Формирование интеллектуальных способностей и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать становится владение информационными технологиями. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Программа курса «Интерактивный русский» направлена на формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Интерактивные дидактические материалы представлены в виде авторских рабочих тетрадей для обучающихся с индивидуальными электронными тренажёрами и методического пособия для учителя с электронными интерактивными приложениями.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Интерактивный русский» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.

Курс «Интерактивный русский» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

- расширять лингвистический кругозор школьников;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;

3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью, формы преподнесения языкового материала.

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок. Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.

Ожидаемые результаты обучающихся:

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности;

- умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:

- повысить качество обучения;

- активизировать интерес у школьников к изучению русского языка;

- повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.

В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса: «Фонетика», «Словообразование», «Орфоэпия. Орфография», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика».

Первый раздел «Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.

В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Раздел «Пунктуация» вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём.

Программа прошла экспертизу Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования и получила высокую оценку, а 2011 году в областном конкурсе творческих работ «От мастерства до гениальности» в номинации «Авторская программа учителя» заняла 1-е место.

Факультативный курс «Интерактивный русский» обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут формироваться:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;

- представление о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению.

Факультативный курс «Интерактивный русский» для 3 класса обеспечен авторскими учебно-методическими пособиями:

  1. Интерактивный русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным интерактивным приложением / Автор-составитель: Л.Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.
  2. Интерактивный русский язык. 3 класс. Методическое пособие для учителя/ Автор-составитель: Л.Н. Коваленко. – М.: Издательство «Планета», 2013.