«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя».
Л.Н.Толстой
Когда я училась в институте, то в учебной программе был такой предмет как «Педагогика». В этом учебнике вся теория воспитания располагалась по разделам: принципы, подходы, закономерности, методы.… Казалось бы, так просто – бери и воспитывай! Но на практике получилось не все так легко, как написано в книге. Оказалось, что слово «воспитание» включает в себя такой обширный смысл, который невозможно осознать, учась в институте. Подлинное значение этого понятия постигаешь после нескольких лет работы с детьми.
Есть много определений слова «воспитание». Но помимо этого каждый вкладывает в это слово свой смысл и ставит свои цели.
В чем для меня состоит этот смысл? Какова моя цель воспитания?
Смысл моей работы я вижу в том, чтобы воспитывать в детях общечеловеческие ценности, только тогда их поступки будут продиктованы честностью и порядочностью, чего так не хватает в нашем далеко не добром мире, а ещё передать детям частичку своей души, частичку в которой есть свет и любовь. Но для того, чтобы в душе рождались свет и любовь, надо их взращивать в себе.
Часто говорят, что воспитывать детей трудно… Конечно, трудно! Учитывая, что на практике результаты воспитания проявляются далеко не сразу. И особенно трудно прививать детям то, во что ты сам не веришь и чего сам не придерживаешься! Поэтому чтобы воспитывать детей нужно самой верить в то, что ты говоришь и делаешь.
Осознание того, то воспитывать других я смогу только изменяя себя, пришло ко мне давно, поэтому мне близки слова Льва Николаевича Толстого: «Надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. И поэтому воспитание других включается в воспитание самих себя. И другого ничего не нужно».
Я осознаю в себе то, над чем надо работать. Бывает тяжело, трудно, но по-другому нельзя! Мы проживаем этот путь вместе с детьми: они учат меня, а я их. Дети самые строгие судьи с точки зрения нравственности. Они мгновенно подмечают несоответствия между тем, что говорят и что делают. Ребята могут простить недостатки, но не двуличие. И самое страшное в результате этого несоответствия, они могут усвоить «двойную» мораль, которую демонстрируют им взрослые. Именно тогда внешне ребенок совершает правильные поступки, но внутренне думает и делает по-другому. Отсюда вытекает определенная манера поведения: при взрослых делать одно, без взрослых - другое. А это еще раз подтверждает ответственность педагогов за свои слова и поступки.
Что еще для меня важно в воспитании? Любовь к людям вообще и к ребенку в частности. Бывает, приходит к тебе маленький или большой человек: неприветливый, «колючий», агрессивный. Можно, конечно, на него рассердиться, но если присмотреться, то начинаешь понимать, почему он такой. Тепла ему не хватает, любви, уважения. И не нужны ему - ни мораль, ни нотации – лучше поговорить с ним по-человечески, выслушать с пониманием, постараться вовлечь в интересную ему деятельность. При ошибках оценивать не его лично, а поступок. А ведь как часто мы морализируем не оставляя ребенку, даже возможности исправить то что он натворил. И наказываем ради наказания, а не ради того, чтобы у него произошло осознание своего поступка.
Или наоборот, закрываем на совершенное глаза, пытаемся во чтобы то ни стало оправдать его действия…
Когда я встречаюсь с такими ситуациями, то всегда вспоминаю притчу о виноградной лозе:
«Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец.
- Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый лень, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».
Очень важно при воспитании детей соблюдать меру во всем, стараться найти «золотую середину» - и в действиях и в словах.
Слово - одно из главных орудий воспитания, но оно должно быть наполнено смыслом и содержанием. Хороший воспитатель тот, кто глубоко понимает жизнь ребенка. А у того, кто её понимает, слова не могут быть случайными, обижающими и ранящими. Безусловно, каждый в процессе воспитания использует свои знания и опыт. Но нужно как можно чаще задумываться о том: всегда ли я прав, всегда ли мой опыт нужен тому, кого я воспитываю? Может быть лучше вообще о нем не говорить? Не стоит проецировать на жизнь детей свои проблемы и взгляды. Нужно научить их видеть мир во всем многообразии, выбирать свой путь-это главная задача.
Что еще для меня важно? Умение прощать себя и других. Никто в нашем мире не идеален. И если вы чувствуете свою вину перед ребенком – признайтесь и попросите прощения, неважно кто это малыш, подросток или юноша. Иногда это бывает сложно, так как приходится переступать через свою гордость. Но гордыня - большой недостаток и если его в себе культивировать, то всегда есть опасность превратится в нечто недосягаемое. А тогда не получится прожить жизнь вместе с детьми – они просто будут сторониться такого взрослого.
А если дети не будут доверять тебе, то никакого воспитания не получиться.
В этом эссе я попыталась отразить все свои основные взгляды на воспитание и в заключение хотела бы сказать:
Есть такие нравственные истины, неподвластные времени, идеологиям, политическим течениям - это непричинение зла другим людям, порядочность, совестливость, терпимость, искренность. Они вечны, они есть законы человеческой жизни. Нарушение этих истин ведет к хаосу, бездуховности, внутренней пустоте, ожесточенности. Мне кажется, что стать совершенным человеком нельзя. Это та цель, которая все время будет отдаляться. Но постоянная работа над собой и стремление к совершенству помогут достичь, на мой взгляд, самой главной цели воспитания - пополнить мир как можно большим количеством хороших и добрых людей, умеющих думать над тем, что они делают и зачем они это делают и понимающих, что человеческая жизнь – самая большая ценность на земле.