Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Задачи урока |
- Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
- Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
- Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
|
Основные понятия |
Однозначные слова, многозначные слова |
Оборудование |
Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания. |
Методы |
1. Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем.
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);
г) социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Методы контроля и самоконтроля:
рефлексия |
Планируемые результаты |
предметные |
- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- уметь различать слова разных тематических групп
- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам |
метапредметные |
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к учебе;
- определять общие правила поведения;
- формировать умения работы в парах, в группах;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать правильно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- формирование умения самооценки.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать информацию;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; |
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
- Ровно встали, подтянулись. Тихо сели. Настроились на работу.
- Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! |
Тихо сели.
Открывают тетради и проговаривают стихотворение. |
- Запишите в тетрадях число и «классная работа». |
записывают в тетрадях число. |
2 |
Актуализация знаний |
1. Чистописание
Угадайте по описанию, какую букву будем писать.
- Эта буква служит для мягкости согласных, может обозначать два звука, стоит последняя в алфавите. |
Чистописание |
|
|
- Эту букву и будем сегодня писать. |
прописывают букву я |
|
|
Ребята, напомните ещё раз, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Какие ещё буквы могут обозначать два звука?
2. Словарная работа.
Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы. |
Е, ё, ю |
|
|
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
Как назвать нам эту птичку,
Что похожа на синичку:
Тем же ходом и размером,
Только цветом - буро-серым?
Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду – маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка.
Одета скромно эта птица
Она как будто ученица
Бело-чёрный весь наряд
Воровка, люди говорят
Всё блестящее хватает
Не спросив и улетает
Вижу я её с порога
Сидит на дереве…
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как без рук.
Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему?
Молодцы! |
Слайд 1
ВОРОНА
Слайд 2
ВОРОБЕЙ
Слайд 3
СОЛОВЕЙ
Слайд 4
СОРОКА
Слайд 5
КАРАНДАШ
Слайд 6
РУЧКА
Ответы учащихся. |
3
|
Самоопределение к деятельности |
- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах.
Прочитаем стихотворение Андрея Усачёва. И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
- Какое животное вам показалось незнакомым или малознакомым? |
Слайд 7
Фото животного носуха |
Посмотрите на его фото, на кого оно похоже?
Правильно, ребята! Это млекопитающее животное из семейства енотовых. Проживает онов Южной и Центральной Америке, а также в Мексике.
- Ребята, а как мы можем озаглавить это стихотворение?
- О каких носах говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений. |
На енота.
«Разные носы», «Нос».
- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных. |
4 |
Открытие новых знаний |
- Откройте учебник на с. 47.
Упр. № 58, с. 47
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
- Что изображено в верхнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?
- Почему, словом иглы названы все эти предметы?
- Что изображено в нижнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?
- Почему, словом шляпа названы все эти предметы? |
Упр. № 58, с. 47
- Чтение про себя.
- 1 чел. читает
- рассмотреть рисунки и прочитать
- швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа
- на всех рисунках изображены иглы
- многозначным
- все они имеют схожую форму
- соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя
- на всех рисунках изображены шляпы
- многозначные
- все они имеют схожую форму
Ответы учащихся |
- Составьте нераспространённое предложение с любым из этих слов.
- А что нужно сделать, чтобы предложение стало распространённым? Придумайте его!
Запишем это предложение. Подчеркни главные члены в этом предложении. Как по-другому называются главные члены в предложении? |
Грамматическая основа |
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|
|
5 |
Первичное закрепление |
- Пользуясь схемой на доске, расскажите, какие бывают слова?
- Почему слова так называются – однозначные и многозначные. |
Слайд 8
- однозначные и многозначные
- Однозначные слова имеют только одно значение.
- Многозначные слова – это слова, имеющие два или несколько лексических значений. |
6 |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
Приготовили линейку и карандаш. Разделите страницу тетради на два столбика так, чтобы в каждом столбце было 4 строчки.
На доске записаны слова.
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова.
Запишите самостоятельно в два столбика:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.
- На какие 2 группы вы их разделили?
взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске.
Обменялись тетрадями.
- Поднимите руку те ребята, кто правильно распределил слова по группам.
- Поднимите руку те ребята, у кого была одна ошибка.
- Есть такие ребята, кому сложно было выполнять задание и кто допустил две ошибки или более? |
Слайд 9
- работа в тетрадях
однозначные и многозначные
Слайд 10
сверяют запись с доской |
7 |
Включение новых знаний в систему знаний |
Работа в парах, игра «Найди пару»
- Прочитайте слова. Обсудите с соседом, есть ли среди них многозначные слова? Выпишите их.
Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта.
|
Слайд 11 |
Какие слова вы выписали?
Проверьте себя с записями на доске.
- Как называются все эти слова?
- Почему? |
Ответы учащихся
Слайд 12
многозначные |
Вспомните и запишите ещё 2 любых многозначных слова, о которых мы ещё не говорили сегодня на уроке.
Какие слова записали? |
- Проверка с интерактивной доской, самооценка. |
8 |
Рефлексия |
- Чему учились на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу
Я хорошо выполнил свою работу на уроке – поднимите вверх зеленый карандаш.
Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый карандаш.
Я плохо работал на уроке – используем красный карандаш.
- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой? |
|
9 |
Домашнее задание |
- А сейчас давайте запишем домашнее задание.
Вспомнить и записать 10 многозначных слов, повторять словарные слова. |
Слайд 13
- запись домашней работы в дневник
Слайд 14
МОЛОДЦЫ |