Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в ДОУ. Рабочая тетрадь для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 6–7-летнего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исследования современной коррекционной педагогики подтверждают, что важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал, они получат возможность закрепления с ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей ребенка с тяжелыми  нарушениями речи может способствовать устранению речевых нарушений у детей  дошкольного возраста, а значит, и дальнейшему успешному обучению в школе. Исходя из этого, актуальность данной рабочей тетради состоит в том, что учитель-логопед систематизирует, дифференцирует и контролирует работу родителей, направленную на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями программ: «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, В.Г.Чиркиной и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

Цель данной рабочей тетради – систематизация речевого материала, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи:

  • Способствовать устранению речевых и интеллектуальных нарушений у детей 6-7 летнего возраста;
  • Расширить активный словарь;
  • Формировать связную речь;
  • Формировать все психические процессы (память, внимание, мышление и т.д.);
  • Закрепить языковые нормы русского языка;
  • Совершенствовать графо-моторные навыки;
  • Воспитывать у детей желание самостоятельно добывать новые знания;
  • Привлечь к участию в коррекционно-образовательном процессе родителей, для повышения интенсивности педагогического воздействия на детей с речевыми нарушениями и систематизации полученных знаний у детей.

Выявленные трудности у детей 6-7 летнего возраста, привели к необходимости создания пособия с  готовым комплектом игр и упражнений, объединенных между собой одной лексической темой. Материал, собранный в этой тетради, предназначен для совместной деятельности детей и взрослых, заинтересованных в развитии ребенка посредством игры.

Данное пособие  будет полезно для  учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей и родителей. Оно представляет собой систему логопедических игр и графических упражнений для детей 6-7 летнего возраста.
В тетради выделены 31 лексическая тема. Раскрытие тем происходит с постепенным последовательным усложнением материала, учитывающим своевременное усвоение лексики родного языка. Каждая лексическая тема включает в себя следующие формы работы:

  • дидактические игры и упражнения, позволяющие расширить словарный запас, уточнить представления об окружающем мире, закрепить правильное употребление грамматических категорий;
  • задания на развитие связной монологической и диалогической речи, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
  • графические задания, направленные на развитие мелкой моторики и психических процессов.

Для повышения мотивации у ребенка, рекомендуется оценивать правильность выполненных заданий. Это делает сам ребенок на индивидуальных занятиях с  учителем-логопедом. Если ребенок выполнил задание без ошибок, проговорил и ответил на вопросы полным ответом, то номер задания ребенок обводит в красный кружок; если в задании были незначительные ошибки или неточности, то ребенок обводит номер задания в зеленый кружок; если, при проверке задания, отмечается много аграмматизмов и неточностей, ребенок обводит номер задания в синий кружок; затем, оценивается вся тема.

Методические рекомендации:

Учитывая, что у дошкольников с ОНР имеются отклонения в формировании всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматики, отмечаются нарушения в психических процессах: слабо развита логика, память, нарушено зрительное и слуховое восприятие, недостаточно развита общая и мелкая моторика), необходимо регулярно заниматься с детьми по развитию лексико-грамматической  правильной речи. Эту возможность имеют родители, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Перед выполнением домашнего задания необходимо:

  • Занятия рекомендуется проводить в одно и то же время.
  • Проветрить комнату и выключить телевизор.
  • Приготовить для выполнения задания: тетрадь, цветные карандаши.
  • Занятия проводятся в первую половину дня.
  • Длительность занятий 10 –15 минут.
  •  Сделайте в тетради пометку для педагога, если, какое-то из заданий вызвало затруднение у ребенка.

Чтобы процесс усвоения шел интенсивнее, нужно как можно чаще применять в разговорах с ребенком данный лексический материал.
Алгоритм выполнения задания:

  • Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Если затрудняетесь в понимании прочитанного, то лучше проконсультируйтесь с педагогом.
  • Прочитайте задание для ребенка вслух.
  • Графические задания дети могут выполнять самостоятельно.
  • В конце занятия поинтересуйтесь, что у ребенка вызвало затруднение.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной оценкой.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.                                                                                                                                                                

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

  1. Овощи
  2. Фрукты
  3. Деревья
  4. Ягоды, грибы
  5. Перелетные птицы
  6. Осень
  7. Домашние животные
  8. Дикие животные
  9. Откуда хлеб пришел
  10. Одежда
  11. Семья
  12. Зима
  13. Зимующие птицы
  14. Зимние забавы
  15. Новый год
  16. Посуда
  17. Продукты
  18. Дом и его части
  19. Мебель
  20. Наша Родина
  21. День защитников Отечества
  22. Транспорт
  23. 8 Марта. Женские профессии
  24. Признаки весны
  25. День космонавтики
  26. Тело человека
  27. Рыбы
  28. День Победы
  29. Насекомые
  30. Животные жарких и холодных стран
  31. Школьные принадлежности

Тема: «Деревья»

1. Рекомендации родителям:

- закрепите названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
- повторите различия деревьев по внешнему виду;
- закрепите с ребенком названия частей дерева;
- закрепите понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
- закрепите понятие «цветущие деревья»;
- поговорите с ребенком о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
- закрепите, как меняются деревья в различные времена года.

2. Игра «Назови предмет со словом "сосновый"

  • Бор (какой?) — сосновый;
  • кресло (какое?) — сосновое;
  • мебель (какая?) — сосновая;
  • полено - …,
  • запах - …,
  • бревно - …,
  • шишка - …,
  • ветка - …,
  • ствол - …,
  • хвоя - …,
  • иголки - ….

3. Игра «Как назвать лес?»

Если в роще растут березы, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.

4. Игра «С какого дерева детки?»

  • Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья.
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

5. Игра «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

длинная шишка на — ели;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

6. Подумай и скажи, в каких словах спряталось слово «лес». (Лес - лесной - лесник - лесовик - лесок.) Объясни их:

  • Лес - это ... (место, где растет очень много деревьев).
  • Лесок - это ... (маленький лес).
  • Лесной - это ... (то, что находится в лесу).
  • Лесник - это ... (человек, который охраняет лес).
  • Лесовик - это ... (сказочный герой, который живет в лесу).

7. На поляне росли три дерева: береза, елка и дуб. Дуб выше березы, а береза ниже елки. Какое дерево самое высокое, а какое дерево самое низкое?

8. Игра «Найди отличия»

9. Пересказ текста

«Букет для мамы»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня –  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких
берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

10. Раскрась листья

11. Объясни пословицы

  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

12. Выучить загадку по теме

13. Наклеить картинки по теме

Тема: «Дикие животные»

1. Рекомендации родителям:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия поздней осени;
  • вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
  • рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

2. Игра «Подбери словечко и повтори предложение»

В лесу живет много рыжих пушистых ...
На охоту вышло много серых злых ...
Охотники выслеживают больших рогатых ...
По тропинке бежало много больших колючих ...
За кустом спрятался маленький серенький ...
Орешек грызет маленькая рыженькая ...

3. Найди отличия

4. Дай полные ответы на вопросы

  1. Чей хвост длиннее - лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
  2. Чей хвост короче - волчий или медвежий?
  3. Чьи копыта больше - оленьи или кабаньи?
  4. Чьи копыта больше - оленьи или кабаньи?

5. Игра «Скажи, чей дом»

  1. В этой норе живет лиса (еж, барсук). Чья это нора? (Это лисья нора. И т.д.)
  2. В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога?
  3. В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло?
  4. В этом логове живет волк. Чье это логово?

6. Какие животные спрятались на рисунке? Обведи по контуру

7. Игра «Какой? Какая?»

  • У зайца длинные уши— заяц какой? (длинноухий)
  • У медведя кривые лапы — …
  • У лисы длинный хвост —  …
  • У волка острые зубы - …
  • У зайца быстрые ноги - …
  • У белки острые ушки - …
  • У зайца косые глаза - …
  • У лося длинные рога - …

8. Сосчитайте мышек (одна серая мышка, две … и т.д.)

Разделите между ними сыр: самой маленькой мышке дайте самый маленький кусочек, а чем больше мышка, тем прожорливее она.

9. Игра «Угадай»

  • Ноги, копыта, рога — у ... (лося).
  • Кисточки на ушах — у ... (белки, рыси).
  • Иголки на теле — у ... (ежа).
  • Лапы, клыки – у … (лисы, волка).

10. Пересказ рассказа

«Почему медведь спит зимой»

Жил-был Медведь. Надумал он к зиме запасы сделать. «Насушу малины побольше», - решил Медведь. Взял он корзинку и отправился в малинник. Долго собирал вкусные ягоды, полную корзинку набрал, еле принес домой. Сел отдохнуть. «Попробую немножко малинки», - подумал Медведь и начал есть ягоды. А малина ароматная, вкусная, сладкая. Медведь так увлекся, что все ягоды съел.
В следующий раз надумал Медведь желуди собирать. Взял мешок и пошел в дубраву. Целый день ползал под дубами, полный мешок желудей набрал и побрел домой. Присел на пенек. «Попробую один желудь», - решил Медведь. А желуди спелые, золотистые. Медведю они так понравились, что в мешке скоро ничего не осталось.
«Ладно, - подумал Медведь. – Пойду мед собирать».Взял бочонок, пошел на пасеку. Полный бочонок набрал, притащил домой, решил лизнуть разочек. А мед душистый, вкусный. Вылизал все до дна. «Нет, не буду я запасы делать. Лягу и просплю всю зиму», - решил Медведь. И теперь спит каждую зиму.

11. Игра «Кто чем защищается»

Волк защищается клыками и когтями.

  • Ёж …,
  • Лось ...,
  • Медведь …,
  • Кабан …,
  • Заяц…

12. Сравни ежа и мышь

Найди сходства и отличия. Раскрась картинки

13. Объясни пословицы

  • Волка ноги кормят.
  • Лиса и во сне кур считает.

14. Выучить загадку по теме

15. Наклеить картинки по теме

Литература

  1. Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.— 128 с.
  2. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо­развитием речи. Тетрадь 1. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда)
  3. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфе­ра, 2008.—143 с.
  4. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно! / пособие по логопидии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208 с.: - ил.
  5. Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с. – (Кабинет логопеда). Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство  «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.-128 с.