Особенности использования методических приемов технологии развития критического мышления в процессе реализации программы подготовки специалистов среднего звена

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. В программе модернизации образования отмечена необходимость развития у студентов умений критического анализа.

Наиболее эффективной в решении вышеуказанной задачи, по мнению многих преподавателей, оказалась технология развития критического мышления (РКМ).

Человек с развитым критическим мышлением – это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Технология РКМ предоставляет преподавателю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем. Чтобы достигнуть поставленной цели, важно создать определенные условия для студента, которые помогли бы мотивировать его к обучению, приобрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Поэтому я считаю, что учебный процесс должен быть построен на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

Анализ обученности студентов 1 курса при поступлении в техникум показал, что качество снижается каждый год - средний балл варьирует от 3,1 до 3,9  в целом получается около 70% учащихся основной школы имеют низкую мотивацию к учебному процессу как таковому. Такое отношение уже сложилось в общеобразовательной школе и наша задача – изменить ситуацию в лучшую сторону, применяя различные методы, приемы и технологии, чтобы выполнить государственный заказ.

Прием абитуриентов (средний балл при поступлении)

Поэтому мы должны создать условия для развития и реализации способностей всех обучающися: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе. Необходимо формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования.

Достижение данной цели не сводится лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования,  к успешности в условиях неопределенности современного мира. Формированию ключевых компетентностей способствует технология развития критического мышления.

Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у обучаемых аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции. Однако большинство современных студентов не побегут  в библиотеку, т. к. большую часть информации они получают при «живом» общении – вербальном или невербальном (социальные сети и т.д.).  Поэтому можно сказать, что формирование критического мышления – это процесс социальный. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Работая в группах, студент решает более сложные задачи, т.е.  начинает работать процесс сотрудничества. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Не секрет, что чем чаще мы меняем форму работы, тем интересней и проще вовлечь студента в изучение дисциплины.

Главный критерий, которым целесообразно руководствоваться при выборе приемов работы со студентами – это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему научить, как это сделать, какие этапы познания должен пройти
студент на занятии. Поэтому я считаю, что методы и приемы используемые при формировании критического мышления необходимо применять согласно имеющихся знаний и умений, а также возможностей конкретной учебной группы студентов. Невозможно весь урок построить на использовании приемов критического мыщления и получить мгновенный результат. В результате опроса преподавателей техникума были определены: наиболее часто используемы методические приемы критического мышления.

На стадии «Вызов»:

  • Мозговой штурм (атака): парная или групповая мозговая атака.
  • Работа с ключевыми терминами.
  • Название темы в виде загадки.
  • Отсроченная догадка.
  • Интеллектуальная разминка (опрос)
  • Толстые и тонкие вопросы.
  • "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

На стадии «Осмысление»:

  • Маркировочная таблица (V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  • "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
  • «Исследовательский фартук»
  • Инсерт.
  • Дерево предсказаний (ожиданий).
  • Корзинка идей.
  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  • «Сводная таблица»
  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
  • Оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно» (ПМИ)
  • Бортовой журнал
  • Метод фокальных объектов (МФО) – перечисление и комбинирование свойств создания новой продукции (объекта)
  • Синквейн - способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам.
  • Метод «шести шляп»
  • Прием 6 W
  • Ромашка Блума (вопросы Блума)
  • Джигсо
  • Фишбоун

На стадии «Рефлексия»:

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  • Возврат к ключевым словам.
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  • Возврат к кластерам (их заполнение).
  • Возврат к ЗХУ.
  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • Ответы на поставленные вопросы;
  • Организация устных и письменных столов;
  • Организация различных видов дискуссий;
  • Написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
  • Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Кроме того используются дополнительные приемы:

  • Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо преподавателю, описание впечатлений, предложения).
  • Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
  • Кубик. Грани
  • Дай описание.
  • Сравни с чем-нибудь.
  • Проассоциируй (на что похоже).
  • Проанализируй (из чего состоит).
  • Примени это.
  • Приведи примеры.

Первоначально  может сложиться мнение, что методы и приемы критического мышления могут быть применимы лишь только в общеобразовательной школе. Но так как в профессиональное образование приходят большинство учащихся с достаточно низким багажом знаний, то использование ТРКМ достаточно обосновано. Большинство методов технологии развития критического мышления универсальны и могут быть использованы любым преподавателем при изучении любой дисциплины. Но тем не менее целесообразно подбирать приемы и методы технологии критического мышления под каждую группу студентов. Одним из интересных и наиболее плодотворных методов с моей точки зрения является метод фокальных объектов.

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Главный объект находится в фокусе работы — поэтому метод так и называется. Существует и другое название — метод случайных объектов. Оно свидетельствует о том, что свойства заимствуются у действительно случайных объектов, наугад. МФО был разработан для того, чтобы преодолеть косность мышления, развить способность ассоциативно и творчески мыслить. Студенты должны совершенствовать объект за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Происходит перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат - списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинство заключается в простоте освоения и неограниченных возможностях поиска новых подходов к проблеме, не шаблонность выдвигаемых идей, универсальность метода.

Недостатки - непригодность при решении сложных и объемных задач.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

Необходимо провести предварительную организацию – работа в парах или мини-группах, т.к. линейная система посадки мешает созданию процесса сотрудничества. На занятиях, где необходима групповая форма работы, я всегда начинаю с обсуждения правил поведения во время занятия.

Для этого каждая группа получает листок с незаконченным списком правил, например:

  1. Выслушивайте всех, не перебивая.
  2. Не говорите одновременно с другими.
  3. Придерживайтесь темы.
  4. Любые идеи имеют ценность.
  5. Человек сам в праве решать, в какой мере он участвует в общей работе.
  6. Уважайте различные мнения. Надо слушать, а не успокаивать других.
  7. Любые вопросы важны.
  8. Избегайте прямых указаний и назидательности и т.д.

Студентам дается время, чтобы ознакомиться с правилами индивидуально, а потом обсудить их в малых группах. Затем предлагается, если студенты сочтут это необходимым, расширить список правил. Роль преподавателя состоит в стимулировании каждого присутствующего к дискуссии и организации обсуждения в группах.

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда.

Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.

Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - станок, то надо выписать все варианты - соленый станок, улыбающийся станок и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях. При изучении рекламы как средства товарной информации (специальность «Коммерция»), можно использовать следующий прием.

Допустим, наш фокальный объект – креманка.

Ставим цель: создание новой модификации товара с целью повышения продаж. Берём три случайных объекта: солнце, радуга, пингвин, ученый.Определяем их свойства. Применяем эти свойства по отношению к креманке.
Затем обсуждаем полученные результаты (работа в парах) и выводим один общий объект.

Наименование товара – креманка (основной объект)

Креманка — вид металлической, фарфоровой (керамической) или стеклянной посуды — полое или плоское керамическое изделие различной формы на ножке, предназначенное для подачи к столу конфет (фруктов, варенья, мороженого)...

Случайные объекты:
солнце, радуга, пингвин, ученый

Проблема: уменьшились объемы продаж товара под наименованием «Креманки» код продукции по ОКП 148224

Задача проекта: создание новой модификации товара с целью повышения продаж.

Дидактический блок выдаваемый студентам

При изучении темы «Загрязнение окружающей среды» на занятиях дисциплины «Экологические основы природопользования» целесообразно применить работу по создание мини-проекта. Например, фокальный или совершенствуемый объект «Моя квартира».
Цель: создание жилища с комфортными условиями для проживания.

Случайные объекты – грабли, машина, ворона, фонарь, профессор, скафандр.

Данный метод очень эффективен для развития фантазий и генерирования идей, но при решении сложных проблем следует использовать  другие эвристические методы. Данный метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится. Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Таким образом, при обучении по технологии развития критического мышления знания усваиваются значительно лучше, так как она рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения. Фактические знания не исчерпывают критическое мышление. Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. К тому же данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации обучаемого, воспитанию доброжелательного отношения к людям.

Список используемых источников.

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
  5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  6. А.М. Кузьмин Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов. Ж-л "Методы менеджмента качества", №7, 2003.
  7. Фестиваль  педагогических идей https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?subject=9