Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментальных действий

Разделы: Работа с дошкольниками


Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС ДО требует от нас, педагогов, искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

  • Как способствовать развитию познавательного интереса и творческого начала ребенка?
  • Как сохранить детскую любознательность?
  • Как максимально использовать пытливость «детского ума» и подтолкнуть к познанию мира?

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Именно экспериментальная деятельность способствует активному восприятию объектов окружающего мира, повышает познавательную активность и любознательность.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными.

Дети любопытны от природы и очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям и значительно упрощает задачу взрослым.

Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами. Главное, не пытаться сразу же выдать готовый ответ, а вместе с ним рассуждать, размышлять, тем самым развивая у него критическое мышление и формируя привычку проверять знания при помощи гипотезы и эксперимента.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно, дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если это не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь. А также, проводя опыты и эксперименты, можно узнать много нового, интересного и полезного. При проведении любого опыта помните, главное – безопасность. Поэтому всегда уточняйте с детьми, какие правила безопасности они должны соблюдать.

Развивать и поддерживать интерес старших дошкольников к экспериментированию можно через различные ситуации. Например:

а) через реальные события - обращая внимание детей на поникшие от жары цветы, во время летней прогулки, поинтересуйтесь, а чего не хватает им, чтобы выглядеть такими же свежими и красивыми как утром? Пусть дети выскажут вам свои предположения, а вы предложите провести эксперимент и понаблюдать, что произойдёт с поникшими цветами, если опустить их в воду.

Опыт 1. «Распускающиеся цветы»

Для этого эксперимента нам понадобятся:

Оборудование: заготовки цветов с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, ёмкости с водой.

Ход эксперимента

Возьмите, пожалуйста, свои цветы, опустите их в воду и наблюдайте. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются».) Детям, так же как и вам, очень интересно наблюдать за этим явлением, а также узнать, почему это происходит, пусть они выскажут свои предположения.

Вывод: бумага впитывает воду, намокает, становится постепенно тяжелее, поэтому лепестки цветов «распускаются».

В результате этого эксперимента дети знакомятся не только со свойством бумаги, но и узнают о роли воды в жизни растений.
Развивать и поддерживать интерес к экспериментированию можно

б) Через яркие природные явления: наблюдая за радугой после дождя, предложите детям сделать свою настоящую живую радугу.

Опыт 2. «Весёлая радуга»

Для нашего опыта нам понадобится:

Оборудование: бумажное полотенце, фломастеры, ёмкость с водой.

Ход эксперимента

Берём заранее нарезанные полоски бумажного полотенца. Затем на полосках фломастерами рисуем маленькую радугу. Вот такая радуга у нас должна получиться, это как образец. Рисуя радугу, вспоминая её цвета, вместе с детьми произносим известное всем стихотворение: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Внимание! Здесь начинается самое интересное! Мы берём наши полоски с маленькой радугой, подносим к воде и тут начинается само волшебство: край полоски намокает, и вода, поднимаясь вверх, «тащит» за собой краску, постепенно начиная превращать её в настоящую живую радугу.

Вывод: идет дождь, капает первая весенняя капель, наливаем в чашку чай или открываем кран в ванной... Вода течет, бежит, капает сверху вниз. Правильно? А с помощью этого опыта мы показали возможность движения воды снизу вверх. Благодаря этому свойству воды можно понять как «пьют» воду растения. В ходе этого опыта дети знакомятся со строением бумаги и узнают, что бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Развивать и поддерживать интерес к экспериментированию можно

в) через события, специально смоделированные воспитателем.

Знакомя детей с экзотическими фруктами (лимон и апельсин), предложите им познакомиться с необычными свойствами лимона, проведя следующий эксперимент.

Опыт 3. «Тонет – не тонет»

Оборудование: 2 лимона, большая прозрачная ёмкость с водой.

Ход эксперимента

Нам понадобятся: 2 одинаковых по весу лимона и большая прозрачная ёмкость с водой.

Один лимон мы оставим неочищенным, а второй почистим. Предложите детям подумать и сказать, какой из лимонов будет тяжелее? Они без труда вам ответят, что тот, который с кожурой, будет, конечно же, тяжелее. Проводя эксперимент, опуская оба лимона в воду, сделайте предположение с детьми, что тот, который тяжелее, должен утонуть, а тот, который легче, по идее должен плавать. Ну что? Что происходит? Глазам своим не верим… Очищенный лимон, который легче и по идее должен плавать, погружается в воду. Как же так? В чем же секрет? Вместе с детьми рассмотрите лимон повнимательнее. Что вы видите? В кожуре лимона находятся маленькие ямочки, которые заполнены, конечно же, воздухом. Именно пузырьки с воздухом помогают лимону удержаться на плаву.

Можно предложить детям стать волшебниками, как и вы, и научить их волшебству, проведя, например, опыт с молоком. Не забудьте рассказать детям о том, что наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нём могут вырасти причудливые цветы или появятся причудливые узоры.

Опыт 4. «Волшебство в молоке»

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка, пипетка.

Ход эксперимента

Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Теперь капаем пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берём сухую ватную палочку и касаемся ею молока. Что получилось? Верно, ничего, потому что мы забыли окунуть нашу палочку в волшебное средство. А теперь окунаем палочку в моющее средство и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд.

Что же происходит? Дети с восхищением наблюдают как молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться! И вырастают причудливые цветы. Или узор… Это ваша фантазия. Ну, разве это не волшебство?

В чём же секрет? Дело в том, что наше волшебное средство, в данном случае это моющее средство, вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение, заставляя при этом двигаться пищевые красители.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Используемая литература

1. А.Браун. Детям – обо всём на свете.

2. А.Дитрих. Почемучка.

3. У.Джим. Волшебство, фокусы, эксперименты.

4. Н.М.Зубкова. Научные ответы на детские «почему».

5. Н.М. Зубкова. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.

6. Дж. Ван Клив. 200 экспериментов.

7. С.Мойе. Занимательные опыты с бумагой.