Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом, развитие речи учащихся.
Задачи: Развивать умение письменно передавать содержание текста, определять основную мысль и тему текста, формировать умение составлять план, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой, отбирать соответствующие языковые средства.
Ход урока
1. Оргмомент
- Ребята, послушайте загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
(показ слайдов с изображением медведей)
2. Целеполагание
- Что вы знаете о медведе? (ответы учащихся).
- А знаете ли вы, что…
- Медведь – крупное млекопитающее, обитающий в лесах нашей страны.
- Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь в свою берлогу, зверь путает следы.
- Во время чуткого зимнего сна у самки рождаются медвежата.
Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, письменно подробно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? (изложение)
- Наверное, вы уже догадались, кто будет героем нашего изложения?
- Прочитайте название текста. (медвежонок)
- Определите его тему. (текст про медвежонка)
3. Первичное знакомство с текстом (читает учитель)
Медвежонок
Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес. Там он встретил свою маму медведицу.
- Правильно ли мы определили тему текста? (да)
- Кто главные герои рассказа? (медвежонок и лесник)
- Что произошло с медвежонком? (упал с обрыва, попал в сеть, наверное, поранился)
- Как поступил лесник? (освободил медвежонка, принёс домой, лечил, выпустил на волю)
- Почему он так поступил? (любит и жалеет животных, лесник, значит, охраняет лес и животных, добрый человек)
Что в тексте самое главное? (нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться)
4. Наблюдение над структурой текста. (детям выдан текст на карточках)
- Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (3)
- Вы узнали из текста, как выглядел медвежонок, есть ли в тексте его описание? (нет)
- Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? (действий)
- Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? (нет, несколько рисунков)
- К какому типу текстов его можно отнести? (текст-повествование)
5. Подробный разбор частей
- Прочитайте первую часть. (ответы ученики ищут в тексте и зичитывают)
- Что случилось с медвежонком?
- Куда он попал?
- Как вёл себя медвежонок?
- Как можно озаглавить первую часть? (Медвежонок в беде)
- Найдите слова, которые помогут представить, как произошла беда?
Упал, попал, стонал. (выписываются на доску)
- Прочитайте вторую часть.
- Кто услышал стон?
- Как лесник помог зверьку?
- Кто помогал ухаживать за больным?
- Как можно озаглавить вторую часть? (Спасение. Добрый лесник)
- Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:
Услышал, подбежал и освободил, принёс, сделал укол, ухаживала, поправился.
- Прочитайте третью часть.
- Что сделал лесник, когда медвежонок поправился?
- Кто ждал медвежонка в лесу?
- Чем закончилась эта история?
- Как можно озаглавить часть? (На воле. Снова в лесу. Встреча с мамой)
- Назовите слова- названия действий.
Отвёз, встретил.
В процессе работы в тетрадях появляется самостоятельно составленный план.
На доске выписаны опорные слова.
- Посмотрите ещё раз на слова, которые мы выписали. Действия, которое они называют, происходит сейчас, уже прошло, будет вскоре? (события уже прошли)
- Есть ли названия действий в другом времени? (нет).
6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка
- Найдите и назовите орфограммы. Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете и постарайтесь их запомнить.
Жалобно, принёс, сделал, ухаживала, скоро, встретил.
- Постройте цепочку из слов, которыми называют медвежонка.
(медвежонок, он , малыш, медвежонок, бедняга, больной, медвежонок, его, он)
- Почему использованы разные слова? (чтобы не было повторов, показать изменение отношения к зверьку)
- В какой момент медвежонка назвали беднягой? (когда он пострадал)
- Какое из слов будет синонимом к слову «бедняга» в этом тексте? (больной)
- А как поступили бы вы в подобной ситуации с пострадавшим зверьком, не обязательно медвежонком?
- Правильно ли я поняла, что вы не оставили бы его в беде?
7. Повторное чтение и пересказ в парах и вслух
При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.
8. Самостоятельная запись текста
- Как на письме выделяем каждую часть? (пишем с красной строки)
- Сколько частей должно получиться? (3)
- Проверьте свою запись.
9. Чтение готовых работ