Урок русского языка в 3-м классе по теме «Что такое имя числительное?»

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с новой частью речи – именем числительным, формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.

Формируемые УУД:

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
  • коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, то ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: карточки со словами, таблица, сигнальные карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

(Работа в группах)

- Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:

а) овладеть собой, успокаиваться;

б) очень тесно;

в) усиленно думать над трудным вопросом;

г) хорошо запомнить.

Ответы:

а) брать себя в руки;

б) яблоку негде упасть или битком набито;

в) ломать голову;

г) зарубить на носу.

III. Самоопределение к деятельности.

Словарная работа. Знакомство с новыми словами: четыре, восемь.

- Что называют эти слова? (Числа)

- Поставьте вопросы к этим словам. (Сколько?)

- Как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей).

- Какие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.

- Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока.

Учитель: Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов называют особым словом- числительное.

 Каждое числительное называет своё число – точное количество предметов, в этом случае их называют количественными. К ним можно поставить вопрос сколько? (пять, семь, десять и т.д.)

1. Спишите, подчеркните количественные числительные.

Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло повязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказа: «Смотри!»
Ещё нужны мне тридцать три.»

2. Упр. №103, с.59

3. Прочитайте забавное стихотворение Ванды Хотомской, укажите числительные.

3 – три

Есть у нас 3 сес3цы

 У другой, что у в Ус3цах

Вы не знаете их?

Никаких ус3ц нет

Как бы мне ухитри3ться

 Но зато осе3ну

Рассказать о троих?

 Подают на обед!

У одной, что в С3жове,

 А у третьей, а Быс3це,

 Над окошком жил с3ж.

 Быс3на на реке,

С3чь она мастерица –

 И резвятся 3тоны

Приходи к ней, малыш!

 По ночам на песке.

 

4. Упр. №104, с.59.

5. Прочитайте предложение.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

6. Какие слова можно прочитать? (Учитель раздаёт карточки).

100 лб

 3 кo

100 ляр

 3 умф

100 лица

 3 буна

100 рожка

 3 котаж

V. Физкультминутка.


Раз, два – наклонилися слегка.
3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо влезть.
7, 8 – пробежаться вас попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.

VI. Порядковые числительные.

1. Учитель: Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте. К ним можно поставить вопрос который? первый, второй, третий.

Написать числительные по образцу. (Таблица)

м.р.

 ж.р.

 ср.р.

первый

первая

 первое

четвёртый

 …….

 …….

шестой

 …….

 …….

восьмой

 …….

 …….

десятый

 …….

 …….

2. Упр.№106,с.60

VII. Викторина.

Задания:

  1. В каких числительных пишутся двойные согласные? (Миллион, миллиард, одиннадцать.)
  2. Приведите примеры поговорок, пословиц с числом семь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
  3. Вспомните фразеологизмы с числом семь.(Быть на седьмом небе; до седьмого пота; семи пяди во лбу.)

VIII. Рефлексия.

 - Выписать имена числительные.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

- Сколько числительных в этом отрывке? Замените их одним. Какое это будет числительное?

- Что обозначают имена числительные?

- На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек «смайлов».)

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

Домашнее задание: выучить правило на с. 60, выполнить упр. №105.