Реализация современных требований ФГОС ДО в процессе коррекционного обучения детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия


Дошкольный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании ребенком окружающего мира. Раскрыть эти возможности помогает образовательная деятельность.

Однако отрывочные сведения из разных областей науки, полученные во время предметных, однонаправленных занятий не становятся знанием, поскольку не актуализируются ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Такой подход сказывается и на снижении двигательной активности детей.

В настоящее время в соответствии с ФГОС образовательная деятельность в дошкольной организации должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, именно интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Интегрированные занятия имеют ряд отличительных особенностей:

  • Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
  • Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности.
  • Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
  • Погружение в тему требует слаженной работы всех педагогов и специалистов детского сада. Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
  • Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных и к ней предъявляются следующие требования:

  • свободное размещение наглядного материала;
  • большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Преимущества интегрированных занятий:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
  • способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
  • расширяют кругозор;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами;
  • эмоционально развивают детей.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания и обучения в детском саду.

Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно, на качественно новом уровне в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида логопедические занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников.

Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Кукло- и сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия
  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный и сегментарный массаж
  • Релаксация и т.д.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи:

  • Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
  • Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
  • Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

  • Игровая (художественно-творческая)
  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
  • Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.
Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития. Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.

Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

Возможны  четыре вида интегрированных логопедических занятий:

  • интегрированное занятие по звукопроизношению (например: звуковая культура речи + театральная деятельность + ИЗО + физкультура);
  • интегрированное занятие по обучению грамоте (например: обучение грамоте + математика + ИЗО + физкультура);
  • интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи (например: формирование лексико-грамматического строя речи + театральная деятельность + математика + музыкальная деятельность + краеведение);
  • интегрированное занятие по развитию связной речи (например: связная речь + театральная деятельность + ИЗО + экология).

Зная интеграционные механизмы, учитель-логопед может соединять разные виды деятельности и создавать количественную модель-схему занятия, которую можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать элементы, в зависимости от вида занятия, цели, задачи и этапа работы. Таким образом, интегрированные логопедические занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности.

Однако при подготовке и проведении интегрированных занятий педагог может столкнуться со следующими трудностями:

  • сложность отбора  материала;
  • необходимость подробного структурирования занятия;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • необходимость разработки общего подхода к оценке знаний и умений детей;
  • согласованное применение педагогами одинаковых терминов и понятий.

Количество интегрированных занятий каждый педагог определяет сам.

Интегрированные занятия строятся на основе тематического принципа, что позволяет им быть более результативными, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Тематика занятий разнообразна.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Организация итегративных форм работы позволяет учителю-логопеду наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.
  2. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  3. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
  4. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
  5. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
  6. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
  7. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Используемая литература.

  1. «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013 г.
  2. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ». Под ред. О.В. Дыбиной, М.; Мозаика-Синтез, 2012г.
  3. «Технология интегрированного обучения», С.Сажина, «Творческий центр», М., 2008г.
  4. «Интегрированные формы взаимодействия педагогов и детей», О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, «Вектор науки ТГУ», 2014 г.
  5. «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» А.А. Майер, «Сфера»,  Библиотека журнала "Управление ДОУ", 2013 г.