Мастер-класс по теме "Использование технологии развивающего обучения на уроках физики для формирования УУД обучающихся"

Разделы: Физика, Мастер-класс


Цель: Продемонстрировать использование технологии развивающего обучения на уроках физики для формирования УУД обучающихся.

Практическая значимость:

  • ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроке;
  • предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • Продемонстрировать некоторые способы формирования универсальных учебных действий.
  • Определить и найти универсальные учебные действия.
  • Смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
  • Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

 План:

  1. Постановка проблемы.
  2. Что дают универсальные учебные действия?
  3. Учимся определять и находить УУД.
  4. Презентация урока.
  5. Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
  6. Рефлексия.

Ход мастер-класса

1. Постановка проблемы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. 

В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учиться (учить СЕБЯ). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

2. Презентация педагогического опыта.

Моя достаточно большая практика позволила определить следующую структуру осуществления данных принципов на уроках физики и во внеурочное время - это применение активных форм и методов обучения с использованием технологической карты урока системы развивающего обучения.

В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний.

Основные цели развивающего обучения:

  1. Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.
  2. Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации.

Содержание учебных действий в системе развивающего обучения (Система Д.Б Эльконина–В.В.Давыдова):

  • действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить " главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;
  • действие преобразования условий задачи и моделирования;
  • действие решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;
  • действие выполнение эксперимента;
  • действие выход на новую учебную задачу.

Автор сценария мастер-класса в течение нескольких лет использует технологию развивающего обучения.  

Анализируя опыт работы, результаты диагностики УУД можно сделать некоторые выводы. Использование методов и форм организации учебного процесса с применением технологической карты урока дает положительные результаты. Это развитие у обучающихся исследовательского поведения, самостоятельное планирование деятельности, умение у учить себя и других. Данная технология прогрессивна, потому что личностно ориентирована. Построение учебного процесса опирается на зону актуального развития и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития.  Универсальные учебные действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения УУД необходимы приемы, отличающиеся от простого освоения учащимися предметных знаний, которые присутствуют в технологии развивающего обучения. Рассмотрим в качестве примера урок постановки и решения   учебной задачи.

3. Урок-имитация.

Тема урока: "Второй закон Ньютона"

1. Ситуация «успеха»

Какова причина изменения скорости тела?

Задание для групп:

Рассмотреть примеры (ситуации) и ответить на данный вопрос:

  • толкаем вагонетку
  • движение скрепки с помощью  магнита
  • сжимаем пружину
  • деформация тела (линейки)
  • бросание мяча и другое

Результат обсуждения: (Действие другого тела.)

2. Ситуация «разрыва»

А влияет ли величина действия на значение скорости тела?

Какова мера действия?

На данном этапе можно организовать полилог.

3. Решение новой учебной задачи (работа в группах)

1 опыт: движение тележек разной массы m1 и  m2

2 опыт: движение тел: если силы F1 > F2

4. Задание: записать результаты опытов в знаковой форме.

Результат:

F1> F2,  а1 > а2

m1 > m2,  а1 < а2

5. Конструирование закона.    

F = m*а  (коллективная работа)

Рассмотреть случаи:

1. F = 0   

2. F ≠0 

3. F равн.

На данном этапе урока формируются следующие УУД:

  • регулятивные (умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать тему деятельности на уроке с помощью учителя; определять цели учебной деятельности);
  • коммуникативные (умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения).

6. Рефлексия.

Участникам мастер-класса предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал..
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

На этапе рефлексии формируются следующие УУД:

  • регулятивные - осознание полученной информации, соотнесение нового и ранее изученного, коррекция, оценка.
  • познавательные - анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение.
  • коммуникативные - построение связного монологического высказывания, оценка ответов одноклассников, взаимодействие.
  • личностные - оценивание проделанной работы, личного вклада, в совместную деятельность.

4. Моделирование.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Тема урока: «Исследование силы тяжести». 7 класс.

Предложена схема урока:

  1. Ситуация успеха.
  2. Ситуация разрыва.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Решение учебной задачи.

7. Заключение.

Таким образом, учебная деятельность, основанная на использовании технологии развивающего обучения, позволяет создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе интеллектуальной и исследовательской деятельности, формирует универсальные учебные действия у обучающихся, создает среду для формирования умения учить себя. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Список литературы.

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. – 288 с.

2. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Методика обучения физике. 7-й класс».Издательство: Владос, 2012г.

3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике (основная школа).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.