Здравствуйте, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке. Мне хочется, чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому не надо бояться ошибок и молчать. Будем общаться!
(СЛАЙД 1)
Мы начинаем с вами новый раздел физики «Тепловые явления». Давайте посмотрим, в чем отличие изучения этого раздела от механики, которую мы только на прошлом уроке с вами закончили.
(СЛАЙД 3)
Повторение материала, изученного в 7-9 классах.
- Что называют физическим телом? Приведите примеры физических тел.
- Что такое материя? Какие два вида материи вы знаете?
- Что называют веществом? Приведите примеры веществ?
- Из чего состоят все тела?
- Что означает слово молекула?
- Является ли молекула неделимой частицей?
- На какие частицы делятся молекулы?
- Как и когда люди узнали об атомах?
(СЛАЙД 4)
Первые упоминания о строении вещества мы можем найти в работах древнегреческих ученых и философов Демокрита и его учителя Левкиппа. Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.
В России развитие идей древних ученых о строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.
Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно-кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.
С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
Изучение нового материала. (СЛАЙД 5)
Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется “Молекулярная физика”. В основе молекулярной физики лежат три основных положения МКТ. Эти положения можно сформулировать, прочитав отрывки из поэмы Лукреция «О природе вещей».
1.
Начала вещей недоступны для глаза.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует.
Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?
Вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Как можно увидеть эти маленькие частицы?
(СЛАЙД 6)
2.
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.
Какой вывод можно сделать из данной части поэмы?
Вывод: молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.
(СЛАЙД 7)
3. Увидишь ты там, как много пылинок меняют.
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно. Всюду туда и сюда, разбегаясь во всех направленьях.
Вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
(СЛАЙД 8)
Доказательством первого положения являются: механическое дробление вещества, диффузия, растворение веществ в воде, сжатие и растяжение тел, газов.
(СЛАЙД 9)
Доказательством второго положения являются: броуновское движение и диффузия.
Дайте определение броуновскому движению.
Броуновское движение – тепловое движение частиц, взвешенных в жидкости или газе.
В качестве примера броуновского движения можно рассмотреть движение пылинок в воздухе.
Дайте определение диффузии.
Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
- От чего зависит скорость протекания диффузии?
- Как скорость протекания диффузии связана с температурой?
(СЛАЙД 10)
Доказательством третьего положения является притяжение молекул двух зачищенных кусков свинцов, предварительно показав, что они не взаимодействуют друг с другом.
(СЛАЙД 11)
Решение качественных задач.
- В стеклянную бутылку налили воды и поместили её в морозильную камеру. Что произойдёт с бутылкой и почему?
- Для чего на точных измерительных приборах пишут температуру, в основном 20°С?
- На улице вблизи хлебозавода чувствуется запах хлеба. Почему?
- Почему при сварке металлов необходима очень высокая температура?
- Почему сложенные вместе стёкла трудно разъединить?
- Почему пыль с мебели устраняется мокрой тряпкой лучше, чем сухой?
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
Домашнее задание: пар. 58, 60; 59 - конспект. Написать мини-сочинение на тему «А если бы не было диффузии?..»
Использованы учебные пособия.
- Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой – 20-е изд. - М: Просвещение, 2011.
- Ю.А. Сауров: Физика в 10 классе. Модели уроков-М: Просвещение 2005.
- Интернет-ресурсы: Демокрит - ppt4web.ru; Левкипп - infourok.ru, М.В. Ломоносов - 900igr.net, Тит Лукреций Кар - myshared.ru, сломанный кусок мела - ofis-max.com, окрашивание жидкости - mamamozhetvse.ru, сжатие воздушного шарика - tvoysustavchik.ru, броуновское движение - myshared.ru, диффузия - infourok.ru, опыт со свинцовыми грузами - infourok.ru, упражнения с эспандером - yandex.ru, смачивание и несмачивание - syl.ru.