Формирование коммуникативных компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения. Тема: "Согласные звуки [п] [п’], буквы П п"

Разделы: Начальная школа


В центре современного образования стоит личность ученика. Задача учителя-формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией. Еще Л.С.Выготский отмечал, что главным условием развития и воспитания детей является общение. Младший школьник, переступая порог школы, попадает в особую социальную среду, в которой необходимы коммуникативные компетентности:

  • умение строить понятные для собеседника высказывания,
  • умение формулировать свои желания и потребности,
  • умение вести диалог,
  • умение слушать и слышать,
  • умение задавать четкие вопросы и при необходимости строить развернутые ответы.

На уроках и занятиях внеурочной деятельности особое внимание уделяю формированию вышеперечисленных умений. Технология сотрудничества позволяет включить всех учащихся в активную коммуникативную деятельность. Работа в парах и микрогруппах позволяет формировать партнерские отношения, атмосферу сотворчества и взаимопомощи. С особым увлечением дети выполняют «роль учителя»-составляют вопросы друг для друга по изучаемой теме. При этом учитель всего лишь координирует действия ребят и при необходимости консультирует их. Дидактические интерактивные игры и упражнения, включенные в урок, способствуют активизации детей и формируют умение слушать и слышать.

Цели: формировать представление о звуках [п] [п’], о различии звуков и букв.

Задачи:

  • учить звуковому и сравнительному анализу слов;
  • способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
  •  развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
  • развивать фонематическую и устную речь;
  • воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
  • воспитывать культуру поведения на уроке;
  • воспитывать мотивацию к учению.
  • формировать умения сотрудничества с одноклассниками,
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • выделять новые звуки из слова, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; читать текст вслух;
  • определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные

Регулятивные:

  • определять цель учебного действия, контролировать свои действия при выполнении заданий, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • оценивать свои достижения; адекватно оценивать свои  результаты.

Познавательные:,

  • находить в тексте ответы на вопросы;
  • определять основную мысль текста;
  • классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.

Коммуникативные:

  • составлять рассказы о профессиях;
  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками,
  • участвовать в общей беседе,
  • задавать  вопросы;
  • отвечать на  вопросы;
  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Слушать как? (Внимательно),
Работать как? (Старательно)!

- Подарите друг другу улыбку и поделитесь хорошим настроением.

 II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим путешествие по  Буквограду.

Давайте вспомним, какие буквы будут с нами  путешествовать?

- Какие буквы живут  в первом домике? (А, О, И, У, Ы)

- А почему их дом красного цвета? (А О У И Ы - буквы, обозначающие гласные звуки)

- А какие буквы живут  во втором доме? Почему?

Вы готовы к путешествию?

 Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать

- Какие буквы едут в первом вагончике?

- А почему они  в красном вагончике?

- Но, почему же они едут на разных полочках?

- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?

- А почему они на разных полочках?

Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».

 Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать.

- Какие буквы едут в первом вагончике?

- А почему они  в красном вагончике?

- Но, почему же они едут на разных полочках?

- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?

- А почему они на разных полочках?

Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».

 Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать.

- Какие буквы едут в первом вагончике?

- А почему они  в красном вагончике?

- Но, почему же они едут на разных полочках?

- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?

- А почему они на разных полочках?

Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».

 Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать

- Какие буквы едут в первом вагончике?

- А почему они  в красном вагончике?

- Но, почему же они едут на разных полочках?

- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?

- А почему они на разных полочках?

Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике»

Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

На интерактивной доске появляются загадки. Дети отгадывают загадку и появляется соответствующее изображение. (повар, пилот, почтальон, проводник).

Назовите эти профессии(хором).

Кто заметил, что общее в словах-названиях профессий? ([п’], [п])

III. Сообщение темы и цели урока.

- Какие первые звуки вы сейчас произнесли?

- Давайте сформулируем  тему нашего  урока?

 (Звуки [п] и [п’] и буква, которая их обозначает).

- Чему же мы будем учиться на уроке?

- Давайте вместе определим задачи урока. Продолжите предложения.

На уроке мы познакомимся с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [п] и [п’] и отличать их от других звуков.)

Научимся читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

IV. Введение нового материала

Знакомство со звуками. Характеристика звуков.

А какие еще профессии с новым звуком вы знаете (программист, парикмахер, продавец)

- А чтобы стать хорошим профессионалом, что надо делать?  (хорощо учиться)

Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на 2 группы.

Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук.

I группа

Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит вам обед –
Кашу, щи и винегрет. (дети называют отгадку-повар)

- Составьте схему слова «повар».

II группа

Саша водит самолет,
Потому что он …(пилот)

- Составьте схему слова «пилот»

Учащиеся работают группами.

Назовите первый звук в слове повар? Какой он?   [п]-согласный,  твердый, глухой.

Назовите  первый звук в слове пилот? Охарактеризуйте его.  [п’] - согласный,  мягкий, глухой.

Какой вывод мы можем сделать, каким бывает звук П? (может быть твердым, может быть мягким; глухой)

Интерактивная игра «посели пингвина» Включение нового знания в деятельность.

Игра из мультимедийного приложения к Азбуке.

Дети выходят к интерактивной доске и определяют, какой звук в данном слоге (твердый или мягкий). Перемещают пингвина на соответствующую льдину.

Знакомство с буквой П,п.

Игра «Буква потерялась»

Посмотрите внимательно на записи слов. Приходил  жук Буквоед и съел букву. 

* ИЛА?      

* ЛОТНИК?     

- Какую же букву надо дописать, чтобы получились  слова? (П)

Учитель демонстрирует букву П и п.

На что похожа буква П? (Ворота, турник).

Послушайте  какие стихи придумали поэты про букву П

Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.

Составьте букву П из палочек. Сколько палочек вам потребуется?

Дети выкладывают букву П(работают в парах с взаимопроверкой)

- Кто поможет мне заселить букву П в домик нашего Буквограда? Где будет жить буква П? В какой дом мы ее поселим? Обоснуйте свой ответ?

- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит.

Динамическая пауза.

(ученики показывают движения, соответствующие словам)

Мы в профессии играли -
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И водителями стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз кирпич и два, и три-
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Игра “Кулачок-подушечка”. Определи твердость-мягкость.

- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – стучим кулачком, если (п) мягкий – прижимаем к себе.

Учитель четко называет слова.

Подарок, лапка, пила, повар, петух, платье, пух,  стопа, пилот, пыль, песня, полка, письмо.

Чтение слогов

Работа в азбуке.

- Прочитайте слоги.  (где согласный звук п произносится мягко. Твердо).

Работа с мультимедийным приложением к азбуке.

- Дополните данные слоги до слов, (которые обозначают название профессий).

- Пекарь, пасечник, пилот, повар, почтальон, печник.

Чтение слов. Работа по учебнику.  

Задания: прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? Каким словом можно заменить слово пилот?  Чем занимается капитан? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?

- Кто такой плотник? Где мы можем посмотреть значение слова? (в словаре)

Читаем из толкового словаря значение слова плотник. Плотник-рабочий, занимающийся обработкой дерева.

- Составьте предложение-ответ на вопрос.

- Чем занимается плотник? (Плотник пилит…)

Чем пилит плотник ? (Плотник пилит пилой)

- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика

(варианты вопросов Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?)

Чтение и анализ пословиц.

-О профессии плотника есть много пословиц. Давайте их  прочитаем. 

Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, добро).

При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)

Плотника (человека) не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку жарко.)

О чем все эти пословицы? ( пословицы о профессиях, о труде.)

VI. Работа в парах. Включение приобретенных умений в активную деятельность.

Работа по сюжетной картинке

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кем хотят стать ребята? Почему вы так решили? Какой инструмент в руках у мальчика?

Составьте предложения, работая в парах. Расскажите свои истории соседу по парте.

- Кем работают ваши родители?

- А кем вы хотите стать, когда вырастите?

VII. Итог урока.

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Продолжите предложение.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

VIII. Рефлексия.

- Какие затруднения у вас возникали?

- Вы смогли их преодолеть?

- Давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите свои лесенки успеха.

- Если вам было интересно, все понятно, тогда поставьте себя на верхнюю ступеньку лесенки.

- Если  у вас иногда возникали сомнения, но вы справились с трудностями и все поняли – на среднюю.

- Если не разобрались в теме урока, остались вопросы по теме урока - на нижнюю ступеньку.

- Спасибо всем за работу на уроке. Улыбнитесь еще раз друг другу и похлопайте в ладоши, поблагодарите друг друга за работу на уроке.