Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать становится владение информационными технологиями. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Программа курса «Интерактивный русский» направлена на формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Интерактивные дидактические материалы представлены в виде авторских рабочих тетрадей для обучающихся с индивидуальными электронными тренажёрами и методического пособия для учителя с электронными интерактивными приложениями.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Интерактивный русский» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.
Курс «Интерактивный русский» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
- расширять лингвистический кругозор школьников;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;
3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью, формы преподнесения языкового материала.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок. Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
- умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:
- повысить качество обучения;
- активизировать интерес у школьников к изучению русского языка;
- повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.
В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса: «Фонетика», «Словообразование», «Орфоэпия. Орфография», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика».
Первый раздел «Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём.
Программа прошла экспертизу Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования и получила высокую оценку, а 2011 году в областном конкурсе творческих работ «От мастерства до гениальности» в номинации «Авторская программа учителя» заняла 1-е место.
Факультативный курс «Интерактивный русский» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;
- представление о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению.
Факультативный курс «Интерактивный русский» для 3 класса обеспечен авторскими учебно-методическими пособиями:
- Интерактивный русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным интерактивным приложением / Автор-составитель: Л.Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.
- Интерактивный русский язык. 3 класс. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: Л.Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.