Предмет: литературное чтение, окружающий мир;
Участники проекта: ученик (3-4 классов) и член его семьи.
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, парный, средней продолжительности;
Цель проекта: показать, что книга, в век компьютеризации и цифровых технологий является основным источником развития человека.
Задачи проекта:
- Развивать поисково-познавательную деятельность детей.
- Развивать способности к поэтапному созданию задуманного продукта.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
- Поддерживать интерес детей к деятельности сверстников, вызвать дух соревнования.
- Воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к авторам.
Планируемый результат работы – создание сборника детских отзывов о прочитанных книгах.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка цели и задач, определить план действия.
Планирование работы.
1. Поиск материала, опрос учащихся
2. Печатное оформление работы
3. Подготовка электронной презентации для выступления
Реализация проекта.
1. Проведение опроса среди сверстников и анализ его результатов;
2. Изучение творческой биографии Ж.Верна при помощи интернет-ресурсов и художественной литературы.
3. Поиск иллюстративного материала для создания презентации «Любимая книга моей семьи».
4. Подготовка выступления.
Презентация проекта
1. Выступление на конкурсе проектов, организованном информационно-библиотечным центром лицея.
Материалы проекта. (Презентация)
Вашему вниманию представляется проект «Моя любимая книга».
Перед нами стояли следующие задачи:
- разобрать причины отсутствия интереса школьников к чтению,
- познакомиться с историей создания произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта»,
- доказать, что к чтению можно привлечь детей.
Бороздя просторы Интернет, я наткнулся на очень интересную статью «Что происходит с детским чтением?» Из нее я узнал, что число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005).
Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников.(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2009, №8)
Вот что ответили родители школьников на вопрос "Чтение ребенка сегодня — это..."
- "чтение сегодня — это чтение из-под палки",
- "написание реферата",
- "программная обязаловка",
- "это наша родительская мука",
- "это наши затраченные нервы",
- "случайный процесс ситуативного характера",
- "выполнение домашнего задания".
Ни один родитель не сказал, что чтение может приносить радость, удовольствие, новые знания и прочее.
Была составлена анкета, для того, чтобы выяснить «А читают ли мои сверстники и если читают, то какую литературу они предпочитают?»
Анкетирование было проведено среди учеников начальных классов. В нем приняло участие двадцать пять человек.
Результаты анкетирования показали, что читать любят 21 ученик (84%), и только 4 человека не любят читать (16%). Но среди всех детей в свободное время читают только 2 человека (8%)
Что же дети читают:
- сказки - 1 человек (4%)
- художественную литературу – 4 человека (16%)
- энциклопедии и справочники – 8человек (32%)
- журналы – 12 человек (48%)
Таким образом, видно, что дети читают, но, к сожалению, они выбирают легкое чтение.
Эти данные вызвали удивление, и хотя у меня много увлечений, но больше всего я люблю читать. Особенно увлекаюсь чтением приключенческой литературой. Мое увлечение сформировалось с раннего детства, т.к. у нас дома богатая библиотека.
Я не понимаю, почему некоторые мои одноклассники не любят читать. Я предполагаю, что их заставляют читать, а когда человека заставляют что-либо делать, то ему становится просто неинтересно!
На примере своей семьи я могу сказать, что мне с детства привили интерес к чтению. И поэтому цель моей работы – показать, что книга, в век компьютеризации и цифровых технологий, наличия различных развлекательных игр и т.д., до сих пор, является основным источником развития человека, как самостоятельной и индивидуальной личности;
Я выдвигаю гипотезу, что знакомство с моим любимым писателем привлечет моих сверстников к расширению кругозора, получению полезной и интересной информации с помощью книги.
Для работы над проектом я выработал
План действий.
1. Собрать информацию о французском писателе Жюле Верне.
2. Выяснить, как появилась идея этого произведения.
3. Подготовить отчет о работе для защиты проекта.
Французский писатель-гуманист Жюль Верн внес неоценимый вклад в мировую литературу: создал целую библиотеку интереснейших приключенческих книг, наполненных познавательными фактами из разных областей науки, а также стал одним из основоположников литературного жанра научной фантастики. Кем же был писатель – гениальным фантазером или прогрессивным ученым? К счастью, сохранилось большое количество интервью, статей и воспоминаний современников об этом талантливом человеке, и его биография изучена достаточно подробно.
Жюль-Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года в семье адвоката в Нанте. Романтика портового города, несомненно, наложила отпечаток на мироощущение юного Жюля. Его манили парусные корабли и далекие страны. В 11 лет он даже попытался осуществить свои мечты, устроившись юнгой на один из кораблей, уходивших в Индию. Но отец успел вернуть его домой. Будущий писатель пообещал родителю, что отныне будет совершать путешествие только в мечтах.
Любимая многими книга «Дети капитана Гранта» (1868) стала первой в трилогии, куда вошли еще «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Герои этих историй не только путешествуют, но и борются с несправедливостью, такой, как работорговля, расизм и колониальная система.
Жюль Верн и сам страстно любил путешествовать. Поэтому в его книгах прослеживается линия путешествия. И я думаю, что неслучайно, собрание его книг можно назвать географической энциклопедией, содержащей описание флоры и фауны всех материков, собственное видение подземного мира и даже космические просторы. Таким образом, писатель достиг свой цели, поставленной в начале своего творчества.
Он предсказал такие изобретения, как акваланги, телевидение, электрический стул, самолет, подводная лодка и многие другие, которые вы сейчас видите на слайдах.
Факт, что многие из описанных им научных достижений и открытий сбываются, писатель объяснял просто: имея обширную картотеку всевозможных сведений научного характера и анализируя информацию, ему удавалось предвидеть то или иное научное событие, что было результатом упорного труда. Его произведения явились синтезом науки и вымысла.
24 апреля 1905 года Жюль Верн умер в Амьене от сахарного диабета, оставив после себя богатое наследие: 66 романов, повести, сказки, пьесы, географические очерки и заметки. Он был членом французского Географического Общества и обладателем Большой премии французской Академии. Но самая большая его награда была и есть – любовь читателей всех возрастов. А благородные герои его книг остаются молодыми и продолжают увлекать за собой в захватывающие путешествия и неведомые миры.
Наша семейная библиотека имеет полное собрание сочинений Ж. Верна, потому что все члены моей семьи – поклонники этого писателя. Познакомил меня с этим писателем мой дедушка, предложив роман «Дети капитана Гранта», сюжет которого меня очень заинтересовал. Знаменитый капитан Грант отправляется в путешествие открывать новые острова, познавать мир, оставив своих детей на больную мать. Но на середине путешествия этого отважного моряка поджидает сильный шторм, который и приведёт к кораблекрушению…
Матросы яхты «Дункан» лорда Эдуарда Гленарвана в водах Шотландии поймали рыбу-молот, внутри которой нашли бутылку с просьбой о помощи, написанной на трёх языках: английском, немецком и французском. Несмотря на то, что вода сильно испортила текст, удалось разобрать, что английское судно «Британия» потерпело крушение, после которого остались в живых три человека: капитан Грант и двое матросов. Они нашли убежище на какой-то земле, лежащей на 37° южной широты. Долготу же, как и саму землю, на которую выбрались жертвы крушения, определить не удалось.
В общем, на яхте оказываются лорд Гленарван со своей женой, его кузен майор Мак-Наббс, а также Роберт и Мэри Грант. Яхтой «Дункан» командует капитан Джон Манглс. Это все главные герои этого фантастического романа. Так же на судне оказывается лишний пассажир — известный французский географ Жак Паганель, по рассеянности перепутавший судно. Он направлялся в Индию по заданию географического общества. Пассажиры уговаривают его остаться, и Паганель присоединяется к поискам капитана Гранта. Эта книга хороша под любое настроение. А самое главное, она воспитывает стремление к знаниям, учит познавательности и взаимовыручке и многим другим хорошим качествам!
Я считаю, что данная книга является ярким примером того, что идея произведения, характеры могут оказать значительное влияние на судьбу человека. При разработке этого проекта мне помогал мой дедушка. Когда-то в детстве, как и я, он прочитал эту замечательную книгу и мечтал, как и герой романа, бороздить просторы океана и стать капитаном, что впоследствии ему и удалось.
Планируемый результат моей работы – создание сборника детских отзывов о прочитанных книгах.