Урок развития речи по русскому языку по теме "Письменное изложение текста". 2-й класс, 3-я четверть ("Школа России")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом, развитие речи учащихся.

Задачи: Развивать умение письменно передавать содержание текста, определять основную мысль и тему текста, формировать умение составлять план, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой, отбирать соответствующие языковые средства.

Ход урока

1. Оргмомент

- Ребята, послушайте загадку:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

(показ слайдов с изображением медведей)

2. Целеполагание

- Что вы знаете о медведе? (ответы учащихся).

- А знаете ли вы, что…

  • Медведь – крупное  млекопитающее, обитающий в лесах нашей страны.
  • Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь в свою берлогу, зверь путает следы. 
  • Во время чуткого зимнего сна у самки рождаются медвежата.

Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, письменно подробно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? (изложение)

- Наверное, вы уже догадались, кто будет героем  нашего изложения?

- Прочитайте  название текста. (медвежонок)

- Определите его тему. (текст про медвежонка)

3. Первичное  знакомство с текстом (читает учитель)

Медвежонок

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес. Там он встретил свою маму медведицу.

- Правильно ли мы определили тему текста? (да)

- Кто главные герои рассказа?  (медвежонок и лесник)

- Что произошло с медвежонком? (упал с обрыва, попал в сеть, наверное, поранился)

- Как поступил лесник? (освободил медвежонка, принёс домой, лечил, выпустил на волю)

- Почему он так поступил? (любит и жалеет животных, лесник, значит, охраняет лес и животных, добрый человек)

Что в тексте самое главное? (нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться)

4. Наблюдение над структурой текста. (детям выдан текст на карточках)

- Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (3)

- Вы узнали из текста, как выглядел медвежонок, есть ли в тексте его описание? (нет)

- Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? (действий)

- Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? (нет, несколько рисунков)

- К какому типу текстов его можно отнести? (текст-повествование)

5. Подробный разбор частей

- Прочитайте первую часть. (ответы ученики ищут в тексте и зичитывают)

- Что случилось с медвежонком?

- Куда он попал?

- Как вёл себя медвежонок?

- Как можно озаглавить первую часть? (Медвежонок в беде)

- Найдите слова, которые помогут представить, как произошла беда?

Упал, попал, стонал. (выписываются на доску)

- Прочитайте вторую часть.

- Кто услышал стон?

- Как лесник помог зверьку?

- Кто помогал ухаживать за больным?

- Как можно озаглавить вторую часть? (Спасение. Добрый лесник)

- Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:

Услышал, подбежал и освободил, принёс, сделал укол, ухаживала, поправился.

-  Прочитайте третью часть.

- Что сделал лесник, когда медвежонок поправился?

- Кто ждал медвежонка в лесу?

- Чем закончилась эта история?

- Как можно озаглавить часть? (На воле. Снова в лесу. Встреча с мамой)

- Назовите слова- названия действий.

Отвёз,  встретил.

В процессе работы в тетрадях появляется самостоятельно составленный план.

На доске выписаны опорные слова.

- Посмотрите ещё раз на слова, которые мы выписали. Действия, которое они называют, происходит сейчас, уже прошло, будет вскоре? (события уже прошли)

- Есть ли названия действий в другом времени? (нет).

6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка

- Найдите и назовите орфограммы. Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете и постарайтесь их запомнить.

Жалобно, принёс, сделал, ухаживала, скоро, встретил.

- Постройте цепочку из слов, которыми называют медвежонка.

(медвежонок, он , малыш, медвежонок, бедняга, больной, медвежонок, его, он)

- Почему использованы разные слова? (чтобы не было повторов, показать изменение отношения к зверьку)

- В какой момент медвежонка назвали беднягой? (когда он пострадал)

- Какое из слов будет синонимом к слову «бедняга» в этом тексте? (больной)

- А как поступили бы вы в подобной ситуации с пострадавшим зверьком, не обязательно медвежонком?

- Правильно ли я поняла, что вы не оставили бы его в беде?

7. Повторное чтение и пересказ  в парах и вслух

При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.

8. Самостоятельная запись текста

- Как на письме выделяем каждую часть? (пишем с красной строки)

- Сколько частей должно получиться? (3)

- Проверьте свою запись.

9. Чтение готовых работ