С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Специально организованная деятельность воспитателя происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности — духовные и нравственные. Образование призвано помочь ребенку не только усвоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» — самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития.
Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
1. Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик. В нашем детском саду работа по данному направлению ведется широко и активно. Были выполнены совместно с родителями, воспитателями и детьми на разные темы. Где дети сами предлагали тему проектов. Воспитатель внимательно выслушивал все ответы, идеи и предложения детей. Тематика была разнообразной. Это и «Путешествие в цветочную страну феи Фиалки», «У праздника в гостях», «Мы – эко волонтеры», «Путешествие в прошлое одежды», «Лэпбук «Реки Самарской губернии», «История нашего города» и д.р. Дети были увлечены работой по сбору информации, материалов к проектам.
2. Еще одной работой по реализации культурных практик можно отнести музыкально-театральную, и литературную гостиную. При выборе книги дети предлагают прочитать и обсудить книгу, которой они заинтересовались. После чтения происходит обсуждение содержания, где дети высказывают свое отношение к главным героям, их поступкам. В группе есть книжные уголки «Почитай-ка», «Любознай-ка». Больше всего дети проявляют интерес к книгам о животных В.Бианки, Е.Чарушина, с большим интересом дети слушают книги Н.Носова, Б.Житкова, любят сказки зарубежных и русских писателей А.Пушкина, Г.Андерсена.
3. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) также относятся и направлены на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Дети с большим интересом выполняют постройки из мягкого конструктора, конструктора-лего, конструктора на присосках, блочного конструктора. При строительстве проявляют свое творчество и фантазию. Во время данной работы у детей проявляется самостоятельность, работа в команде, умение договариваться друг с другом. Во второй половине дня детям предоставляется возможность самостоятельно подобрать материал для игр-драматизаций и выбирают сказку, атрибуты. Очень нравиться детям сказка «Теремок», «Репка». Свою индивидуальность дети проявляют в организации сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «на приеме у врача». «Я в супермаркете».
4. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим). В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем деревья на участке д/с», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Участвуем в акции сделаем город чище», «Покормите птиц» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
5. В творческой мастерской детям предоставляется раскрыть свои интересы по художественно-эстетическому развитию. Они разнообразны по своей тематике, содержанию. У нас в группах работают кружки «Волшебная нить» где дети занимаются рукоделием, кружок «Лесовичок», где детям предоставляется большой материал, для проявления своего творчества. Дети выполняют работы из шишек, засушенных листьев, крупы. Также в творческой мастерской дети приобщаются к народным промыслам. Во время проведения НОД на тему «Славится Россия чудо- мастерами», ребята узнали много информации о народных промыслах: Хохлома, Гжель, Дымка. С большим интересом выбирали элементы узоров и составляли ковер.
На примере знакомства со сказкой у детей возникает желание обыграть сказку и превратиться в сказочных персонажей, выбрать костюм, разучить слова. Дети превращались в Иван-царевича, русских богатырей, Снегурочку, Василису-Премудрую.
6. Проведение детских досугов позволяют раскрыть детские возможности и способности. В нашем детском саду проводятся досуги на тему: «Золотая осень», «Здравствуй, здравствуй Новый год!», «Мама -слово дорогое», «Масленица», «До свидания, детский сад!».
Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое образовательное пространство.