Разработка урока "Народные промыслы населения Центральной России". 9-й класс

Разделы: География, МХК и ИЗО

Класс: 9


Раздел: Экономические районы России. Центральный район.

Цель:

  • Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа.
  • Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
  • Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.

Межпредметные связи: география, история, литература, ИЗО.

Тип урока: усвоение нового материала

Программные задачи:

а) образовательные:

  • познакомить детей с народными промыслами.
  • закрепить навыки работы с гуашью.
  • раскрыть значение орнамента, познакомить с его особенностями;
  • формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

б) развивающие:

  • развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
  • развивать творческие способности у учащихся;

в) воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за культуру и искусство русского народа;
  • способствовать воспитанию любви и интереса к изобразительному искусству и географии;
  • воспитывать самостоятельность.

Опорные понятия, термины: промысел, привязка, бликовка.

Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.

Оборудование: карты «Плотность населения», «Народы России», политико-административная, образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России.

Для учителя: компьютер, проектор, презентация, образцы работ, набор репродукций,  последовательность выполнения работы.

Для учащихся: резинка, карандаш простой, краски гуашевые, кисти.  

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

3. Основная часть:

а) Объяснение нового материала (10 мин.)
б) Динамическая пауза (1 мин.)
в) Закрепление изученного материала (2 мин.)
г) Практическая работа (20 мин.)
д) Анализ работ учащихся (1 мин.)

4. Подведение итогов – (1 мин.)

5. Рефлексия (1 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Уборка кабинета (1 мин.)

Ход урока

Этап, его продол-
жительность

Задачи
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность 
детей

Методы
и приемы

Организационный
момент
(1 мин)

Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность.

Проверка подготовки обучающихся к уроку: (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).
Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

Приветствуют учителя.

Актуализация опорных знаний
(5 мин)

Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик  по поводу увиденного.

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
(Б.Дубровин)

Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают презентацию, слушают учителя.
Отвечают на вопросы – делятся  своими впечатлениями

Вводная беседа. Проблемные вопросы.

Основная часть.

а) Объяснение нового материала
(10 мин)

Создание условий для усвоения нового материала.

Активизация познавательной деятельности

Русские являются самым многочисленным народом ЦР.

Обычаи и традиции русских.

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы». Русские используют письменность кириллицу (её создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины. Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую надевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен зимой, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки. Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы. В селах ЦР расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы.

Слушают новый материал, на политико-административной карте находят субъекты РФ, входящие в состав ЦР.

 

 

 

Рассматривают презентацию.

Создание и решение проблемной ситуации.
Наглядный показ образца, способа действия.

Объяснение  с опорой на наглядный материал.

    – Ребята, на уроках изобразительного искусства вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).
Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой, соседство рынков, ярмарок, где можно было продать готовые изделия. Наиболее активно промыслы развивались в 19 в. Один из наиболее старых по времени возникновения – подмосковный промысел резьбы по дереву – находится в селе Богородском, которое расположено близко к Троицко-Сергиевской Лавре. В Богородском в 17 в. стали вырезать из дерева игрушку. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины – мягких пород. Резчики использовали топор, стамески, ножи. Изделия из капа и капакорня – наросты на стволах и корнях берёзы изготавливают мастера г. Кирова (Вятки).
Анализируют работу в целом и по-отдельности.  
   

Одним из видов расписной деревянной посуды – «золотая хохлома» изготавливается в г.Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи. Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью. Вырезанный из липы или берёзы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность покрывают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-12oС. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

– Ребята, что вы запомнили из предыдущих уроков?

1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)
2. Главный мотив этой росписи?
3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)
4. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)
– Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.  

(Читает подготовленный ученик):

Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

 – Давайте вспомним, о каких ещё народных промыслах мы с вами говорили на  уроках? (О Гжели, Городце, Жостове)


1. А как называется этот промысел?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)
2. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)
3. Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)
3. Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)
4. Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)
5. Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)
Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.

(Читает подготовленный ученик):

На жостовском подносе,
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)
2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)
3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)

– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

(Читает подготовленный ученик):

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)
– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)

(Читает подготовленный ученик):

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Найдите на карте Нижегородскую область  

 

 

Ещё один художественный промысел – финифть – дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г.Ростов в Ярославской области. 
«Финифть» в переводе означает с греческого светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из сплавов, обожжённые при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В технике финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках. Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, известны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в селе Палех Ивановской области в 1924 г.

Найдите на карте Ярославскую область

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Динамическая пауза
(1 мин)

Сохранение и укрепление здоровья детей

Игра «Знаешь ли ты свой класс?»
Учитель: «Положите руки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали»

Играют.

Игровой прием. Наглядные действия.

в) Закрепление изученного материала (2 мин)

 

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)

Разгадывают загадки

Демонстрация. Проверка усвоенных знаний.

г) Практическая работа
(20 мин)

Выполнение практических работ

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться.

Слушают в какой последовательности выполнять работу.
Выполняют практическую работу.

Практические действия.

д) Анализ работ учащихся
(1 мин)

 

- Ребята выскажите свои впечатления о своей работе.
- Какие цветы вы использовали в своей работе. И чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам.
- Как вы считаете, вы справились с задачей сегодняшнего урока?
- Молодцы! У вас получились очень красивые работы.

Рассматривают свои работы и работы одноклассников. Отвечают на вопросы.

Анализ и обсуждение результатов.

Подведение итогов
(1 мин)

Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей

 - Вы нас сегодня порадовали, вы все хорошо потрудились.
Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке. Выставляются оценки за работу на уроке.
Выходят к доске жостовские «мастера» и показывают свои тарелочки. Остальные оценивают их труд, сравнивая с настоящими изделиями.
– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы –  это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.

Слушают, осмысливают.
Отвечают на вопросы.

Проблемные вопросы.

Рефлексия (1 мин)

Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения.

 Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно….
Я не понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
Меня удивило и т.д.

Слушают, высказываются.

Заключительное слово учителя.
Прием рефлексии «незаконченное предложение.

Домашнее задание (1 мин)

Подготовка учеников к следующему уроку.

 Подготовить сообщения о культуре, традициях и занятиях других народов, проживающих на территории Центральной России.

Слушают учителя, записывают.

 

Уборка кабинета (1 мин)

Способствовать воспитанию аккуратности и чистоплотности. Приучение детей к труду.

Убираем за собой рабочие места. До встречи!

Убирают рабочие места.