Аннотация проекта
2017 год в России объявлен годом Экологии.
Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Главной задачей проекта стала одна из главных задач нашего государства на этот год - привлечение граждан к сохранению природных богатств страны, развитие экологической ответственности всех слоев общества. Так как в этом году на первое место встало экологическое просвещение, то автором проекта было принято решение о вовлечении обучающихся группы ФМШ "Проектно-исследовательские работы школьников" в экологический проект. Проект не только направлен на "погружение" четвероклассников в учебный материал по разделу "Органы чувств и охрана здоровья" предмета Окружающий мир, но и призывает изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы сохранения здоровья людей, влияние отдельных факторов среды на здоровье и жизнедеятельность людей.
Проект рассчитан на обучающихся 10-11 лет.
Работа над проектом осуществлялась на занятиях и во внеурочное время.
Чтобы такая глобальная тема стала близка участникам проекта, основой работы стало изучение комфортности среды ФМШ для физического и психического здоровья обучающихся.
Итогом проекта стали подготовленные участниками проекта буклеты и презентации по результатам исследования.
Участники проекта активно распространяют материалы проекта в своих образовательных учреждениях. Некоторые участники проекта уже начали работу по исследованию комфортности среды их образовательного учреждения. Надеемся, что после знакомства с нашим проектом, многим захочется задать себе вопрос: "А почему нашу школу построили именно здесь? Как окружающая нас среда влияет на наше здоровье и желание ходить в школу?" и, воспользовавшись материалами нашего проекта, начать собственные исследования.
Результатом участия в проекте стало стремление участников не только самим заботиться об окружающей среде (озеленение пришкольной территории, акции "Друзья птиц", "День воды", уборка мусора на пришкольной территории) но и привлечение к этим мероприятиям своих родителей.
Проект показал, что только природоохранные мероприятия, выведенные на уровень системной ежедневной обязанности могут улучшить экологическую обстановку.
Актуальность темы проекта
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.
Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
В.В. Путин
Тем самым правительство нашей страны стремится привлечь внимание общества к необходимости охранять и рационально использовать природу, объединить усилия в деле сохранения её экосистем и защиты особо ценных объектов природы.
В этом году на первое место встало Экологическое просвещение. Одними из главных задач, поставленных государством на 2017 год, являются:
- Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны.
- Развитие экологической ответственности всех слоев общества.
Учебный проект проводится в рамках предметов:
- «Окружающий мир» (4 класс) (по программе Вахрушева А.А.),
- «Мир вокруг нас» (4 класс) (по программе Плешакова А.А.) при изучении следующих тем:
- «Органы чувств» 4 класс (А.А. Вахрушев);
- «Охрана окружающей среды — задача всего человечества» 4 класс (А.А. Вахрушев);
- «Гигиена дыхания» 4 класс (А.А. Плешаков);
- «Необходимость бережного отношения к природе» 4 класс (А.А. Плешаков).
Дидактические цели проекта
- Развивать умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, решать творческие задачи.
- Формировать знания об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе.
- Способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять здоровье.
Методические задачи проекта
- Познакомить с понятиями: «экология человека», «источники загрязнения окружающей среды».
- Сформулировать правила поведения человека в природе, создать особые условные знаки «правильного поведения в природе».
- Научить оформлять результаты исследовательской деятельности в виде презентации, буклета, диаграммы.
Педагогические технологии
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология «Обучение в сотрудничестве»;
- Технология проблемного обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Проектные технологии;
- Поисковые, исследовательские технологии.
Вопросы, направляющие проект
Как приятно слышать птичье пенье,
Ветра шум в прибрежных камышах!
Как легко поднимут настроенье
Блики солнца на речных волнах!
Нежит сердце дивная природа,
Умиляет душу красота,
Даже и ненастная погода
Дивным чудом радует всегда.
Основополагающий вопрос:
Какая окружающая среда комфортна для нашего многогранного мира чувств?
Проблемные вопросы:
1. Полезно ли нам то, что мы вдыхаем?
2. Какие изменения окружающей среды ведут к нарушению функций органов чувств человека?
3. Как быть здоровым?
4. Как вести себя в природе, чтобы не причинить ей вред?
5. Экология для человека или человек для Экологии?
Учебные вопросы:
1. Для чего и как мы дышим?
2. С помощью каких органов человек воспринимает информацию об окружающей его среде?
3. Какие правила гигиены органов чувств вы знаете?
4. Какая наука занимается изучением состояния здоровья людей, а также прогнозом состояния здоровья будущих поколений?
5. Как сохранить хорошее обоняние?
6. Как сделать воздух чище?
7. Какие звуки и запахи нам полезны?
8. Откуда появляются в окружающей среде загрязняющие вещества?
9. Что необходимо нам делать, чтобы окружающая среда помогала нам как можно дольше сохранить здоровье?
Этапы и сроки проведения проекта
1 урок
1) Презентация учителя «Какая окружающая среда комфортна для наших органов чувств?»
2) «Мозговой штурм» и выделение проблемных вопросов.
3) Деление на группы и получение задания.
4) Знакомство с критериями оценивания разных видов деятельности в проекте.
5) Знакомство с картами «Самооценка учащихся в ходе работы над проектом».
2–5 уроки
Основной этап.
- Работа в группах (4 урока + дополнительная работа после уроков или дома).
6 урок
Обобщающий урок.
- Группы представляют продукты своего труда.
7 урок
Рефлексия.
- Делятся впечатлениями от проекта. Выясняют личные достижения.
- Заполняют «Анкету впечатлений от участия в проекте».
8 урок
Представление результатов проекта родителям и учащимся других классов.
- Результаты проекта
- Презентация «Какие легкие у нашей школы?» показывает, что расположение нашей школы в лесном массиве между сопок да ещё и рядом с бухтой благотворно влияет на наше воздушное пространство и от каждого из нас зависит сохранение его чистоты.
- Презентация «Полезно ли нам то что нас окружает?» по результатам исследований.
- Диаграмма «Легко ли нам дышится в районе нашей школы?»
- Буклет 1 «Как вести себя в природе, чтобы не нанести ей вред?», Буклет 2 «Как вести себя в природе, чтобы не нанести ей вред?», Буклет 3 «Входите в лес не диким зверем», Буклет 4 «Входите в лес не диким зверем».
- Праздник
Используемые ресурсы
Материалы на печатной основе |
Учебники:
Другая литература:
|
Другие принадлежности |
Лабораторные принадлежности для проведения опытов. |
Интернет-ресурсы |
www.medicalplant.ru/20/shtm/картинки |
Другие ресурсы |
Помощь родителей в создании презентаций. Экскурсия в центр города на берег «Авачинской бухты», с целью наблюдения источников загрязнения водоёмов. |