культурой в целом, к укреплению здоровья, и формированию положительной мотивации к урокам физической культуры.