Из опыта работы учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад № 14 «Василёк», руководителя муниципального методического объединения воспитателей групп компенсирующей направленности г.Рубцовска Алтайского края Митиной Веры Борисовны.
Цель: обобщение и распространение педагогического опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование математических представлений детей с ОВЗ.
Введение.
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики или уголки занимательной математики или центры познавательного развития.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний;
- обогащенная предметно-развивающая среда.
Центр занимательной математики - это специально отведённое в группе, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами, а также художественно оформленное место.
Центры созданы с целью решать следующие задачи:
1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы - стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.
1. Выступления педагогов из опыта работы.
Приведите примеры основных форм работы в центре занимательной математики:
- игровые упражнения,
- математические викторины,
- сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием,
- математические досуги,
- видеолектории,
- дидактические игры.
2. Руководство самостоятельной деятельностью детей в центре занимательной математики.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным дачам для детей.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельности детей:
- Обьяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.
- Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей.
- Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.
- Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её.
- Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.
- Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач НОД по математике и вне их.
- Пропаганда среди родителей.
3. Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:
Центр занимательной математики должен быть оснащён:
1. Разнообразными играми на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2. Разнообразным счетным, наглядным материалом: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3. Занимательным материалом математического содержания:
- задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;
- математические загадки;
- математические считалки;
- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
4. Выступления педагогов из опыта работы.
Теперь послушаем и посмотрим, как в вашей группе оборудован данный центр (воспитатели групп делятся опытом работы по теме с опорой на презентации, демонстрируют наиболее интересные пособия и оборудование).
- Подготовительная группа № 1 «Теремок»: представила новые современные пособия «Магнитный математический планшет», «Счёты на стержнях», «Лесенка для счёта», учебно-игровой комплект на магнитах «В городе чисел» и др.
- Старшая группа № 2 «Сказка»: познакомила с новинками - дидактическими играми на развитие восприятия (цвет, форма), на формирование навыков счёта, решения математических задач, временных понятий, на развитие психических процессов.
- Средняя группа № 3 «Морячок»: опыт работы по использованию модульного оборудования М.Монтессори: вращающиеся зубчатые колёса, блоки цилиндров, комплект лабиринтов, модули для развития запястья с движением по прорези и т.д.
5. Итог.
Успешно сформировать ЭМП у дошкольников возможно лишь при достаточном разнообразном оборудовании и правильном его подборе и размещении в каждой возрастной группе. Лучший представленный сегодня опыт будет оформлен в одноименный буклет и разослан по всем ДОУ города.