Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов, прежде всего, на развитие личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.
Проект урока литературного чтения составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (УМК «Школа 2100»)
Предмет Литературное чтение в начальной школе предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности к чтению.
Использование ИКТ позволяет провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Демонстрация презентационных материалов соответствует требованиям СанПин и составляет не более 15 минут на уроке.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по разделу «Ребятам о зверятах».
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для повторения содержания раздела (вспомнить автора, название и героев произведений);
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;
- развивать монологическую речь, образное мышление, зрительную и слуховую память, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать интерес к чтению и книгам;
- поддерживать внимание детей на протяжении всего урока, повышая мыслительную деятельность учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: групповая.
Методы обучения:
- частично-поисковый,
- метод проектов,
- преобразовательный,
- систематизирующий,
- контрольный (ЭОР),
- демонстрационный.
Оборудование:
компьютер,
- интерактивная доска,
- мультимедийная установка,
- система контроля и мониторинга качества знаний (пульты для голосования),
- ЭОР (презентация, тест «Ребятам о зверятах» в программе MyTestEditor),
- карточки – игровые поля, карточки из цветного картона шести цветов, сигнальные кружки красного и зеленого цвета,
- таблички с названиями групп,
- лист с критериями оценки (у групп),
- рисунки учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
- эмоциональное и эстетическое восприятие художественного произведения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях раздела «Ребятам о зверятах»;
- способность к оценке и самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Метапредметные:
- Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданным образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; осознавать качество и уровень усвоения.
- Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в учебнике; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте; группировать слова, названия произведения на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в информационном пространстве.
- Коммуникативные: умение слушать и воспринимать высказывание учителя и товарища по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в группе; договариваться о совместном выполнении задания.
- Предметные: воспринимать на слух чтение товарищей по классу; читать выразительно, орфоэпически правильно; находить фактуальную информацию из текста; участвовать в коллективном обсуждении прочитанного, отвечать на вопросы учителя; знать и называть авторов и заголовки прочитанных произведений; различать жанры произведений; создавать творческие объекты, иллюстрировать произведения.
Предварительная работа: подготовка отрывков из литературных произведений (гр. Испытателей), иллюстраций к литературным произведениям (гр. Иллюстраторов), создание игровых полей (гр. Экспериментаторов), разучивание песни «Не дразните собак», повторение стихотворений, разученных на предыдущих уроках.
Перечень рекомендуемой литературы интернет-источников, образовательных ресурсов.
- Бунеев Р.Н. Литературное чтение «Капельки солнца». 1 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2011. – 208 с. : ил.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. – 151 с. : ил.
- Отгадай-ка: весёлые ребусы для школьников. – М. : Самовар, 2010. – 32 с.: ил.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
- Проектная деятельность учащихся: начальная школа. – Волгоград: [б.и.] 2007. – 56 с. : ил.
- http://www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php#m6-6
- http://viki.rdf.ru/item/1965/
- http://viki.rdf.ru/item/729/
- http://viki.rdf.ru/item/389/
- http://www.youtube.com/watch?v=u9R5QoOLvtk