Пояснительная записка
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта результатам освоения АООП.
Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Программа строится на основе дифференцированного и деятельностного подходов к обучению и позволяет реализовывать индивидуальный и в коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, формирование учебного поведения, формирование умения выполнять задание, формирование умения самостоятельно переходить от одного задания.
1.1. Цели реализации Программы
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
1.2. Характеристика образовательных потребностей детей с ТМНР
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
2. Характеристика и направления формирования БУД
2.1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.Данная программа рассчитана на пятилетний срок обучания (1допольнительный, 1-4 классы).
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика и состав базовых учебных действий
Наименование БУД |
Характеристика и состав БУД по годам обучения |
|||
1,2 год обучения |
3 год |
4 год |
5 год |
|
Личностные учебные действия: |
Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться |
Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться |
Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться организовывать рабочее место; |
+ радоваться вместе с детьми; |
Коммуникативные учебные действия: |
Следить за объяснением учителя. Поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. |
- вставать при ответе; |
брать ручку, карандаш при выполнении письменных работ. |
- открывать учебник. - выполнять инструкции педагога: дай, встань, сядь, посмотри. |
Регулятивные учебные действия: |
- Рисовать, слушать, собирать мозаику и др. задания в течение 5-20 минут |
-выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени. |
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени. |
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени; |
Познавательные учебные действия: |
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, |
-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет. |
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет. |
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), самостоятельно выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет. |
Основные направления реализации Программы
Главными направлениями программы является формирование учебного поведения и подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельностью
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов отражена в виде таблицы. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) различны, то связи БУД и предметов могут отличаться. Все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, коррекционного курса и внеурочной деятельности.
Взаимосвязь БУД с предметами, коррекционными курсами и внеурочной деятельностью
Предметы | БУД |
|||
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Познавательные |
|
1. Речь и альтернативная коммуникация |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Математические представления |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Окружающий природный мир |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. Человек |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Домоводство |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. Окружающий социальный мир |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Музыка и движение |
+ |
+ |
+ |
|
8. Изобразительная деятельность |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. Адаптивная физкультура |
+ |
+ |
+ |
|
10. Коррекционно-развивающие занятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коррекционные курсы |
|
|
|
|
1. Сенсорное развитие |
+ |
+ |
+ |
+ |
Внеурочная деятельность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ связь установлена
3. Планируемые результаты и их диагностика
3.1. Планируемые результаты освоения обучающимися Программы
К концу 5 года обучения обучающиеся будут: готовы к эмоциональному, продуктивному взаимодействию с группой обучающихся и с педагогом (учителем, воспитателем, психологом, логопедом и т.д.).
У них будет сформировано учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
Они смогут выполнять действия по образцу и по подражанию, смогут выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
У них будет сформировано умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
3.2.Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения программы формирования БУД и отражается в СИПР, которая составлена на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы формирования БУД по итогам учебного года. Для аттестации обучающихся применяется метод работы экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере сформированности БУД.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
3.3. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг уровня сформированности базовых учебных действий обучащихся 1 дополнительного, 1-4 классов необходимо вести педагогу с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности БУД и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся в условиях реализации ФГОС образования с умственной отсталостью.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки:
- 0 баллов ― действие отсутствует, не выполняет, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи(со значительной физической помощью);
- объект не узнает;
- 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя (вербальной или невербальной), в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- не всегда узнает;
- 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях (по образцу), нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- узнает объект с помощью дополнительной инструкции педагога;
- 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- не всегда узнает объект самостоятельно;
- 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации;
- узнает объект самостоятельно.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Для реализации поставленных целей и задач были разработана карта,в которой фиксируется сформированность БУД обучающихся начальных классов (см. Приложение).
4. Методическое и материально-техническое обеспечение Программы
4.1. Нормативно-правовые акты и документы, использованные при разработке Программы
- Письмо Министерства общею профессионального образования РФ от 25.09.2000. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 апреля 2014 г. N НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 10 июля 2015 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Адаптивная школа №6» (вариант 2).
4.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
В школе имеются все условия для реализации данной программы:
- кабинеты для проведения учебных занятий, коррекционных курсов, внеурочной деятельности с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием;
- спортивный зал, сенсорная комната, зал ЛФК, спортивная площадка- библиотека, актовый зал, игротека;
- документ камера, МФУ, ноутбуки;
- учебно-наглядные пособия для проведения учебных занятий, коррекционных курсов и внеурочной деятельности.
Приложение
Карта сформированности БУД у учащихся
№ |
Наименование |
Входной мониторинг |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
1 |
Личностные учебные действия: |
|
|
|
|
|
|
2 |
Коммуникативные учебные действия: |
|
|
|
|
|
|
3 |
Регулятивные учебные действия: |
|
|
|
|
|
|
4 |
Познавательные учебные действия: |
|
|
|
|
|
|
- 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
- 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.