Знаки препинания в конце предложения

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок № 38

Учебник: русский язык (Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина)

Цель урока:

  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных;
  • формирование навыка владения речевой нормой.
  • Развивать у школьника речевую и письменную деятельность. Помочь овладеть языком как средством познания и общения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске;
  • учить составлять вопросительные и повествовательные предложения;
  • формировать умение находить в словах ранее изученные орфограммы и проверять их;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку; родному краю:
  • воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки каллиграфии;
  • понимать значения знаков препинания в конце предложения;
  • развивать умение сравнивать, находить сходное и различное, выделять главное, существенное;
  • развивать умение делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний.

Планируемые результаты

Предметные

  • Знать, что знаки препинания (. ? ! , ; : …) называют знаками пунктуации.
  • Иметь представление о разделе науки о языке, называемом пунктуацией.
  • Уметь читать по ролям; объяснять выбор знака препинания; определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; составлять предложения с данными словами
  • Уметь передавать интонацию при чтении; писать по памяти; задавать вопросы по правописанию слов; записывать предложения, выбирая знаки препинания в их конце по интонации; писать под диктовку; обобщать наблюдения над признаками предложения; записывать текст, разделяя его на предложения.

Метапредметные

  • Читать знаки препинания(понимать значение) в концепредложений.
  • Сопоставлять интонации и знакипрепинания, осознавать ихвзаимосвязь.

Личностные

  • Понимать то, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока: экологический квест «Дубрава».

Цели:

  • Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
  • Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

  1. Этап мотивации учебной деятельности учащихся (самоопределение)
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Физминутка.
  4. Этап самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка).
  5. Этап рефлексии деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, задания по выбору. Работа в парах.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Формы контроля

  • Текущий контроль,
  • Самоконтроль.

Организация самостоятельной деятельности

  • Проверочная работа,
  • Самостоятельная работа.

Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, учебник, картинки, плакаты, карточки-подсказки написаны на осенних листьях (открытки).

Ход урока

I. Этап мотивации учебной деятельности учащихся (самоопределение) - 5–7 мин.

Цель: включение учащихся на личностно-значимом уровне

Прозвенел звонок для вас
За работу в добрый час.

В дверь постучали.

- Вам пришла посылка. Срочно!

В посылке – письмо, жёлуди, инструкция (карточки, критерии оценивания деятельности, рефлексия), подсказки, карточки-задания.

Читаем письмо.

Учащихся 3 «В» класса приглашаем принять участие в экологическом квесте «Дубрава».

- Что такое квест? («Квест» в переводе с английского «поиск, выполнение поручений»).

В письме даётся пояснение: квест – это игра, в ходе которой предоставляется возможность использовать свою эрудицию, проявить смекалку, логическое мышление, продемонстрировать свои таланты, используя подсказки.

Экологический квест состоится 26.10.2017г., в,11.50 по адресу: Кумысная поляна.

- Что вы знаете о Кумысной поляне?

(Кумысная поляна – это уникальный природный парк; огромный воздушный фильтр, без которого жизнь в Саратове была бы практически невозможна).

Просим Вас собраться у ____________.

- Не очень понятно написано, где нас ждут организаторы квеста.

- Необходимо прочитать инструкцию:

Участие должны принять команды. В команде не более 7 человек, включая ответственного. За каждый правильный ответ участник получает жёлудь. Затем жёлуди суммируются. Если у участника в конце игры будет от 15 и более желудей, то его участие оценивается 5 баллами; 10 - 14 - 4 балла; менее 9 - 3 балла.

От активного участия каждого зависит результат команды.

Используйте задания-подсказки.

2. Минутка чистописания

- Первая подсказка. Чистописание Дд

- Что мы знаем о данной букве? (Жёлудь за правильный ответ).

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 17 мин.

Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

1. Обобщение и систематизация знаний

Подсказка вторая. Загадка.

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это   (дуб).

- Запишите ответ загадки. Подберите однокоренные слова. Выделите корень.

(Дуб, дубок, дубовый, дубрава, дубочек, дубовик, дублёнка, дубление, дубина).

- За каждое слово - жёлудь.

- Как образуются новые слова? (жёлудь)

- Итак, мы встречаемся с организаторами у дуба.

2. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Как дойти? Задание-подсказка. Работа с учебником.

- Открыть учебник страница 73.

- Назовите тему урока? (Знаки препинание в конце предложения)

1. Упражнение 103. (жёлудь)

Чтение правила на стр.72.

3. Постановка учебной задачи, целей урока

- Какую учебную задачу будем решать? (обобщим и систематизируем знания о слове, словосочетании и предложениях)

- Какие цели урока определим? (Осмыслим взаимосвязь интонационных и пунктуационных средств, Примем активное участие в экологическом квесте «Дубрава»)

2. Упражнение 104 – работа парами.

- Отвечаем на вопрос к упражнению (жёлудь).

4. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

3. Упражнение 105.

- Определите тему таблицы.

- Сколько граф выделяется? Почему?

- Есть ли объединяющие колонки? Что объединяют?

- Каким способом выделены особенности таблицы? (цветом) Почему?

- Ответить на вопросы к данному упражнению.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание-подсказка: На доске строки из стихотворения Ирины Токмаковой «Дуб».

- Прочитать.

- Какие предложения по цели высказывания и по интонации записаны на доске?

- Списать по законам стихотворения последние два предложения.

- Какой вид предложения не записан? (побудительное предложение не записано)

- Придумать и записать побудительное предложение так, чтобы был выдержан стиль автора.

- В первом предложении подчеркнуть основу предложения, стрелками показать словосочетания. Указать части речи.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный!
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

- У кого есть предположение, у какого дерева мы должны встретиться с организаторами? (у дуба)

- О дубе вспоминают, когда надо сказать о чём-то прочном, долговечном, могучем. Древние учёные считали вековые дубы одним из чудес света.

Старые деревья охраняются, их часто обносят оградой, ухаживают за ними. В Петербурге и его окрестностях есть дубы, посаженные, по преданию, царём Петром I. Под Москвой сохранились дубы, возраст которых 600–800 лет.

- Как дуб связан с Саратовом?

(У нас в окрестностях Саратова растёт самый большой и старый дуб - памятник природы. Дуб Великан — одна из популярных достопримечательностей Кумысной поляны. Возраст его около 200 лет.

Когда придёте к Дубу Великану, постарайтесь сильно не топтать вокруг него землю. Дубы этого очень не любят и начинают засыхать. Огромное количество птиц и насекомых находит в его кроне убежище и пищу).

III. Физминутка 1 мин.

Цель: снять напряжение, гимнастика для глаз.

IV. Этап самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка) 10 мин.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

1. Задание-подсказка.  Разноуровневая работа (по карточкам)

1. Вставить пропущенные буквы, поставить ударение. Указать род.

- Составить словосочетание, используя данные словарные слова.

 Эк__логия, пр__рода, дят__л, __рех, с__ница, р__бина, сн__гирь.

2. В предложении подчеркнуть основу предложения

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев.

Определить вид предложения по цели высказывания:

А. Повествовательное 
Б. Вопросительное
В. Побудительное

Определить вид предложения по интонации:

А. Восклицательное
Б. Невосклицательное

2. Вставить пропущенные буквы, поставить ударение. Указать род.

Составить одно словосочетание, используя данные словарные слова.

С данным словосочетанием составить предложение. Определить вид предложения по цели высказывания и по интонации.

Эк__логия, пр__рода, дят__л, __рех, с__ница, р__бина, сн__гирь.

3. Прочитай. Разбей Текст на части. Составь план.

В выделенном предложении подчеркни основу предложения.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб один чернеет в чистом поле. Дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. В дубовой чаще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

План
________________________________________

________________________________________

________________________________________

4. Прочитай.

Выпиши по одному предложению: повествовательное, вопросительное, побудительное. В скобках укажи вид предложения.
В тексте найди и подчеркни предложение, в котором описывается внешний вид сойки.

Загадочный дубок

Маленький дубок неожиданно вырос на самой тропинке в лесу.

Около дубка трава по обеим сторонам тропинки примята. Люди, не тревожьте дубок и обходите его стороной!

Как попал сюда, на тропинку, жёлудь, из которого вырос дубок?

Может быть, там, за рекой, под большим дубом его подобрала птица сойка с ярко-голубыми пёрышками на крыльях и чёрным хвостом?
Как смешно выглядел её широко раскрытый клюв, в котором она несла жёлудь.

________________________________________

________________________________________

________________________________________

5. Осуществление межпредметных связей

Задание-подсказка.

- Какие животные связаны с дубом напрямую и почему?

(Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеницы непосредственно связаны с дубом, потому что они питаются желудями).

Задание-подсказка

6. Работа с учебником. Упражнение 106.

Озаглавить текст.

  • вариант – 1, 2, 3 предложение.
  • вариант – 4, 5 предложение.

(1 – повеств., воскл.; 2 – повеств., воскл., 3 – вопрос., невоскл.; 4 – побуд., воскл., 5 - вопрос., воскл.)

Взаимопроверка.

7. Воспитание патриотизма

Подсказка Жариков Леонид Михайлович

Сказка ДУБ И ВЕТЕР

Стоял на горе могучий дуб, никому не покорялся. Но вот однажды налетел на него ураган и спрашивает:
— Боишься меня?
— Не боюсь!
— Ах, так, ну тогда держись!
Стал ветер дуть изо всех сил. Налетал с одной стороны, заходил с другой, старался пригнуть дерево к земле. А дуб вцепился корнями в землю и стоит посмеивается. Каждый листик на нем трясется от смеха. Так и устоял против ураганного ветра. Не сладил тот с ним, не сумел повалить.
Разозлился ветер и помчался звать на помощь молнию.
— Сестрица-молния, окажи услугу.
— Что случилось?
— Опозорил меня дуб. Пообещал я одолеть его и не смог, а дуб поднял меня на смех. Прошу: повали его, сожги!
Заклубились черные тучи, прилетела к дубу молния и спрашивает:
— Боишься меня?
— Не боюсь!
— Ах, так, ну тогда держись…
Грянул гром, блеснула молния, будто раскололось небо надвое. Вспыхнула вершина дуба огнем, а дождь залил. Ударила молния еще раз — расщепила ствол. А дуб стоит.
— Послушай, дуб, ответь мне: почему я, всесильный, не могу совладать с тобой? Открой: в чем твой секрет, в чем твоя сила?
— Могу сказать, — отвечает дуб. — Моя сила в том, что я из земли-матушки расту, корнями с нею связан. Я — сын земли, и она дает мне силы жизни.
Так и не покорился дуб и до сих пор растет могучий и красивый.

- Почему же не смогли злые силы одолеть дуб?
(В сказках добро побеждает зло. Молния вспыльчива, быстро сгорает от своего гнева. Ветер растрачивает свои силы, слабеет. Дуб крепко держится за землю-матушку, а родная земля раны заживляет).
- Как понимаете выражение «держаться за землю-матушку»?
- Жить там, где родился. Любить свой дом, свою Родину.

8. Знаете ли вы, что зелёным символом Саратовской области стал Дуб?!

(Аллея России – это Всероссийская эколого-патриотическая акция, которая наглядно демонстрирует единство России, пропагандирует бережное отношение к окружающей среде).

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 15 мин.

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1. Задание-подсказка

Корней Иванович Чуковский очень любил природу, животных. Написал удивительную сказку «Айболит». Эта сказка о добром докторе, который очень любил зверей и лечил всех без промедления. Предлагаю выполнить упр.107.

Кого тронула сказка Жарикова Леонида Михайловича «Дуб и ветер», могут перечитать её дома и выписать по два предложения различные по цели высказывания и по интонации.

2. Подсказка.

  • Каждый подсчитывает жёлуди. Самооценка деятельности на уроке.
  • Количественный показатель (число желудей) переходит в качественный – оценка за урок (критерии – см. начало урока).
    Выставление оценок за работу на уроке.

3. Ответственный за команду подсчитывает общее количество (1, 2, 3 места).

Команда, занявшая 1-е место, награждается переходящим кубком.

4. Последняя подсказка. Выразить своё отношение к уроку, используя начало предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Я выполнял задания…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…