Авторская рабочая программа прошла слушание и одобрена к реализации на Методическом объединении учителей начальных классов Эльдиканской школы, представлена общественности Усть-Майского района на V Константиновских чтениях в 2017г.
Пояснительная записка
Согласно требованию Федерального учебное исследование и проектирование в начальной школе образовательного стандарта начального общего образования нашли своё отражение как в преподавании основных школьных курсов, так и в сфере внеклассной и внешкольной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт следующим образом задаёт цели современного российского образования: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
Развитие личности – это главный приоритет, а главный индикатор того, что это развитие происходит, – сформированность универсальных учебных действий (далее УУД). Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идёт процесс развития личности и достигаются цели образования.
Помочь в формировании УУД призвана программа клуба «МИКС» (Максимум исследования, креатива и самосовершенствования), в основе которой находится проектно-исследовательская работа, в том числе метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Также программа клуба для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка использует новые образовательные педагогические и информационные технологии, вовлекая тем самым каждого ученика в активный познавательный процесс.
Созданию программы предшествовала работа в клубе «Я-исследователь», основой которой стала методика и программа исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100».
Отработав 2 года с 1 по 4 классы стало понятным, что не все темы и разделы интересны детям, а обучение выполнению только научно-исследовательской работы нужно лишь мотивированным учащимся. Тогда начался подбор методов и приёмов выполнения проектно-исследовательской работы, которые могут быть применены в рамках одного занятия и будут иметь реальный продукт деятельности.
Особое внимание нужно уделять на каждом занятии развитию творческого, логического и критического мышления учащихся, развитию речи, постановке голоса. Работа над полноценными проектами не должна становиться самоцелью, поэтому структура занятия так планируется педагогом, чтобы за 45 минут можно было создать мини-проект, а задания на дом носили развивающий творческий характер.
Кружковое занятие строится по такому же плану, как и урок с целью получения новых знаний. Дополнительным первым этапом занятия является – Включение в творческую деятельность, на котором развиваются творческие, логические, артистические способности и критическое мышление учащихся. Большую часть времени занимает практический этап занятия.
Этапы внеаудиторного занятия:
- Организационный момент
- Включение в творческую деятельность
- Актуализация знаний
- Введение в новую тему
- Практический этап
- Рефлексия. Итог
Каждое занятие поможет детям постепенно шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией.
Познавательные кружковые задания помогут:
- расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями,
- развивать навыки использования различных источников информации для создания проектов,
- формировать навыки делового общения,
- видеть всю структуру проекта через выполнение микро-исследования и оформления письменной части работы по итогу её выполнения.
Задания для развития творческого, логического и критического мышления позволят:
- привлечь интерес к проектно-исследовательской деятельности и мотивировать учащихся на дальнейшее выполнение учебных проектов в рамках общеобразовательной программы;
- формировать новый взгляд на привычные вещи и задания;
- мыслить нестандартно, необычно, видеть в простом сложное, в сложном простое, в некрасивом красивое, в научном обыденное, в обыденном научное.
Итоговое занятие в конце каждого года обучения рефлексивного характера помогает узнать, как сформированы УУД учащихся в процессе посещения клуба.
Актуальность и важность разработанной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных и творчески развитых в широком смысле слова, вооружённых навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой это им пригодится в будущей активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Цель программы: Создание условий для личностного самосовершенствования, развития исследовательской компетенции и креативности каждого учащегося.
Задачи программы:
Обучающие
- развивать самостоятельность каждого ребёнка и его способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
- обучать умению ставить цели, задачи, планировать свою работу и организовывать мероприятия для достижения предполагаемого результата с учётом ситуации постоянного контроля в процессе выполнения проектной работы.
Развивающие
- создать условия для саморазвития учащихся;
- развивать универсальные учебные действия учащихся через умение создавать мини-проект;
- развивать внимание логику, творческое мышление, любознательность, наблюдательность, память, способность к восприятию и критическому мышлению;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные
- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
- воспитывать чувство эмпатии и уважения к чужой авторской работе.
Знания и умения учащихся:
- видеть проблемы,
- задавать вопросы,
- выдвигать гипотезы (предположения, в плоть до фантастических),
- давать определение понятиям,
- анализировать, сравнивать, классифицировать,
- наблюдать,
- проводить эксперименты, опыты, опросы, анкетирование, интервью, тестирование,
- делать умозаключения и выводы,
- структурировать материал,
- готовить тексты выступлений,
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи,
- создавать мини-проекты и презентовать их,
- различать типы проектов и создавать различные проектные продукты,
- знать разные категории источников информации и уметь добывать информацию из этих источников.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Самостоятельная исследовательская практика
Основная цель работы – научить учащихся проводить самостоятельные исследования и творческие мини-проекты. Темы подобраны на основе многолетних наблюдений за интересами учащихся, а занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Учебное проектирование посвящённое микротемам и нацелено на проведение микро-исследования в рамках одного занятия. Минимальные требования, предъявляемые к мини-проекту:
- Выбор темы, цели, задач, проектного продукта.
- Работа с источниками информации (анализ, синтез, сравнение, группировка и классификация)
- Работа на практике (наблюдение, опрос, анкета, эксперимент)
- Письменные результаты работы на листе А4.
- Презентация мини-проекта.
Требования, предъявляемые к оформлению мини-проекта на листе А4:
- Наличие и описание важных составляющих:
- Автор,
- Тема,
- Цель,
- Задачи (не менее 3-х),
- Теоретический блок,
- Практический блок,
- Выводы,
- Источники информации.
- Информация может быть представлена в сжатом, сокращённом виде, допускаются рисунки, знаково-символические обозначения.
- Прежде чем заполнить лист, нужно мысленно представить рациональное расположение информации.
Расположение материала
Учебный материал располагается с 1 по 3 класс в виде тематических концентрических кругов, когда в одно и тоже время в этих классах преподаётся одна и та же тема. Например:
Тема | 1 класс |
2 класс |
3 класс |
2 |
Чем можно увлекаться? |
Моё хобби |
Мои коллекции. |
3 |
Что такое проект? |
Цветок проекта |
Цветок проекта раскрывается. |
9 |
Гипотеза (Предположение) |
Учимся формулировать гипотезу. |
|
17 |
Знаки в нашей жизни. |
Знаки в нашей жизни. |
Символы в нашей жизни. |
22 |
Моё выступление. |
Что такое успешная презентация? |
|
Считаю, что такое тематическое совпадение помогает педагогу расширять границы понятия постепенно в зависимости от возраста и облегчает подготовку учебного материала на одной учебной неделе.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
- Мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения (ежегодное пополнение портфолио, оформление стендов по итогам выполнения мини-проектов)
- Итоговый проект в 4 классе, который проводится ежегодно в последней декаде апреля, и является одним из переводных элементов в среднее звено школы.
Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные УУД:
У обучающихся будут сформированы:
- мотивация к обучению,
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности,
- приёмы самоорганизации и саморазвития,
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей,
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- развивать свои познавательные навыки, сумеет самостоятельно конструировать свои знания, сможет ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление различных «рукотворных» элементов по темам проектов;
- с уроками окружающего мира: проведение элементарных опытов и экспериментов;
- с уроками информатики: элементарное владение текстовыми редакторами.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция,
- костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту,
- плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка,
- сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
- учебный проект по индивидуально выполненной теме.
Оборудование и кадровое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «МИКС» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, медиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Тематическая сетка распределения материала по классам
№ | 1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Кто такой исследователь? |
Что такое исследование? |
Типы учебных проектов |
Что такое итоговый проект? |
2 |
Чем можно увлекаться? |
Моё хобби |
Мои коллекции |
Галерея итоговых проектов |
3 |
Что такое проект? |
Цветок проекта |
Цветок проекта раскрывается |
Схема итогового проекта |
4 |
Источники информации (люди, окружающий мир) |
Источники информации. Наблюдение |
Методы и приёмы исследования. Опрос. Интервью. Беседа |
Формулирование темы, целей, гипотезы, задач и проектного продукта |
5 |
Источники информации (книги и медиа-ресурсы) |
Мини-проект: Наблюдение «Моя мама» |
Методы и приёмы исследования. Анкета |
Теоретическая часть проекта |
6 |
Тема проекта: Поговорим о животных |
Как выбрать тему проекта? |
Методы и приёмы исследования. Тестирование |
Практическая часть проекта |
7 |
Что такое проблема? |
Проблема и её решение |
Методы и приёмы исследования. Викторина |
Делаем выводы |
8 |
Задаём проблемные вопросы |
Учимся задавать вопросы |
Источники информации. Фотографии, документы, личные вещи |
Оформление источников информации |
9 |
Гипотеза (Предположение) |
Учимся формулировать гипотезу |
Проектный продукт Творческого проекта |
Что такое приложение? |
10 |
Гипотеза (Предположение) |
Путешествие по библиотеке |
Проектный продукт игрового (ролевого) проекта |
Требования по оформлению работ |
11 |
Кто такой «Мямзик?» |
Работа со словарями и энциклопедиями |
Проектный продукт исследовательского проекта |
Тайм-менеджмент или как эффективно использовать время |
12 |
Игра-аппликация «Моя цель» |
Цель проекта |
Проектный продукт практико-ориентированного проекта |
Самоанализ и самооценка работы |
13 |
Задачи – шаги для достижения цели |
Игра-аппликация «Моя цель» |
Проектный продукт информационного проекта |
Критерии оценки работы |
14 |
Правила работы в команде. Моя роль в команде |
Задачи проекта |
Что такое социальные проекты? |
Секреты успешного выступления |
15 |
Знаки в нашей жизни |
Правила оформления мини-проекта |
Мини-проект «Моя улица» |
Варианты презентации работы |
16 |
Мини-проект «Мамина радость» |
Мини-проект «Воробьи на кормушке» |
Мини-проект «Благоустройство» |
Вопросы для презентации |
17 |
Проектный продукт |
Знаки в нашей жизни |
Символы в нашей жизни |
Что будет после проекта? (Перспективы работы) |
18 |
Что такое загадки? |
Алгоритм путешествия |
Нахожу необычное в обычном |
Индивидуальное или групповое консультирование |
19 |
Составляю сам загадки |
Путешествие по учебным предметам |
Нахожу простое в сложном |
|
20 |
Моё выступление |
Мини-проект «Путешествие по городам России» |
Мини-проект «Города России» |
Индивидуальное или групповое консультирование |
21 |
Мини-проект «Буква Я» |
Виды проектных продуктов |
Что такое мозговой штурм? |
|
22 |
Опыты и эксперименты. Мини-лаборатория «Волосы и электричество» |
Что такое успешная презентация? |
Объект и предмет исследования |
Индивидуальное или групповое консультирование |
23 |
Мини-лаборатория «Чистая вода» |
Учимся анализировать |
Учимся анализировать |
Индивидуальное или групповое консультирование |
24 |
Мини-лаборатория «Чистые руки» |
Учимся сравнивать |
Учимся сравнивать |
|
25 |
Мини-проект «Мои домашние животные» |
Учимся обобщать и классифицировать |
Учимся классифицировать |
Индивидуальное или групповое консультирование |
26 |
Игра «Да и нет не говорите» |
Мини-проект «Мой друг» |
Мини-проект «Азбука профессий» |
Индивидуальное или групповое консультирование |
27 |
Игра «Ассоциации» |
Телефон – враг или друг? |
Работа на компьютере. Word |
|
28 |
Игра «Найди пару» |
Мини-лаборатория «Магнит» |
Работа на компьютере. Power Paint presentation |
Индивидуальное или групповое консультирование |
29 |
Мини-проект «Скороговорки» |
Мини-лаборатория «Фонарик» |
Работа на компьютере. Анимация |
Основы успешной презентации. |
30 |
Увлекательное путешествие по книге |
Мини-проект «Моё любимое число» |
Мини-проект «Карандаш» |
Внимательный слушатель или объективный критик |
31 |
Увлекательное путешествие по книге |
Фокусы – это весело и познавательно |
Мини-лаборатория «Зеркало» |
Защита итогового проекта |
32 |
Я – исследователь? |
Фокусы – это весело и познавательно |
Мини-лаборатория «Лупа» |
Анализ проектов |
33 |
Лето – время чудес |
Что я знаю и умею? Чему научусь? |
Я хочу сказать «спасибо» |
Самопрезентация «Я – исследователь!!!» |
34 |
|
Весёлое летнее домашнее задание |
Проект «Моё здоровое лето» |
Научно-исследовательская деятельность в основной школе |
Литературные источники информации
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2012. – 138 с. : ил.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград.: Учитель, 2012. – 142.
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю.Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 169 с.
- Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013. – 148 с.
- Модель организации деятельностного содержания образования в начальной школе как педагогическое условие реализации ФГОС: (учеб.-метод. комплект базовой школы стажировочной площадки ИРОиПК) / АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II», МОБУ «Саха гимназия» гор.округа «г.Якутск»; [науч.рук. Г.И. Алексеева, д.п.н.; авт.-сост.: Н.Ф.Попова и др.]; - Якутск: ИРОиПК, 2012. -112 с.
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: Методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 368с. – (Мастерская учителя)
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4е изд, испр. и доп. – Самара.: Издательство «Учебная литература.: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 224 с. 2005. 2011.
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса/ Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.).
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2014. – 44 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. /PDF документ/
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013г.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.