Раздел: Экономические районы России. Центральный район.
Цель:
- Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа.
- Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
- Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.
Межпредметные связи: география, история, литература, ИЗО.
Тип урока: усвоение нового материала
Программные задачи:
а) образовательные:
- познакомить детей с народными промыслами.
- закрепить навыки работы с гуашью.
- раскрыть значение орнамента, познакомить с его особенностями;
- формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
б) развивающие:
- развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
- развивать творческие способности у учащихся;
в) воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за культуру и искусство русского народа;
- способствовать воспитанию любви и интереса к изобразительному искусству и географии;
- воспитывать самостоятельность.
Опорные понятия, термины: промысел, привязка, бликовка.
Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.
Оборудование: карты «Плотность населения», «Народы России», политико-административная, образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России.
Для учителя: компьютер, проектор, презентация, образцы работ, набор репродукций, последовательность выполнения работы.
Для учащихся: резинка, карандаш простой, краски гуашевые, кисти.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Основная часть:
а) Объяснение нового материала (10 мин.)
б) Динамическая пауза (1 мин.)
в) Закрепление изученного материала (2 мин.)
г) Практическая работа (20 мин.)
д) Анализ работ учащихся (1 мин.)
4. Подведение итогов – (1 мин.)
5. Рефлексия (1 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
7. Уборка кабинета (1 мин.)
Ход урока
Этап, его продол- |
Задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Методы |
Организационный |
Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность. |
Проверка подготовки обучающихся к уроку: (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка). |
Приветствуют учителя. |
|
Актуализация опорных знаний |
Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик по поводу увиденного. |
Творенья русских умельцев дороже |
Отвечают на вопросы учителя. |
Вводная беседа. Проблемные вопросы. |
Основная часть. а) Объяснение нового материала |
Создание условий для усвоения нового материала. Активизация познавательной деятельности |
Русские являются самым многочисленным народом ЦР. Обычаи и традиции русских. Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы». Русские используют письменность кириллицу (её создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины. Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую надевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен зимой, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки. Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы. В селах ЦР расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. |
Слушают новый материал, на политико-административной карте находят субъекты РФ, входящие в состав ЦР.
Рассматривают презентацию. |
Создание и решение проблемной ситуации. Объяснение с опорой на наглядный материал. |
– Ребята, на уроках изобразительного искусства вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение). Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой, соседство рынков, ярмарок, где можно было продать готовые изделия. Наиболее активно промыслы развивались в 19 в. Один из наиболее старых по времени возникновения – подмосковный промысел резьбы по дереву – находится в селе Богородском, которое расположено близко к Троицко-Сергиевской Лавре. В Богородском в 17 в. стали вырезать из дерева игрушку. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины – мягких пород. Резчики использовали топор, стамески, ножи. Изделия из капа и капакорня – наросты на стволах и корнях берёзы изготавливают мастера г. Кирова (Вятки). |
Анализируют работу в целом и по-отдельности. | |||
Одним из видов расписной деревянной посуды – «золотая хохлома» изготавливается в г.Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи. Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью. Вырезанный из липы или берёзы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность покрывают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-12oС. Слой олифы приобретает золотистый оттенок. – Ребята, что вы запомнили из предыдущих уроков? 1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.) (Читает подготовленный ученик): Хохломская роспись: – Давайте вспомним, о каких ещё народных промыслах мы с вами говорили на уроках? (О Гжели, Городце, Жостове)
1. А как называется этот промысел? Вот куски металла (Читает подготовленный ученик): На жостовском подносе, – Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле? Розы, листья, птицы. 1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.) – Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе. (Читает подготовленный ученик): Синие птицы по белому небу, 1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.) (Читает подготовленный ученик): Есть на Волге город древний, |
Найдите на карте Нижегородскую область | |||
|
|
Ещё один художественный промысел – финифть – дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г.Ростов в Ярославской области. |
Найдите на карте Ярославскую область
|
|
б) Динамическая пауза |
Сохранение и укрепление здоровья детей |
Игра «Знаешь ли ты свой класс?» |
Играют. |
Игровой прием. Наглядные действия. |
в) Закрепление изученного материала (2 мин) |
Снежно-белая посуда, Резные ложки и ковши |
Разгадывают загадки |
Демонстрация. Проверка усвоенных знаний. |
|
г) Практическая работа |
Выполнение практических работ |
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться. |
Слушают в какой последовательности выполнять работу. |
Практические действия. |
д) Анализ работ учащихся |
|
- Ребята выскажите свои впечатления о своей работе. |
Рассматривают свои работы и работы одноклассников. Отвечают на вопросы. |
Анализ и обсуждение результатов. |
Подведение итогов |
Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей |
- Вы нас сегодня порадовали, вы все хорошо потрудились. Творенья русских умельцев дороже |
Слушают, осмысливают. |
Проблемные вопросы. |
Рефлексия (1 мин) |
Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения. |
Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе. |
Слушают, высказываются. |
Заключительное слово учителя. |
Домашнее задание (1 мин) |
Подготовка учеников к следующему уроку. |
Подготовить сообщения о культуре, традициях и занятиях других народов, проживающих на территории Центральной России. |
Слушают учителя, записывают. |
|
Уборка кабинета (1 мин) |
Способствовать воспитанию аккуратности и чистоплотности. Приучение детей к труду. |
Убираем за собой рабочие места. До встречи! |
Убирают рабочие места. |
|