В центре современного образования стоит личность ученика. Задача учителя-формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией. Еще Л.С.Выготский отмечал, что главным условием развития и воспитания детей является общение. Младший школьник, переступая порог школы, попадает в особую социальную среду, в которой необходимы коммуникативные компетентности:
- умение строить понятные для собеседника высказывания,
- умение формулировать свои желания и потребности,
- умение вести диалог,
- умение слушать и слышать,
- умение задавать четкие вопросы и при необходимости строить развернутые ответы.
На уроках и занятиях внеурочной деятельности особое внимание уделяю формированию вышеперечисленных умений. Технология сотрудничества позволяет включить всех учащихся в активную коммуникативную деятельность. Работа в парах и микрогруппах позволяет формировать партнерские отношения, атмосферу сотворчества и взаимопомощи. С особым увлечением дети выполняют «роль учителя»-составляют вопросы друг для друга по изучаемой теме. При этом учитель всего лишь координирует действия ребят и при необходимости консультирует их. Дидактические интерактивные игры и упражнения, включенные в урок, способствуют активизации детей и формируют умение слушать и слышать.
Цели: формировать представление о звуках [п] [п’], о различии звуков и букв.
Задачи:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
- формировать умения сотрудничества с одноклассниками,
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Планируемые результаты.
Предметные:
- выделять новые звуки из слова, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; читать текст вслух;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные
Регулятивные:
- определять цель учебного действия, контролировать свои действия при выполнении заданий, обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения; адекватно оценивать свои результаты.
Познавательные:,
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.
Коммуникативные:
- составлять рассказы о профессиях;
- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками,
- участвовать в общей беседе,
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Слушать как? (Внимательно),
Работать как? (Старательно)!
- Подарите друг другу улыбку и поделитесь хорошим настроением.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим путешествие по Буквограду.
Давайте вспомним, какие буквы будут с нами путешествовать?
- Какие буквы живут в первом домике? (А, О, И, У, Ы)
- А почему их дом красного цвета? (А О У И Ы - буквы, обозначающие гласные звуки)
- А какие буквы живут во втором доме? Почему?
Вы готовы к путешествию?
Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать
- Какие буквы едут в первом вагончике?
- А почему они в красном вагончике?
- Но, почему же они едут на разных полочках?
- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?
- А почему они на разных полочках?
Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».
Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать.
- Какие буквы едут в первом вагончике?
- А почему они в красном вагончике?
- Но, почему же они едут на разных полочках?
- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?
- А почему они на разных полочках?
Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».
Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать.
- Какие буквы едут в первом вагончике?
- А почему они в красном вагончике?
- Но, почему же они едут на разных полочках?
- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?
- А почему они на разных полочках?
Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике».
Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать
- Какие буквы едут в первом вагончике?
- А почему они в красном вагончике?
- Но, почему же они едут на разных полочках?
- А какие буквы едут в следующем вагоне? Почему?
- А почему они на разных полочках?
Итак, приготовились к путешествию. Сели поудобней, закрыли глазки и представили, как вы едите в «Голубом вагончике»
Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.
На интерактивной доске появляются загадки. Дети отгадывают загадку и появляется соответствующее изображение. (повар, пилот, почтальон, проводник).
Назовите эти профессии(хором).
Кто заметил, что общее в словах-названиях профессий? ([п’], [п])
III. Сообщение темы и цели урока.
- Какие первые звуки вы сейчас произнесли?
- Давайте сформулируем тему нашего урока?
(Звуки [п] и [п’] и буква, которая их обозначает).
- Чему же мы будем учиться на уроке?
- Давайте вместе определим задачи урока. Продолжите предложения.
На уроке мы познакомимся с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [п] и [п’] и отличать их от других звуков.)
Научимся читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
IV. Введение нового материала
Знакомство со звуками. Характеристика звуков.
А какие еще профессии с новым звуком вы знаете (программист, парикмахер, продавец)
- А чтобы стать хорошим профессионалом, что надо делать? (хорощо учиться)
Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на 2 группы.
Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук.
I группа
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит вам обед –
Кашу, щи и винегрет. (дети называют отгадку-повар)
- Составьте схему слова «повар».
II группа
Саша водит самолет,
Потому что он …(пилот)
- Составьте схему слова «пилот»
Учащиеся работают группами.
Назовите первый звук в слове повар? Какой он? [п]-согласный, твердый, глухой.
Назовите первый звук в слове пилот? Охарактеризуйте его. [п’] - согласный, мягкий, глухой.
Какой вывод мы можем сделать, каким бывает звук П? (может быть твердым, может быть мягким; глухой)
Интерактивная игра «посели пингвина» Включение нового знания в деятельность.
Игра из мультимедийного приложения к Азбуке.
Дети выходят к интерактивной доске и определяют, какой звук в данном слоге (твердый или мягкий). Перемещают пингвина на соответствующую льдину.
Знакомство с буквой П,п.
Игра «Буква потерялась»
Посмотрите внимательно на записи слов. Приходил жук Буквоед и съел букву.
* ИЛА?
* ЛОТНИК?
- Какую же букву надо дописать, чтобы получились слова? (П)
Учитель демонстрирует букву П и п.
На что похожа буква П? (Ворота, турник).
Послушайте какие стихи придумали поэты про букву П
Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
Составьте букву П из палочек. Сколько палочек вам потребуется?
Дети выкладывают букву П(работают в парах с взаимопроверкой)
- Кто поможет мне заселить букву П в домик нашего Буквограда? Где будет жить буква П? В какой дом мы ее поселим? Обоснуйте свой ответ?
- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит.
Динамическая пауза.
(ученики показывают движения, соответствующие словам)
Мы в профессии играли -
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И водителями стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз кирпич и два, и три-
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Игра “Кулачок-подушечка”. Определи твердость-мягкость.
- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – стучим кулачком, если (п) мягкий – прижимаем к себе.
Учитель четко называет слова.
Подарок, лапка, пила, повар, петух, платье, пух, стопа, пилот, пыль, песня, полка, письмо.
Чтение слогов
Работа в азбуке.
- Прочитайте слоги. (где согласный звук п произносится мягко. Твердо).
Работа с мультимедийным приложением к азбуке.
- Дополните данные слоги до слов, (которые обозначают название профессий).
- Пекарь, пасечник, пилот, повар, почтальон, печник.
Чтение слов. Работа по учебнику.
Задания: прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? Каким словом можно заменить слово пилот? Чем занимается капитан? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?
- Кто такой плотник? Где мы можем посмотреть значение слова? (в словаре)
Читаем из толкового словаря значение слова плотник. Плотник-рабочий, занимающийся обработкой дерева.
- Составьте предложение-ответ на вопрос.
- Чем занимается плотник? (Плотник пилит…)
Чем пилит плотник ? (Плотник пилит пилой)
- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика
(варианты вопросов Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?)
Чтение и анализ пословиц.
-О профессии плотника есть много пословиц. Давайте их прочитаем.
Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, добро).
При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)
Плотника (человека) не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку жарко.)
О чем все эти пословицы? ( пословицы о профессиях, о труде.)
VI. Работа в парах. Включение приобретенных умений в активную деятельность.
Работа по сюжетной картинке
Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кем хотят стать ребята? Почему вы так решили? Какой инструмент в руках у мальчика?
Составьте предложения, работая в парах. Расскажите свои истории соседу по парте.
- Кем работают ваши родители?
- А кем вы хотите стать, когда вырастите?
VII. Итог урока.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
- Продолжите предложение.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
VIII. Рефлексия.
- Какие затруднения у вас возникали?
- Вы смогли их преодолеть?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите свои лесенки успеха.
- Если вам было интересно, все понятно, тогда поставьте себя на верхнюю ступеньку лесенки.
- Если у вас иногда возникали сомнения, но вы справились с трудностями и все поняли – на среднюю.
- Если не разобрались в теме урока, остались вопросы по теме урока - на нижнюю ступеньку.
- Спасибо всем за работу на уроке. Улыбнитесь еще раз друг другу и похлопайте в ладоши, поблагодарите друг друга за работу на уроке.