Цели: познакомить с новой частью речи – именем числительным, формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.
Формируемые УУД:
- познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
- коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, то ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: карточки со словами, таблица, сигнальные карточки «смайлы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
(Работа в группах)
- Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:
а) овладеть собой, успокаиваться;
б) очень тесно;
в) усиленно думать над трудным вопросом;
г) хорошо запомнить.
Ответы:
а) брать себя в руки;
б) яблоку негде упасть или битком набито;
в) ломать голову;
г) зарубить на носу.
III. Самоопределение к деятельности.
Словарная работа. Знакомство с новыми словами: четыре, восемь.
- Что называют эти слова? (Числа)
- Поставьте вопросы к этим словам. (Сколько?)
- Как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей).
- Какие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
- Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов называют особым словом- числительное.
Каждое числительное называет своё число – точное количество предметов, в этом случае их называют количественными. К ним можно поставить вопрос сколько? (пять, семь, десять и т.д.)
1. Спишите, подчеркните количественные числительные.
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло повязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказа: «Смотри!»
Ещё нужны мне тридцать три.»
2. Упр. №103, с.59
3. Прочитайте забавное стихотворение Ванды Хотомской, укажите числительные.
3 – три
Есть у нас 3 сес3цы |
У другой, что у в Ус3цах |
Вы не знаете их? |
Никаких ус3ц нет |
Как бы мне ухитри3ться |
Но зато осе3ну |
Рассказать о троих? |
Подают на обед! |
У одной, что в С3жове, |
А у третьей, а Быс3це, |
Над окошком жил с3ж. |
Быс3на на реке, |
С3чь она мастерица – |
И резвятся 3тоны |
Приходи к ней, малыш! |
По ночам на песке. |
4. Упр. №104, с.59.
5. Прочитайте предложение.
Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
6. Какие слова можно прочитать? (Учитель раздаёт карточки).
100 лб | 3 кo |
100 ляр |
3 умф |
100 лица |
3 буна |
100 рожка |
3 котаж |
V. Физкультминутка.
Раз, два – наклонилися слегка.
3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо влезть.
7, 8 – пробежаться вас попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
VI. Порядковые числительные.
1. Учитель: Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте. К ним можно поставить вопрос который? первый, второй, третий.
Написать числительные по образцу. (Таблица)
м.р. | ж.р. |
ср.р. |
первый |
первая |
первое |
четвёртый |
……. |
……. |
шестой |
……. |
……. |
восьмой |
……. |
……. |
десятый |
……. |
……. |
2. Упр.№106,с.60
VII. Викторина.
Задания:
- В каких числительных пишутся двойные согласные? (Миллион, миллиард, одиннадцать.)
- Приведите примеры поговорок, пословиц с числом семь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
- Вспомните фразеологизмы с числом семь.(Быть на седьмом небе; до седьмого пота; семи пяди во лбу.)
VIII. Рефлексия.
- Выписать имена числительные.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
- Сколько числительных в этом отрывке? Замените их одним. Какое это будет числительное?
- Что обозначают имена числительные?
- На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек «смайлов».)
IX. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: выучить правило на с. 60, выполнить упр. №105.