Можно смело сказать, что пришло время деятельностных технологий обучения как средства реализации современных целей образования. Начальная школа с первого сентября 2011 года начала работу по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который в том числе предполагает и «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [1, с.4]. «Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения учащийся усвоил умения, опирающиеся на знания, с помощью которых можно обеспечить эффективное осуществление необходимой деятельности. Знания в этом случае нельзя усвоить и сохранить вне деятельности учащегося» [2, с.27]. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения практической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде конечного продукта» [3, с.282].
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции из различных предметных отраслей.
Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет активизировать познавательную деятельность младших школьников, совершенствовать их речевое развитие. К данной работе можно привлечь родителей. Не секрет, что родители не всегда проявляют заинтересованность в школьных успехах своих детей, участии в коррекционной работе. При выполнении проектов меняется отношение родителей: они становятся помощниками в подготовке и оформлении проектной работы, сами выступают в роли источников информации. Использование метода проектов в логопедической работе мы начали с изучения теоретического и практического материала по данной проблеме.
Затем провели анкетирование детей, чтобы выяснить, какие логопедические темы им наиболее интересны. По результатам анализа анкет было видно, что дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями, и со своими друзьями. Для родителей также было проведено анкетирование, выяснилось, что многие слабо информированы о методе проектов, поэтому было проведено собрание на тему «Проектная деятельность» для тех родителей, чьи дети посещают занятия на логопункте школы. Оказалось, что для позитивного эмоционального состояния детям комфортнее участвовать в коллективных проектах. Поэтому в настоящее время с обучающимися первых классов, зачисленными в логогруппы, с родителями, с учителями, с библиотекарем начали реализацию межпредметного проекта «Моя первая книжка-малышка». Проектным продуктом будет создание первой книги первоклассников о своей семье, о любимцах – домашних животных, об интересных семейных праздниках. Знания, полученные во время логопедических занятий, речевые умения обучающихся будут закрепляться в игровой форме в повседневной жизни. Учитывая психологические и речевые особенности детей-логопатов, мы не ставим слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала, включаем в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны).
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому мы считаем, что логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.
Предлагаемая ниже проектная работа « В мире звуков и букв» была проведена с учащимися второго класса. Она направлена на освоение стандартов по русскому языку через изучение учебного раздела «Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата». Этот раздел включает темы учебного проекта в рамках коррекционной работы на фонетическом уровне:
- звуки речи и буквы;
- строение и функции речевого аппарата;
- образование гласных звуков;
- образование согласных звуков.
Для начала мы решили:
- заинтересовать детей темой проекта;
- вызвать у них мотивацию;
- ввести их в поисково-исследовательскую деятельность;
- научить добывать информацию;
- систематизировать полученные результаты исследований;
- формулировать выводы;
- представлять результаты работы над проектом;
- оценивать свои результаты и товарищей;
- провести консультацию с родителями об оказании детям косвенной помощи.
Проблемно-тематическими вопросами были следующие:
- Чем отличаются звуки буквы?
- Какие бывают звуки и буквы?
- На какие группы делятся гласные звуки?
- На какие группы делятся согласные звуки?
- Бывают ли беззвучные буквы?
- Когда и кем создан алфавит? Зачем он нужен?
На подготовительном этапе были распределены обязанности и разработан план проекта.
На основном этапе дети вели работу по поиску информаций, искали ответы на выше приведенные вопросы, то есть, собрали информацию о гласных звуках и буквах, о согласных звуках и буквах, о беззвучных буквах, о русском алфавите; оформили газету. На заключительном этапе пришли к выводу: в русском языке 33 буквы и 42 звука.
Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, повысилась самооценка, родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это и есть наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с.4. Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ № 373 от 06 октября 2009г. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. 2006, № 1. – с.27.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с. 272.
- Николаева О.В., Дьяковская М.А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе. Логопед.2011. - № 3. – с.81-94.
- Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». Волгоград, 2010.