Урок литературного чтения в 1-м классе. Обобщающий урок по разделу «Ребятам о зверятах»

Разделы: Начальная школа


Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов, прежде всего, на развитие личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. 

Проект урока литературного чтения составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (УМК «Школа 2100»)

Предмет Литературное чтение в начальной школе предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности к чтению.

Использование ИКТ позволяет провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Демонстрация презентационных материалов соответствует требованиям СанПин и составляет не более 15 минут на уроке.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по разделу «Ребятам о зверятах».

Задачи урока:

Образовательные:

  • создать условия для повторения содержания раздела (вспомнить автора, название и героев произведений);
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
  • развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;
  • развивать монологическую речь, образное мышление, зрительную и слуховую память, творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • воспитывать интерес к чтению и книгам;
  • поддерживать внимание детей на протяжении всего урока, повышая мыслительную деятельность учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: групповая.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,
  • метод проектов,
  • преобразовательный,
  • систематизирующий,
  • контрольный (ЭОР),
  • демонстрационный.

Оборудование:

компьютер,

  • интерактивная доска,
  • мультимедийная установка,
  • система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования),
  • ЭОР (презентация, тест «Ребятам о зверятах» в программе MyTestEditor),
  • карточки – игровые поля, карточки из цветного картона шести цветов, сигнальные кружки красного и зеленого цвета,
  • таблички с названиями групп,
  • лист с критериями оценки (у групп),
  • рисунки учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
  • эмоциональное и эстетическое восприятие художественного произведения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях раздела «Ребятам о зверятах»;
  • способность к оценке и самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные:

  • Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданным образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; осознавать качество и уровень усвоения.
  • Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в учебнике; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте; группировать слова, названия произведения на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в информационном пространстве.
  • Коммуникативные: умение слушать и воспринимать высказывание учителя и товарища по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в группе; договариваться о совместном выполнении задания.
  • Предметные: воспринимать на слух чтение товарищей по классу; читать выразительно, орфоэпически правильно; находить фактуальную информацию из текста; участвовать в коллективном обсуждении прочитанного, отвечать на вопросы учителя; знать и называть авторов и заголовки прочитанных произведений; различать жанры произведений; создавать творческие объекты, иллюстрировать произведения.

Предварительная работа: подготовка отрывков из литературных произведений (гр. Испытателей), иллюстраций к литературным произведениям (гр. Иллюстраторов), создание игровых полей (гр. Экспериментаторов), разучивание песни «Не дразните собак», повторение стихотворений, разученных на предыдущих уроках.

Технологическая карта урока

Презентация.

Приложение.

Перечень рекомендуемой литературы интернет-источников, образовательных ресурсов.

  1. Бунеев Р.Н. Литературное чтение «Капельки солнца». 1 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.  – М. : Баласс, 2011. – 208 с. : ил.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. – 151 с. : ил.
  3. Отгадай-ка: весёлые ребусы для школьников. – М. : Самовар, 2010. – 32 с.: ил.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  5. Проектная деятельность учащихся: начальная школа. – Волгоград: [б.и.] 2007. – 56 с. : ил.
  6. http://www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php#m6-6
  7. http://viki.rdf.ru/item/1965/
  8. http://viki.rdf.ru/item/729/
  9. http://viki.rdf.ru/item/389/
  10. http://www.youtube.com/watch?v=u9R5QoOLvtk