Цель: Продемонстрировать использование технологии развивающего обучения на уроках физики для формирования УУД обучающихся.
Практическая значимость:
- ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроке;
- предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- Продемонстрировать некоторые способы формирования универсальных учебных действий.
- Определить и найти универсальные учебные действия.
- Смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом.
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
- Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План:
- Постановка проблемы.
- Что дают универсальные учебные действия?
- Учимся определять и находить УУД.
- Презентация урока.
- Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
- Рефлексия.
Ход мастер-класса
1. Постановка проблемы.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.
В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учиться (учить СЕБЯ). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
2. Презентация педагогического опыта.
Моя достаточно большая практика позволила определить следующую структуру осуществления данных принципов на уроках физики и во внеурочное время - это применение активных форм и методов обучения с использованием технологической карты урока системы развивающего обучения.
В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний.
Основные цели развивающего обучения:
- Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.
- Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации.
Содержание учебных действий в системе развивающего обучения (Система Д.Б Эльконина–В.В.Давыдова):
- действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить " главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;
- действие преобразования условий задачи и моделирования;
- действие решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;
- действие выполнение эксперимента;
- действие выход на новую учебную задачу.
Автор сценария мастер-класса в течение нескольких лет использует технологию развивающего обучения.
Анализируя опыт работы, результаты диагностики УУД можно сделать некоторые выводы. Использование методов и форм организации учебного процесса с применением технологической карты урока дает положительные результаты. Это развитие у обучающихся исследовательского поведения, самостоятельное планирование деятельности, умение у учить себя и других. Данная технология прогрессивна, потому что личностно ориентирована. Построение учебного процесса опирается на зону актуального развития и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития. Универсальные учебные действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения УУД необходимы приемы, отличающиеся от простого освоения учащимися предметных знаний, которые присутствуют в технологии развивающего обучения. Рассмотрим в качестве примера урок постановки и решения учебной задачи.
3. Урок-имитация.
Тема урока: "Второй закон Ньютона"
1. Ситуация «успеха»
Какова причина изменения скорости тела?
Задание для групп:
Рассмотреть примеры (ситуации) и ответить на данный вопрос:
- толкаем вагонетку
- движение скрепки с помощью магнита
- сжимаем пружину
- деформация тела (линейки)
- бросание мяча и другое
Результат обсуждения: (Действие другого тела.)
2. Ситуация «разрыва»
А влияет ли величина действия на значение скорости тела?
Какова мера действия?
На данном этапе можно организовать полилог.
3. Решение новой учебной задачи (работа в группах)
1 опыт: движение тележек разной массы m1 и m2
2 опыт: движение тел: если силы F1 > F2
4. Задание: записать результаты опытов в знаковой форме.
Результат:
F1> F2, а1 > а2
m1 > m2, а1 < а2
5. Конструирование закона.
F = m*а (коллективная работа)
Рассмотреть случаи:
1. F = 0
2. F ≠0
3. F равн.
На данном этапе урока формируются следующие УУД:
- регулятивные (умение работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать тему деятельности на уроке с помощью учителя; определять цели учебной деятельности);
- коммуникативные (умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения).
6. Рефлексия.
Участникам мастер-класса предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал..
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
На этапе рефлексии формируются следующие УУД:
- регулятивные - осознание полученной информации, соотнесение нового и ранее изученного, коррекция, оценка.
- познавательные - анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение.
- коммуникативные - построение связного монологического высказывания, оценка ответов одноклассников, взаимодействие.
- личностные - оценивание проделанной работы, личного вклада, в совместную деятельность.
4. Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Тема урока: «Исследование силы тяжести». 7 класс.
Предложена схема урока:
- Ситуация успеха.
- Ситуация разрыва.
- Постановка учебной задачи.
- Решение учебной задачи.
7. Заключение.
Таким образом, учебная деятельность, основанная на использовании технологии развивающего обучения, позволяет создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе интеллектуальной и исследовательской деятельности, формирует универсальные учебные действия у обучающихся, создает среду для формирования умения учить себя. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Список литературы.
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. – 288 с.
2. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Методика обучения физике. 7-й класс».Издательство: Владос, 2012г.
3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике (основная школа).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.