Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но как показывает опыт, решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию у школьников творческого мышления и эрудиции, умению классифицировать и обобщать. Элементы краеведения на уроках математики и во внеурочное время положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Например, на уроке алгебры в 8 классе при изучении темы: «Квадратные уравнения», учащимся можно предложить следующее задание: «Это удивительное сооружение - «чудо инженерной мысли», «уникальный памятник человеческому разуму», установленное в Калуге. Как только не называют этот мост! Инженеры спроектировали его по подобию римских акведуков. Длина моста – более 100 м. Конструкция состоит из 15 каменных арок. Центральные арки построены в два этажа. Решите уравнение, и вы узнаете высоту сооружения х2-18х-115=0».
Очень часто интерес к учебному предмету происходит под влиянием внеурочной деятельности. Роль применения краеведческого материала во внеклассной работе по математике велика. Проводя занятия в форме дидактической игры, можно не только закрепить знание учебного материала, но и узнать много интересного из истории своей малой родины. На одном из занятий с учащимися 7 классов была проведена квест игра: «Дорогою Памяти». Начинался маршрут в городе Калуге, проходил через село Детчино и заканчивался в городе Малоярославце. Две группы «теоретиков» находили нужную информацию на поставленный вопрос, две другие группы «практиков», решая задачи, дополняли данные, которых не хватало в тексте. Так, «теоретикам» была предложена следующая информация: «В преддверии 70-летия Великой Победы на одноименной площади Калуги 8 мая 2015 года состоялся ряд торжественных мероприятий, посвященных празднованию этого события. Одним из этапов торжественной церемонии стало открытие памятника четырежды Герою Советского Союза Маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Автор памятника: скульптор Михаил Переяславец. Вес скульптуры составляет _______ тонны. Постамент облицован крупноразмерными мраморными плитами красно-черного цвета. Высота скульптуры вместе с постаментом достигает 5,5 метров». Задача для «практиков»: Каков вес данной скульптуры? Ответ вы получите, решив уравнение: 2у(4у-1)-2(3-2у)2=48. С помощью математических знаний учащиеся определили: вес скульптуры 3 тонны.
К работе по составлению подобных задач можно привлекать и самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности. Так, восьмиклассником нашей школы, под моим руководством был создан проект на тему: «Малоярославецкое сражение в задачах и числах», о героях и событиях Отечественной войны 1812года. По результатам работы составлен сборник задач с краеведческим содержанием, который используется на уроках математики. Пример задания: «К 1811 году французская империя с союзниками насчитывала 71 миллион человек (население) из 172 миллионов населявших Европу. Какой процент населения Европы составляло население французской империи с союзниками. Ответ округлите до целых».
Использованием краеведческого материала в обучении математике не только обеспечивает успешное овладение учебным материалом, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 23с.
2. «Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.
3. Малоярославец. История и современность. – Калуга: Изд-во Фридгельм, 2002.