Авторская рабочая программа по внеаудиторной деятельности. Клуб "МИКС" ("Максимум Исследования, Креатива, Творчества")

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


Авторская рабочая программа прошла слушание и одобрена к реализации на Методическом объединении учителей начальных классов Эльдиканской школы, представлена общественности Усть-Майского района на V Константиновских чтениях в 2017г.

Пояснительная записка

Согласно требованию Федерального учебное исследование и проектирование в начальной школе образовательного стандарта начального общего образования нашли своё отражение как в преподавании основных школьных курсов, так и в сфере внеклассной и внешкольной работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт следующим образом задаёт цели современного российского образования: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.

Развитие личности – это главный приоритет, а главный индикатор того, что это развитие происходит, – сформированность универсальных учебных действий (далее УУД). Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идёт процесс развития личности и достигаются цели образования.

Помочь в формировании УУД призвана программа клуба «МИКС» (Максимум исследования, креатива и самосовершенствования), в основе которой находится проектно-исследовательская работа, в том числе метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Также программа клуба для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка использует новые образовательные педагогические и информационные технологии, вовлекая тем самым каждого ученика в активный познавательный процесс.

Созданию программы предшествовала работа в клубе «Я-исследователь», основой которой стала методика и программа исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы  «Школа 2100».

Отработав 2 года с 1 по 4 классы стало понятным, что не все темы и разделы интересны детям, а обучение выполнению только научно-исследовательской работы нужно лишь мотивированным учащимся. Тогда начался подбор методов и приёмов выполнения проектно-исследовательской работы, которые могут быть применены в рамках одного занятия и будут иметь реальный продукт деятельности.

Особое внимание нужно уделять на каждом занятии развитию творческого, логического и критического мышления учащихся, развитию речи, постановке голоса. Работа над полноценными проектами не должна становиться самоцелью, поэтому структура занятия так планируется педагогом, чтобы за 45 минут можно было создать мини-проект, а задания на дом носили развивающий творческий характер.

Кружковое занятие строится по такому же плану, как и урок с целью получения новых знаний. Дополнительным первым этапом занятия является – Включение в творческую деятельность, на котором развиваются творческие, логические, артистические способности и критическое мышление учащихся. Большую часть времени занимает практический этап занятия.

Этапы внеаудиторного занятия:

  1. Организационный момент
  2. Включение в творческую деятельность
  3. Актуализация знаний
  4. Введение в новую тему
  5. Практический этап
  6. Рефлексия. Итог

Каждое занятие поможет детям постепенно шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией.

Познавательные кружковые задания помогут:

  • расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями,
  • развивать навыки использования различных источников информации для создания проектов,
  • формировать навыки делового общения,
  • видеть всю структуру проекта через выполнение микро-исследования и оформления письменной части работы по итогу её выполнения.

Задания для развития творческого, логического и критического мышления позволят:

  • привлечь интерес к проектно-исследовательской деятельности и мотивировать учащихся на дальнейшее выполнение учебных проектов в рамках общеобразовательной программы;
  • формировать новый взгляд на привычные вещи и задания;
  • мыслить нестандартно, необычно, видеть в простом сложное, в сложном простое, в некрасивом красивое, в научном обыденное, в обыденном научное.

Итоговое занятие в конце каждого года обучения рефлексивного характера помогает узнать, как сформированы УУД учащихся в процессе посещения клуба.

Актуальность и важность разработанной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных и творчески развитых в широком смысле слова, вооружённых навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой это им пригодится в будущей активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. 

Цель программы: Создание условий для личностного самосовершенствования, развития исследовательской компетенции и креативности каждого учащегося.

Задачи программы:

Обучающие

  • развивать самостоятельность каждого ребёнка и его способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • обучать умению ставить цели, задачи, планировать свою работу и организовывать мероприятия для достижения предполагаемого результата с учётом ситуации постоянного контроля в процессе выполнения проектной работы.

Развивающие

  • создать условия для саморазвития учащихся;
  • развивать универсальные учебные действия учащихся через умение создавать мини-проект;
  • развивать внимание логику, творческое мышление, любознательность, наблюдательность, память, способность к восприятию и критическому мышлению;
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Воспитательные

  • воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
  • воспитывать чувство эмпатии и уважения к чужой авторской работе.

Знания и умения учащихся:

  • видеть проблемы,
  • задавать вопросы,
  • выдвигать гипотезы (предположения, в плоть до фантастических),
  • давать определение понятиям,
  • анализировать, сравнивать, классифицировать,
  • наблюдать,
  • проводить эксперименты, опыты, опросы, анкетирование, интервью, тестирование,
  • делать умозаключения и выводы,
  • структурировать материал,
  • готовить тексты выступлений,
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи,
  • создавать мини-проекты и презентовать их,
  • различать типы проектов и создавать различные проектные продукты,
  • знать разные категории источников информации и уметь добывать информацию из этих источников.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Самостоятельная исследовательская практика

Основная цель работы – научить учащихся проводить самостоятельные исследования и творческие мини-проекты. Темы подобраны на основе многолетних наблюдений за интересами учащихся, а занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Учебное проектирование посвящённое микротемам и нацелено на проведение микро-исследования в рамках одного занятия. Минимальные требования, предъявляемые к мини-проекту:

  • Выбор темы, цели, задач, проектного продукта.
  • Работа с источниками информации (анализ, синтез, сравнение, группировка и классификация)
  • Работа на практике (наблюдение, опрос, анкета, эксперимент)
  • Письменные результаты работы на листе А4.
  • Презентация мини-проекта.

Требования, предъявляемые к оформлению мини-проекта на листе А4:

  • Наличие и описание важных составляющих:
  • Автор,
  • Тема,
  • Цель,
  • Задачи (не менее 3-х),
  • Теоретический блок,
  • Практический блок,
  • Выводы,
  • Источники информации.
  • Информация может быть представлена в сжатом, сокращённом виде, допускаются рисунки, знаково-символические обозначения.
  • Прежде чем заполнить лист, нужно мысленно представить рациональное расположение информации.

Расположение материала

Учебный материал располагается с 1 по 3 класс в виде тематических концентрических кругов, когда в одно и тоже время в этих классах преподаётся одна и та же тема. Например:

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

2

Чем можно увлекаться?

Моё хобби

Мои коллекции.

3

Что такое проект?

Цветок проекта

Цветок проекта раскрывается.

9

Гипотеза (Предположение)

Учимся формулировать гипотезу.

 

17

Знаки в нашей жизни.

Знаки в нашей жизни.

Символы в нашей жизни.

22

Моё выступление.

Что такое успешная презентация?

 

Считаю, что такое тематическое совпадение помогает педагогу расширять границы понятия постепенно в зависимости от возраста и облегчает подготовку учебного материала на одной учебной неделе.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

  • Мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения (ежегодное пополнение портфолио, оформление стендов по итогам выполнения мини-проектов)
  • Итоговый проект в 4 классе, который проводится ежегодно в последней декаде апреля, и является одним из переводных элементов в среднее звено школы.

Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные УУД:

У обучающихся будут сформированы:

  • мотивация к обучению,
  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности,
  • приёмы самоорганизации и саморазвития,
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей,
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • развивать свои познавательные навыки, сумеет самостоятельно конструировать свои знания, сможет ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками технологии: изготовление различных «рукотворных» элементов по темам проектов;
  • с уроками окружающего мира: проведение элементарных опытов и экспериментов;
  • с уроками информатики: элементарное владение текстовыми редакторами.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция,
  • костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту,
  • плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка,
  • сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
  • учебный проект по индивидуально выполненной теме.

Оборудование и кадровое обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе «МИКС» необходимы следующие  принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, медиапроектор;
  • набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Тематическая сетка распределения материала по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Кто такой исследователь?

Что такое исследование?

Типы учебных проектов

Что такое итоговый проект?

2

Чем можно увлекаться?

Моё хобби

Мои коллекции

Галерея итоговых проектов

3

Что такое проект?

Цветок проекта

Цветок проекта раскрывается

Схема итогового проекта

4

Источники информации (люди, окружающий мир)

Источники информации. Наблюдение

Методы и приёмы исследования. Опрос. Интервью. Беседа

Формулирование темы, целей, гипотезы, задач и проектного продукта

5

Источники информации (книги и медиа-ресурсы)

Мини-проект: Наблюдение «Моя мама»

Методы и приёмы исследования. Анкета

Теоретическая часть проекта

6

Тема проекта: Поговорим о животных

Как выбрать тему проекта?

Методы и приёмы исследования. Тестирование

Практическая часть проекта

7

Что такое проблема?

Проблема и её решение

Методы и приёмы исследования. Викторина

Делаем выводы

8

Задаём проблемные вопросы

Учимся задавать вопросы

Источники информации. Фотографии, документы, личные вещи

Оформление источников информации

9

Гипотеза (Предположение)

Учимся формулировать гипотезу

Проектный продукт Творческого проекта

Что такое приложение?

10

Гипотеза (Предположение)

Путешествие по библиотеке

Проектный продукт игрового (ролевого) проекта

Требования по оформлению работ

11

Кто такой «Мямзик?»

Работа со словарями и энциклопедиями

Проектный продукт исследовательского проекта

Тайм-менеджмент или как эффективно использовать время

12

Игра-аппликация «Моя цель»

Цель проекта

Проектный продукт практико-ориентированного проекта

Самоанализ и самооценка работы

13

Задачи – шаги для достижения цели

Игра-аппликация «Моя цель»

Проектный продукт информационного проекта

Критерии оценки работы

14

Правила работы в команде. Моя роль в команде

Задачи проекта

Что такое социальные проекты?

Секреты успешного выступления

15

Знаки в нашей жизни

Правила оформления мини-проекта

Мини-проект «Моя улица»

Варианты презентации работы

16

Мини-проект «Мамина радость»

Мини-проект «Воробьи на кормушке»

Мини-проект «Благоустройство»

Вопросы для презентации

17

Проектный продукт

Знаки в нашей жизни

Символы в нашей жизни

Что будет после проекта? (Перспективы работы)

18

Что такое загадки?

Алгоритм путешествия

Нахожу необычное в обычном

Индивидуальное или групповое консультирование

19

Составляю сам загадки

Путешествие по учебным предметам

Нахожу простое в сложном

20

Моё выступление

Мини-проект «Путешествие по городам России»

Мини-проект «Города России»

Индивидуальное или групповое консультирование

21

Мини-проект «Буква Я»

Виды проектных продуктов

Что такое мозговой штурм?

22

Опыты и эксперименты. Мини-лаборатория «Волосы и электричество»

Что такое успешная презентация?

Объект и предмет исследования

Индивидуальное или групповое консультирование

23

Мини-лаборатория «Чистая вода»

Учимся анализировать

Учимся анализировать

Индивидуальное или групповое консультирование

24

Мини-лаборатория «Чистые руки»

Учимся сравнивать

Учимся сравнивать

25

Мини-проект «Мои домашние животные»

Учимся обобщать и классифицировать

Учимся классифицировать

Индивидуальное или групповое консультирование

26

Игра «Да и нет не говорите»

Мини-проект «Мой друг»

Мини-проект «Азбука профессий»

Индивидуальное или групповое консультирование

27

Игра «Ассоциации»

Телефон – враг или друг?

Работа на компьютере. Word

28

Игра «Найди пару»

Мини-лаборатория «Магнит»

Работа на компьютере. Power Paint presentation

Индивидуальное или групповое консультирование

29

Мини-проект «Скороговорки»

Мини-лаборатория «Фонарик»

Работа на компьютере. Анимация

Основы успешной презентации.

30

Увлекательное путешествие по книге

Мини-проект «Моё любимое число»

Мини-проект «Карандаш»

Внимательный слушатель или объективный критик

31

Увлекательное путешествие по книге

Фокусы – это весело и познавательно

Мини-лаборатория «Зеркало»

Защита итогового проекта

32

Я – исследователь?

Фокусы – это весело и познавательно

Мини-лаборатория «Лупа»

Анализ проектов

33

Лето – время чудес

Что я знаю и умею? Чему научусь?

Я хочу сказать «спасибо»

Самопрезентация «Я – исследователь!!!»

34

 

Весёлое летнее домашнее задание

Проект «Моё здоровое лето»

Научно-исследовательская деятельность в основной школе

Литературные источники информации

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2012. – 138 с. : ил.
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград.: Учитель, 2012. – 142.
  3. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю.Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 169 с.
  4. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013. – 148 с.
  5. Модель организации деятельностного содержания образования в начальной школе как педагогическое условие реализации ФГОС: (учеб.-метод. комплект базовой школы стажировочной площадки ИРОиПК) / АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II», МОБУ «Саха гимназия» гор.округа «г.Якутск»; [науч.рук. Г.И. Алексеева, д.п.н.; авт.-сост.: Н.Ф.Попова и др.]; - Якутск: ИРОиПК, 2012. -112 с.
  6. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: Методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 368с. – (Мастерская учителя)
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4е изд, испр. и доп. – Самара.: Издательство «Учебная литература.: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 224 с. 2005. 2011.
  8. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса/ Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.).
  9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2014. – 44 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. /PDF документ/
  11. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013г.
  12. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.