Методическая разработка по сольфеджио на тему «Теоретические вопросы, теоретический тест, кроссворды для учащихся 2 кл. ФПО, ОСИ, ХСП ДШИ»

Разделы: Музыка

Класс: 2

Ключевые слова: Тест, сольфеджио


Пояснительная записка

Методическая разработка по сольфеджио для 2 класса ДМШ, ДШИ написана для учащихся ОНИ, ОДИ, но её можно использовать для любых отделений (ФПО, ОСИ, ОДИ, ХСП), в зависимости от уровня группы. Работа состоит из трёх разделов, направлена на изучение теории. I раздел – теоретические вопросы; II раздел – теоретический тест. III раздел – кроссворды на основные теоретические темы 2 класса музыкальной школы: «Ладотональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккордика», «Строение мелодии». В первом разделе даны теоретические вопросы, предполагающие краткий ответ. Этот раздел состоит из 5 частей: «Лад и тональности», «Метроритм. Паузы», «Интервалы», «Аккорды», «Общие теоретические вопросы». К вопросам написаны ответы. Во втором разделе – теоретический тест, дополняющий первый раздел и закрепляющий темы: «Лад и тональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккорды. К ним добавляются темы, связанные с выразительными средствами: «Темпы», «Штрихи», «Нюансы». При повторении материала 1 класса можно использовать методическую разработку данного автора по сольфеджио для учащихся 1 класса ОНИ, ОДИ («Вопросы. Тест. Кроссворды»).

Теоретические вопросы по сольфеджио для учащихся 2 класса ОНИ, ОДИ

I. Лад и тональности

  1. Связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного звука? (Лад)
  2. Как называются I, III, V ступени лада? (Устойчивые)
  3. Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения? (Гамма).
  4. Сколько всего звуков в гамме? (8)
  5. Как называются звуки гаммы? (Ступени).
  6. II, IV, VI, VII - какие ступени лада? (Неустойчивые)
  7. Название I ступени лада? (Тоника).
  8. Какой ступенью чаще всего завершается мелодия? (I ступенью).
  9. Какие вводные звуки? (II и VII  ступени лада).
  10. Название перехода неустойчивых звуков в устойчивые? (Разрешение).
  11. Как называется половина гаммы или звукоряд из 4-х звуков? (Тетрахорд).
  12. Сколько всего тетрахордов в гамме? (Два: нижний тетрахорд и верхний).
  13. Как называется окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевание).
  14. Какие ступени можно разрешить ↑ и ↓? (II и IV).
  15. Какую ступень можно разрешить только ↓, а какую только ↑? (VI; VII).
  16. Самое узкое расстояние между звуками? (Полутон).
  17. Что составляют два полутона? (Тон).
  18. Строение мажорной гаммы? (2Т-П-3Т-П).
  19. Какую окраску имеет мажорный лад? (Светлую, бодрую).
  20. Какую окраску имеет минор? (Мягкую, печальную).
  21. Строение минора? (Т-П-2Т-П-2Т).
  22. Название высоты лада? (Тональность).
  23. Название мажора и минора с общими ключевыми знаками? (Параллельные тональности).
  24. Какая ступень мажора является тоникой параллельного минора? (VI ступень).
  25. Какая ступень минора является тоникой параллельного мажора? (III ступень).
  26. Какое расстояние между тоникой мажора и параллельного минора (м.3 или 3 полутона).
  27. Каких видов бывает минор? (Натуральный, гармонический, мелодический).
  28. Какой вид минора с повышенными VI и VII ступенями вверх, а вниз – как натуральный (Мелодический).
  29. Минор с повышенной VII ступенью ↑ и ↓? (Гармонический).
  30. Минор без изменений? (Натуральный).
  31. Название мажора и минора с общей I ступенью? (Одноимённые тональности).
  32. Ключевые знаки Ре мажора и си минора? (Фа#, до#).
  33. Ключевые знаки Фа мажора и ре минора? (Сиb).
  34. Ключевые знаки Соль мажора и ми минора? (Фа#).
  35. Ключевые знаки До мажора и ля минора? (их нет).
  36. Ключевые знаки Сиb мажора и соль минора? (Сиb, миb).
  37. Особенность ключевых знаков? (Ставятся после ключа, действуют на протяжении всего сочинения).
  38. Особенность случайных знаков? (Ставят перед нотами и действуют только в одном такте).
  39. Перемещение мелодии из одной тональности в другую? (Транспозиция).

II. Метроритм. Паузы

  1. Чередование сильных и слабых долей? (Метр).
  2. Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).
  3. Знак молчания? (Пауза).
  4. Начало мелодии с неполного такта? (Затакт).
  5. На сколько частей происходит основное деление длительностей? (На две части).
  6. Расстояние от одной сильной доли до другой? (Такт).
  7. Как называются две цифры, стоящие после ключа, показывающие, сколько долей в такте и их протяжённость? (Размер).
  8. Какие изученные размеры простые? (2/4 и 3/4).
  9. Какой пройденный размер является сложным? (4/4).
  10. Как называется объединение нот в группы по размеру пьесы? (Группировка).
  11. Какая доля всегда сильная? (Первая).
  12. Какой ритм называется пунктирным? (Ритм с точками).
  13. На сколько удлиняет длительность точка, стоящая возле ноты справа? (На половину её длительности).
  14. Название пауз и их протяжённость соответствует основным длительностям? (Да).
  15. Как называется вертикальная черта, пересекающая нотный стан перед каждой сильной долей? (Тактовая черта).

III. Интервалы

  1. Расстояние между 2 звуками или созвучие из 2-х ззвуков? (Интервал).
  2. Название нижнего звука интервала? (Основание).
  3. Название верхнего звука интервала? (Вершина).
  4. Как называются интервалы, звуки которых взяты поочерёдно? (Мелодические).
  5. Как называются интервалы, звуки которых взяты одновременно? (Гармонические).
  6. Как называются благозвучные интервалы? (Консонансы).
  7. К какой группе относятся секунды, септимы, тритоны? (Диссонансы).
  8. Взависимости от количества тонов, какие бывают интервалы? (Малые, большие, чистые, увеличенные, уменьшённые).
  9. Название интервалов в пределах октавы? (Простые).
  10. Как называется октавная перестановка звуков в интервале? (Обращение).
  11. Как называются интервалы ум.5 и ув.4? (Тритоны).
  12. Сколько тритонов в натуральных ладах? (В мажоре -2, в миноре - 2).

IV. Аккорды

  1. Сочетание 3-х и более звуков, взятых одновременно? (Аккорд).
  2. Сочетание 3-х звуков, расположенных по терциям? (Трезвучие).
  3. Как называется трезвучие из б.3 и м.3? (Мажорное).
  4. Название трезвучия из м.3 и б.3? (Минорное).
  5. Трезвучие, построенное на I ступени? ( Тоническое).
  6. Какой буквой обозначают тоническое трезвучие в мажоре и в миноре? (Большой – в мажоре, малой – в миноре). 
  7. Сколько обращений имеет трезвучие? (Два).
  8. Название 2-го обращения? (Квартсекстаккорд)
  9. Название первого обращения трезвучий? (Секстаккорд).
  10. Строение квартсекстаккорда? (кварта + терция).
  11. Строение секстаккорда? (терция + кварта).

V. Общие теоретические вопросы

  1. Название скорости музыки? (Темп).
  2. Название громкости музыки? (Динамика).
  3. Другое название динамических оттенков? (Нюансы).
  4. Группа звуков, близких по высоте? (Регистр).
  5. Основные регистры ф-но? (Низкий, средний, высокий).
  6. Приёмы звукоизвлечения? (Штрихи).
  7. Повторение темы в другом голосе непосредственно вслед за другим голосом (это – имитация, что означает с латинского - подражание)
  8. Поочерёдное проведение темы или ритма во всех голосах сочинения (канон).
  9. Одночастная форма? (Период).
  10. Часть предложения? (Фраза).
  11. Часть периода? (Предложение).
  12. Заключение предложения? (Каденция).
  13. Высший момент напряжения в музыке? (Кульминация).
  14. Повышение или понижение ступеней лада? (Альтерация).
  15. Пение по нотам? (Сольфеджирование).
  16. Проговаривание нот с дирижированием? (Сольмизация).
  17. Счёт долей, их протяжённость, определение темпа взмахом руки? (Дирижирование).
  18. Сочетание нескольких мелодий или ритмических рисунков одновременно (Партитура).
  19. Форма, состоящая из 2-х периодов? (Простая 2-х частная форма).
  20. Что значит остинато? (Это - упорный, повторяющийся мотив или ритм).

Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 2 класса ДМШ

I. Лад и тональность

1. Лад – это
1) чередование звуков;
2) связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного звука.
Подчеркнуть правильный ответ.

2. Соединить с ответами:

Вводные звуки 

окружение устойчивых ступеней соседними звуками

Опевание

I, III, V ступени

Устойчивые звуки

II, VII ступени

Неустойчивые звуки                      

II, IV, VI, VII ступени

3. Найти верное строение лада и соединить линиями:

Мажор                  

 Т-П-2Т-П-2Т

Минор

 2Т-П-3Т-П

4. Опорный звук лада – это V, IV, I, VI ступень. Подчеркнуть одну ступень.

5. Тональность – это
1) строение лада;
2) высота лада.
Выбрать верный ответ и подчеркнуть.

6. Разрешение – это
1) перестановка звуков;
2) переход неустойчивых звуков в устойчивые;
3) движение звуков.
Выбрать точный ответ и подчеркнуть его.

7. Определить правильное разрешение неустойчивых ступеней и соединить линиями:

      II         IV       VI       VII      →I;     III←и→V;     I ←и→III;     V←.

8. Транспонирование – это
1) перемещение мелодии на ступеньку вверх;
2) перемещение мелодии в другую тональность;
3) перемещение мелодии на ступеньку вниз.
Отметить верный ответ.

9. Соединить линиями три вида минора с ответами:

Минор натуральный                    

с VII# ↑и ↓

Минор гармонический

минор без изменений

Минор мелодический

минор с VI# и VII#↑, а ↓ - как натуральный

10. На каких ступенях полутоны в натуральных ладах (мажоре и миноре)? Соединить с ответом:

Мажор натуральный                    

II и V

Минор натуральный

III и VII

11. Отметить цифрами верные ключевые знаки <Рис.1>:

12. Отметить цифрами верные параллельные тональности (большие буквы – мажор, маленькие – минор):_______________________

 1) До-ля; 2) Сиb-соль; 3) Ре-фа; 4) Ре-си; 5) Фа-ля; 6) Фа-ре; 7) Соль-ми.

13. Написать цифрами правильные одноимённые тональности:________________

1) Фа-ре; 2) До-до; 3)Ре-си; 4) Ре-ре; 5) Сиb-до; 6) Соль-соль; 7) Фа-фа; 8) Сиb-сиb.

II. Метроритм

1. Написать половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, учитывая правописание штилей. <Рис.2>:

2. Поставить в ритме тактовые чёрточки, учитывая размер. <Рис.3>:

3. Дополнить такты нотами различных длительностей. <Рис.4>:

4. Заполнить такты паузами вместо крестиков. <Рис.5>:

5. В данных примерах поставить размеры. <Рис.6>:

6. Сочинить ритм в размере 2/4 или 3/4 на слова: А.Н.Плещеева: «Травка зеленеет, солнышко блестит; ласточка с весною в сени к нам летит»:

7. Придумать и написать ритмический аккомпанемент к мелодии польки. <Рис.7>:

8. Написать вариацию данной ритмической партитуры, изменяя ритм правой руки. <Рис.8, 9>:

9. Сочинить к ритмическому остинато левой руки ритм для правой руки. <Рис.10>:

10. Разделить на такты и сделать инструментальную группировку в размере 2/4. <Рис.11>:

11. Разделить на такты и сделать вокальную группировку. <Рис.12>:

III. Интервалы

1. К какой группе относятся интервалы? Указать стрелками:
1) ч.1, ч.8;     
2) ч.4, ч.5;     
3) м.3, б.3, м.6, б.6;  
4) м.2, б.2, м.7, б.7   

Диссонансы

весьма совершенные консонансы

совершенные консонансы

несовершенные консонансы  

2. Отметить ступени в интервалах:

Прима

Секунда

Секста

Терция

Квинта

Октава

Септима

Кварта

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение (качественную величину) к интервалам: прима, секунда, терция (второй ряд):

Прима

Секунда

Терция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 тонов

½ тона

0 тонов

½ тона

1тон

1,5 тона

1тон

1,5 тона

2 тона

2,5 тона

4. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение (качественную величину) к интервалам: кварта, квинта, секста:

Кварта

Квинта

Секста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2тона

2,5 тона

3 тона

3 тона

3,5 тона

4 тона

3,5 тона

4 тона

4,5 тона

5 тонов

5. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение к интервалам: септима, октава:

Септима

Октава

 

 

 

 

 

 

 

4,5 тона

5 тонов

5,5 тонов

6 тонов

5,5 тонов

6 тонов

6,5 тонов

6. В каком виде лада встречается ув.2? Отметить стрелкой:
1) Мажор натуральный;
2) Минор натуральный;
3) Минор гармонический;
4) Минор мелодический.

7. Сколько б.2 в натуральных ладах мажора и минора? Подчеркнуть цифру: 6, 4, 2, 5, 3, 1.

8. Сколько ув.4 и ум.5 в натуральных ладах (мажоре и миноре)?_____

9. Сколько б.7 в натуральных ладах?_______

10. Написать обращение интервалов:

б.7→         ; м.3→            ; ч.5→             ; м.2→            ;

ув.2→       ; ум.5→          ; ч.8→             ; б.6→             ;

м.7→        ; м.6→                   .  

11. Решить примеры с интервалами:
ч.8 - б.3=          ч.5 – м.2=       м.7 – ч.5=       м.3 - м.2=
ч.8 – ч.5=         б.7 – ч.4=       б.6 – б.3 =        м.7+б.2 =       
ч.4+м.3 =        ч.5 +м.2 =       ч.1+ м.6 =      

IV. Аккорды

1. Что получится, если к б.3 прибавить вверх м.3? Написать ответ обозначением:

2. Что получится, если к  б.3 прибавить м.3 вниз? Написать ответ обозначением:

3. Если к м.3 прибавить б.3 вверх, что получится? Написать обозначением:

4. К м.3 вниз прибавить б.3. Ответ написать обозначением:

5. Какой интервал в крайних звуках Б5/3 и М5/3? Подчеркните этот интервал: м.6, ч.4, ч.5, б.6.

6. Какой звук надо повысить на ½ тона или понизить в Б5/3, чтобы получить М5/3?
Ответ:

1) средний повысить;
2) нижний звук повысить;
3) средний звук понизить.
Подчеркнуть  правильный ответ.

7. Какой звук надо изменить на ½ тона, чтобы из М5/3 получить Б5/3?
1) средний звук надо понизить;
2) средний звук повысить;
3) верхний звук повысить.

8. На какой ступени Т5/3? Подчеркнуть верную цифру: II, V, I, III, IV.

9. Какие обозначения трезвучий применяются в ладу?
Ответ подчеркнуть: Б5/3, Т5/3, М5/3, t5/3.

10. Какие обозначения трезвучий применяются вне лада?
Ответ почеркнуть: Б5/3, Т5/3, t5/3,  М5/3.

11. Сколько М5/3 в минорном ладу? Подчеркнуть цифру, написать в скобке, на каких ступенях: 3, 2, 4;

12. Сколько М5/3 в мажоре? На каких они ступенях? 2, 3, 4; на II, VII, III, VI.
Ответ отметить.

13. Сколько Б5/3 в миноре? На каких они ступенях? 1, 3, 2; на III, VII, V, VI.
Ответ выделить.     

14. Дописать ступени и строение обращений Т5/3 в мажоре:

Мажор натуральный

Т5/3

Т6

T6/4

I

 

 

б.3 +                м.3 +                ч.4 +               

15. Написать ступени и строение обращений t5/3 в миноре:

Минор натуральный

t5/3

t6

t6/4

 

 

 

 

 

 

V. Темпы

1. Соединить линиями обозначение темпов с их пояснением:

Allegro        

подвижно        

Moderato        

        умеренно

Allegretto        

скоро

Andante

 

Adagio        

не спеша

медленно

 

VI. Штрихи

1. Соединить линиями обозначение штрихов с их значением:

Legato        

        отрывисто

Non Legato        

        связно

Snaccato                 не связно

VII. Нюансы

1. Соединить обозначение громкости звучания с пояснением:

Кроссворды

№ 1 – «Ладотональность» (Рис.13)

По горизонтали: 1 – Название слова, сочетающее свойства лада и тональности.

По вертикали:
1 – Название знаков альтерации перед нотами.
2 – Перенесение мелодии в другую тональность.
3 – Вид минора с VI#, VII#↑, ↓ - как натуральный.
4 – Название VII  и II ступеней лада.
5 – Название I ступени лада.
6 – Название ступеней II, IV, VI, VII.
7 – Тональности с общей I ступенью.
8 – Высота лада.
9 –Название знаков альтерации после ключа.
10 – Тональности с общими ключевыми знаками.
11 – Т-П-2Т-П-2Т – какой лад?
12 – 2Т-П-3Т-П – вид лада.
13 – Вид минора с VII# ступенью.
14 – Название ступеней I, III, V, VIII.
15 – Вид минора без изменений.

№ 2 – «Метроритм» (Рис.14)

По горизонтали: 1 - Слово, сочетающее свойства метра и ритма.

По вертикали:
1 – Прибор для измерения темпа.
2 – Чередование длинных и коротких звуков.
3 – Расстояние от одной сильной доли до следующей доли.
4 – Название ритма с точками справа возле нот.
5 – Восьмая пауза какой длительности ноты соответствует?
6 – Две цифры после ключа, показывающие, сколько долей в такте и длительность каждой доли.
7 – Объединение нот в группы по размеру пьесы.
8 – Чередование коротких и длинных звуков.
9 – Чередование сильных и слабых долей.

№ 3 – «Интервалы» (Рис.15)

По горизонтали: 1 – Созвучия из двух звуков.

По вертикали:
1 – Какие это простые интервалы 1(0т) ,4 (2,5т), 5(3,5т), 8 (6т)?
2 – Название интервалов > больших и чистых.
3 – Интервал, содержащий 3 тона.
4 – Октавная перестановка у интервала основания с вершиной.
5 – Название интервала, звуки которого взяты одновременно.
6 – Расстояние между двумя звуками.
7 – 0,5т; 1,5т; 4т; 5т – название этих интервалов.
8 – 1т; 2т; 4,5т; 5,5т – название этих интервалов.
9 – Название интервалов <  малых и чистых.

№ 4 – «Аккордика» (Рис.16)

По горизонтали: 1 – слово, раскрывающее особенности аккордов.

По вертикали: 1 – Название трезвучия, состоящее из б.3 + м.3.
2 – Сочетание 3-х и > звуков, взятых одновременно.
3 – Название аккорда, благозвучного звучания.
4 – Название трезвучия на I ступени лада.
5 – Название трезвучия, строение которого: м.3+б.3.
6 – Название аккорда, неблагозвучного звучания.
7 – Аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям.
8 -  Аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям.
9 – Перенос в аккорде нижнего звука на 8↑, остальные звуки повторяются без изменений (название этого приёма).

№ 5 – «Строение мелодии» (Рис.17)

По горизонтали: 1 – как называется конструкция мелодии (в два слова)?

По вертикали:
1 – Какого строения период из тематически разных предложений?
2 – какая ступень в конце 1 предложения?
3 – Часть предложения.
4 – Название каденции 1 предложения.
5 – Часть периода.
6 – Смещение мотива на другую высоту.
7 – Одноголосная последовательность звуков, выражающая законченную мысль.
8 – Какая ступень завершает период?
9 – Часть фразы.
10 – Как называется работа ученика, если он завершает данную мелодию сам?
11 – Название каденции 2 предложения периода.
12 – Как называется приём в сочинении, когда точно повторяются звуки, мотивы, фразы?
13 – Как называется мелодика, которая движется по звукам аккордов?
14 – Заключение предложений периода.
15 – Одночастная форма, выражающая законченную мысль.

Ответы к кроссвордам

№1 – «Ладотональность»

По горизонтали: 1 – ладотональность.
По вертикали: 1случайные; 2 – транспозиция; 3 – мелодический; 4 – вводные;
5 – тоника; 6 – неустойчивые; 7 – одноимённые; 8 – тональность; 9 – ключевые;
10 – параллельные; 11 – минор; 12 – мажор; 13 – гармонический; 14 – устойчивые;
15 – натуральный.

№2 – «Метроритм»

По горизонтали: 1метроритм.
По вертикали: 1 – метроном; 2 – длительности; 3 – такт; 4 – пунктирный;
5 – восьмой; 6 – размер; 7 – группировка; 8 – ритм; 9 – метр.

№3 – «Интервалы»

По горизонтали:1 – интервалы.
По вертикали:1 – чистые; 2 – увеличенные; 3 – тритон; 4 – обращение;
5 – гармонические; 6 – интервал; 7 – малые; 8 – большие; 9 – уменьшённые.

№4 – «Аккордика»
По горизонтали:1 – аккордика.
По вертикали:1 – мажорное; 2 – аккорд; 3 – консонанс; 4 – тоническое;
5 – минорное; 6 – диссонанс; 7 – трезвучие; 8 – септаккорд; 9 – обращение.

№5 – «Строение мелодии»

По горизонтали:1 – строение мелодии.
По вертикали:1 – контрастного; 2 – неустойчивая; 3 – фраза; 4 – половинная;
5 – предложение; 6 – секвенция; 7 – мелодия; 8 – первая; 9 – мотив;
10 – досочинение; 11 – заключительная; 12 – повтор; 13 – аккордовая;
14 – каденция; 15 – период.