Технология проблемного обучения. Методическая разработка урока внеклассного чтения "Рождественский ангел". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 2


Цели урока:

Обучающие:

  • обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,
  • совершенствовать выразительность чтения учащихся,
  • познакомить с особенностью рождественского рассказа, 
  • прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Воспитательные: 

Воспитывать уважение у детей к духовным ценностям нашего народа.

Оборудование: записью пьес «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. (звучит любая рождественская мелодия)

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. (Чарльз Диккенс)


Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»).

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ «Рождественский ангел».
Что такое рассказ? (отвечают).

Это малая эпическая форма. В рассказе часто один главный герой, одна сюжетная линия, одно главное событие.

В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Что же такое рождественский рассказ, чем он отличается от обычного рассказа? (пробуют дать ответ).

Учитель.

В самом общем виде можно определить рождественский  рассказ как рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Существует множество определений, что же это такое «святочный» или «рождественский» рассказ. И чем он отличается от простого рассказа? А так как этот жанр находится в постоянном развитии, то и дать ему какую-либо характеристику непросто. И в то же время чрезвычайно легко. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа. Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звёзд.  Именно ёлка становится одним из главных действующих лиц многих рождественских рассказов. Вспомним некоторые из рождественских рассказов: А.П.Чехов «Ванька», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Л.А.Андреев «Ангелочек».

Рождественский рассказ – это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Очень часто рождественская ёлка становится одним из главных действующих лиц такого рассказа.

Что же это за праздник Рождество Христово? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Рождество - великий христианский праздник, установленный по церковному вероучению в честь Рождения Иисуса Христа. Это тёплый, трогательный, красивый  праздник, пронизанный атмосферой всеобщего согласия и любви. Время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Учитель

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Анализ произведения. Комментированное чтение (чтение с остановками) Рождественский рассказ. (Текст рассказа прилагается).

Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, в чём его жанровые особенности.

Учитель

Рождество — праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами.

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности. Понятия «Вера», «Милосердие», «Сострадание» с этими понятиями мы сегодня и познакомимся.

Разбейтесь по группам. Первая группа составляет определение слову вера, вторая «милосердие», третья - «сострадание».

  1. Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, в чём-либо. Убеждённость в существовании высших сил, вера в Бога.
  2. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  3. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
  1. Понравилось ли вам произведение!
  2. В какое время года происходят события в рассказе? С каким праздником  они связаны?
  3. Что случилось в семье главной героини? Какие чувства вызывает она у вас?
  4. Почему ей никто не помогает?
  5. Кто помог семье главной героини? Вы считаете, нужно помогать тем, кто в этом нуждается?
  6. Девочка Маня отказалась от елки, гостинцев и все отдала детям. Легко ли расстаться с тем, о чем вы мечтали? А вы смогли так поступить?
  7. О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии).
  8. Как эти слова, которые мы рассматривали перед чтением, заиграли для вас? Какие смысловые краски приобрели?