Пояснительная записка
Методическая разработка по сольфеджио для 2 класса ДМШ, ДШИ написана для учащихся ОНИ, ОДИ, но её можно использовать для любых отделений (ФПО, ОСИ, ОДИ, ХСП), в зависимости от уровня группы. Работа состоит из трёх разделов, направлена на изучение теории. I раздел – теоретические вопросы; II раздел – теоретический тест. III раздел – кроссворды на основные теоретические темы 2 класса музыкальной школы: «Ладотональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккордика», «Строение мелодии». В первом разделе даны теоретические вопросы, предполагающие краткий ответ. Этот раздел состоит из 5 частей: «Лад и тональности», «Метроритм. Паузы», «Интервалы», «Аккорды», «Общие теоретические вопросы». К вопросам написаны ответы. Во втором разделе – теоретический тест, дополняющий первый раздел и закрепляющий темы: «Лад и тональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккорды. К ним добавляются темы, связанные с выразительными средствами: «Темпы», «Штрихи», «Нюансы». При повторении материала 1 класса можно использовать методическую разработку данного автора по сольфеджио для учащихся 1 класса ОНИ, ОДИ («Вопросы. Тест. Кроссворды»).
Теоретические вопросы по сольфеджио для учащихся 2 класса ОНИ, ОДИ
I. Лад и тональности
- Связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного звука? (Лад)
- Как называются I, III, V ступени лада? (Устойчивые)
- Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения? (Гамма).
- Сколько всего звуков в гамме? (8)
- Как называются звуки гаммы? (Ступени).
- II, IV, VI, VII - какие ступени лада? (Неустойчивые)
- Название I ступени лада? (Тоника).
- Какой ступенью чаще всего завершается мелодия? (I ступенью).
- Какие вводные звуки? (II и VII ступени лада).
- Название перехода неустойчивых звуков в устойчивые? (Разрешение).
- Как называется половина гаммы или звукоряд из 4-х звуков? (Тетрахорд).
- Сколько всего тетрахордов в гамме? (Два: нижний тетрахорд и верхний).
- Как называется окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевание).
- Какие ступени можно разрешить ↑ и ↓? (II и IV).
- Какую ступень можно разрешить только ↓, а какую только ↑? (VI; VII).
- Самое узкое расстояние между звуками? (Полутон).
- Что составляют два полутона? (Тон).
- Строение мажорной гаммы? (2Т-П-3Т-П).
- Какую окраску имеет мажорный лад? (Светлую, бодрую).
- Какую окраску имеет минор? (Мягкую, печальную).
- Строение минора? (Т-П-2Т-П-2Т).
- Название высоты лада? (Тональность).
- Название мажора и минора с общими ключевыми знаками? (Параллельные тональности).
- Какая ступень мажора является тоникой параллельного минора? (VI ступень).
- Какая ступень минора является тоникой параллельного мажора? (III ступень).
- Какое расстояние между тоникой мажора и параллельного минора (м.3 или 3 полутона).
- Каких видов бывает минор? (Натуральный, гармонический, мелодический).
- Какой вид минора с повышенными VI и VII ступенями вверх, а вниз – как натуральный (Мелодический).
- Минор с повышенной VII ступенью ↑ и ↓? (Гармонический).
- Минор без изменений? (Натуральный).
- Название мажора и минора с общей I ступенью? (Одноимённые тональности).
- Ключевые знаки Ре мажора и си минора? (Фа#, до#).
- Ключевые знаки Фа мажора и ре минора? (Сиb).
- Ключевые знаки Соль мажора и ми минора? (Фа#).
- Ключевые знаки До мажора и ля минора? (их нет).
- Ключевые знаки Сиb мажора и соль минора? (Сиb, миb).
- Особенность ключевых знаков? (Ставятся после ключа, действуют на протяжении всего сочинения).
- Особенность случайных знаков? (Ставят перед нотами и действуют только в одном такте).
- Перемещение мелодии из одной тональности в другую? (Транспозиция).
II. Метроритм. Паузы
- Чередование сильных и слабых долей? (Метр).
- Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).
- Знак молчания? (Пауза).
- Начало мелодии с неполного такта? (Затакт).
- На сколько частей происходит основное деление длительностей? (На две части).
- Расстояние от одной сильной доли до другой? (Такт).
- Как называются две цифры, стоящие после ключа, показывающие, сколько долей в такте и их протяжённость? (Размер).
- Какие изученные размеры простые? (2/4 и 3/4).
- Какой пройденный размер является сложным? (4/4).
- Как называется объединение нот в группы по размеру пьесы? (Группировка).
- Какая доля всегда сильная? (Первая).
- Какой ритм называется пунктирным? (Ритм с точками).
- На сколько удлиняет длительность точка, стоящая возле ноты справа? (На половину её длительности).
- Название пауз и их протяжённость соответствует основным длительностям? (Да).
- Как называется вертикальная черта, пересекающая нотный стан перед каждой сильной долей? (Тактовая черта).
III. Интервалы
- Расстояние между 2 звуками или созвучие из 2-х ззвуков? (Интервал).
- Название нижнего звука интервала? (Основание).
- Название верхнего звука интервала? (Вершина).
- Как называются интервалы, звуки которых взяты поочерёдно? (Мелодические).
- Как называются интервалы, звуки которых взяты одновременно? (Гармонические).
- Как называются благозвучные интервалы? (Консонансы).
- К какой группе относятся секунды, септимы, тритоны? (Диссонансы).
- Взависимости от количества тонов, какие бывают интервалы? (Малые, большие, чистые, увеличенные, уменьшённые).
- Название интервалов в пределах октавы? (Простые).
- Как называется октавная перестановка звуков в интервале? (Обращение).
- Как называются интервалы ум.5 и ув.4? (Тритоны).
- Сколько тритонов в натуральных ладах? (В мажоре -2, в миноре - 2).
IV. Аккорды
- Сочетание 3-х и более звуков, взятых одновременно? (Аккорд).
- Сочетание 3-х звуков, расположенных по терциям? (Трезвучие).
- Как называется трезвучие из б.3 и м.3? (Мажорное).
- Название трезвучия из м.3 и б.3? (Минорное).
- Трезвучие, построенное на I ступени? ( Тоническое).
- Какой буквой обозначают тоническое трезвучие в мажоре и в миноре? (Большой – в мажоре, малой – в миноре).
- Сколько обращений имеет трезвучие? (Два).
- Название 2-го обращения? (Квартсекстаккорд)
- Название первого обращения трезвучий? (Секстаккорд).
- Строение квартсекстаккорда? (кварта + терция).
- Строение секстаккорда? (терция + кварта).
V. Общие теоретические вопросы
- Название скорости музыки? (Темп).
- Название громкости музыки? (Динамика).
- Другое название динамических оттенков? (Нюансы).
- Группа звуков, близких по высоте? (Регистр).
- Основные регистры ф-но? (Низкий, средний, высокий).
- Приёмы звукоизвлечения? (Штрихи).
- Повторение темы в другом голосе непосредственно вслед за другим голосом (это – имитация, что означает с латинского - подражание)
- Поочерёдное проведение темы или ритма во всех голосах сочинения (канон).
- Одночастная форма? (Период).
- Часть предложения? (Фраза).
- Часть периода? (Предложение).
- Заключение предложения? (Каденция).
- Высший момент напряжения в музыке? (Кульминация).
- Повышение или понижение ступеней лада? (Альтерация).
- Пение по нотам? (Сольфеджирование).
- Проговаривание нот с дирижированием? (Сольмизация).
- Счёт долей, их протяжённость, определение темпа взмахом руки? (Дирижирование).
- Сочетание нескольких мелодий или ритмических рисунков одновременно (Партитура).
- Форма, состоящая из 2-х периодов? (Простая 2-х частная форма).
- Что значит остинато? (Это - упорный, повторяющийся мотив или ритм).
Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 2 класса ДМШ
I. Лад и тональность
1. Лад – это
1) чередование звуков;
2) связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного звука.
Подчеркнуть правильный ответ.
2. Соединить с ответами:
Вводные звуки |
окружение устойчивых ступеней соседними звуками |
Опевание |
I, III, V ступени |
Устойчивые звуки |
II, VII ступени |
Неустойчивые звуки |
II, IV, VI, VII ступени |
3. Найти верное строение лада и соединить линиями:
Мажор | Т-П-2Т-П-2Т |
Минор |
2Т-П-3Т-П |
4. Опорный звук лада – это V, IV, I, VI ступень. Подчеркнуть одну ступень.
5. Тональность – это
1) строение лада;
2) высота лада.
Выбрать верный ответ и подчеркнуть.
6. Разрешение – это
1) перестановка звуков;
2) переход неустойчивых звуков в устойчивые;
3) движение звуков.
Выбрать точный ответ и подчеркнуть его.
7. Определить правильное разрешение неустойчивых ступеней и соединить линиями:
II IV VI VII →I; III←и→V; I ←и→III; V←.
8. Транспонирование – это
1) перемещение мелодии на ступеньку вверх;
2) перемещение мелодии в другую тональность;
3) перемещение мелодии на ступеньку вниз.
Отметить верный ответ.
9. Соединить линиями три вида минора с ответами:
Минор натуральный | с VII# ↑и ↓ |
Минор гармонический |
минор без изменений |
Минор мелодический |
минор с VI# и VII#↑, а ↓ - как натуральный |
10. На каких ступенях полутоны в натуральных ладах (мажоре и миноре)? Соединить с ответом:
Мажор натуральный | II и V |
Минор натуральный |
III и VII |
11. Отметить цифрами верные ключевые знаки <Рис.1>:
12. Отметить цифрами верные параллельные тональности (большие буквы – мажор, маленькие – минор):_______________________
1) До-ля; 2) Сиb-соль; 3) Ре-фа; 4) Ре-си; 5) Фа-ля; 6) Фа-ре; 7) Соль-ми.
13. Написать цифрами правильные одноимённые тональности:________________
1) Фа-ре; 2) До-до; 3)Ре-си; 4) Ре-ре; 5) Сиb-до; 6) Соль-соль; 7) Фа-фа; 8) Сиb-сиb.
II. Метроритм
1. Написать половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, учитывая правописание штилей. <Рис.2>:
2. Поставить в ритме тактовые чёрточки, учитывая размер. <Рис.3>:
3. Дополнить такты нотами различных длительностей. <Рис.4>:
4. Заполнить такты паузами вместо крестиков. <Рис.5>:
5. В данных примерах поставить размеры. <Рис.6>:
6. Сочинить ритм в размере 2/4 или 3/4 на слова: А.Н.Плещеева: «Травка зеленеет, солнышко блестит; ласточка с весною в сени к нам летит»:
7. Придумать и написать ритмический аккомпанемент к мелодии польки. <Рис.7>:
8. Написать вариацию данной ритмической партитуры, изменяя ритм правой руки. <Рис.8, 9>:
9. Сочинить к ритмическому остинато левой руки ритм для правой руки. <Рис.10>:
10. Разделить на такты и сделать инструментальную группировку в размере 2/4. <Рис.11>:
11. Разделить на такты и сделать вокальную группировку. <Рис.12>:
III. Интервалы
1. К какой группе относятся интервалы? Указать стрелками:
1) ч.1, ч.8;
2) ч.4, ч.5;
3) м.3, б.3, м.6, б.6;
4) м.2, б.2, м.7, б.7
Диссонансы |
весьма совершенные консонансы |
совершенные консонансы |
несовершенные консонансы |
2. Отметить ступени в интервалах:
Прима | Секунда |
Секста |
Терция |
Квинта |
Октава |
Септима |
Кварта |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение (качественную величину) к интервалам: прима, секунда, терция (второй ряд):
|
Секунда |
Терция |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 тонов |
½ тона |
0 тонов |
½ тона |
1тон |
1,5 тона |
1тон |
1,5 тона |
2 тона |
2,5 тона |
4. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение (качественную величину) к интервалам: кварта, квинта, секста:
|
Квинта |
Секста |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2тона |
2,5 тона |
3 тона |
3 тона |
3,5 тона |
4 тона |
3,5 тона |
4 тона |
4,5 тона |
5 тонов |
5. Подписать по количеству тонов буквенное обозначение к интервалам: септима, октава:
|
Октава |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
4,5 тона |
5 тонов |
5,5 тонов |
6 тонов |
5,5 тонов |
6 тонов |
6,5 тонов |
6. В каком виде лада встречается ув.2? Отметить стрелкой:
1) Мажор натуральный;
2) Минор натуральный;
3) Минор гармонический;
4) Минор мелодический.
7. Сколько б.2 в натуральных ладах мажора и минора? Подчеркнуть цифру: 6, 4, 2, 5, 3, 1.
8. Сколько ув.4 и ум.5 в натуральных ладах (мажоре и миноре)?_____
9. Сколько б.7 в натуральных ладах?_______
10. Написать обращение интервалов:
б.7→ ; м.3→ ; ч.5→ ; м.2→ ;
ув.2→ ; ум.5→ ; ч.8→ ; б.6→ ;
м.7→ ; м.6→ .
11. Решить примеры с интервалами:
ч.8 - б.3= ч.5 – м.2= м.7 – ч.5= м.3 - м.2=
ч.8 – ч.5= б.7 – ч.4= б.6 – б.3 = м.7+б.2 =
ч.4+м.3 = ч.5 +м.2 = ч.1+ м.6 =
IV. Аккорды
1. Что получится, если к б.3 прибавить вверх м.3? Написать ответ обозначением:
2. Что получится, если к б.3 прибавить м.3 вниз? Написать ответ обозначением:
3. Если к м.3 прибавить б.3 вверх, что получится? Написать обозначением:
4. К м.3 вниз прибавить б.3. Ответ написать обозначением:
5. Какой интервал в крайних звуках Б5/3 и М5/3? Подчеркните этот интервал: м.6, ч.4, ч.5, б.6.
6. Какой звук надо повысить на ½ тона или понизить в Б5/3, чтобы получить М5/3?
Ответ:
1) средний повысить;
2) нижний звук повысить;
3) средний звук понизить.
Подчеркнуть правильный ответ.
7. Какой звук надо изменить на ½ тона, чтобы из М5/3 получить Б5/3?
1) средний звук надо понизить;
2) средний звук повысить;
3) верхний звук повысить.
8. На какой ступени Т5/3? Подчеркнуть верную цифру: II, V, I, III, IV.
9. Какие обозначения трезвучий применяются в ладу?
Ответ подчеркнуть: Б5/3, Т5/3, М5/3, t5/3.
10. Какие обозначения трезвучий применяются вне лада?
Ответ почеркнуть: Б5/3, Т5/3, t5/3, М5/3.
11. Сколько М5/3 в минорном ладу? Подчеркнуть цифру, написать в скобке, на каких ступенях: 3, 2, 4;
12. Сколько М5/3 в мажоре? На каких они ступенях? 2, 3, 4; на II, VII, III, VI.
Ответ отметить.
13. Сколько Б5/3 в миноре? На каких они ступенях? 1, 3, 2; на III, VII, V, VI.
Ответ выделить.
14. Дописать ступени и строение обращений Т5/3 в мажоре:
|
||
Т5/3 |
Т6 |
T6/4 |
I |
|
|
б.3 + | м.3 + | ч.4 + |
15. Написать ступени и строение обращений t5/3 в миноре:
Минор натуральный | ||
t5/3 |
t6 |
t6/4 |
|
|
|
|
|
|
V. Темпы
1. Соединить линиями обозначение темпов с их пояснением:
Allegro |
подвижно |
Moderato |
умеренно |
Allegretto |
скоро |
Andante |
|
Adagio |
не спеша |
медленно |
|
VI. Штрихи
1. Соединить линиями обозначение штрихов с их значением:
Legato |
отрывисто |
Non Legato |
связно |
Snaccato | не связно |
VII. Нюансы
1. Соединить обозначение громкости звучания с пояснением:
Кроссворды
№ 1 – «Ладотональность» (Рис.13)
По горизонтали: 1 – Название слова, сочетающее свойства лада и тональности.
По вертикали:
1 – Название знаков альтерации перед нотами.
2 – Перенесение мелодии в другую тональность.
3 – Вид минора с VI#, VII#↑, ↓ - как натуральный.
4 – Название VII и II ступеней лада.
5 – Название I ступени лада.
6 – Название ступеней II, IV, VI, VII.
7 – Тональности с общей I ступенью.
8 – Высота лада.
9 –Название знаков альтерации после ключа.
10 – Тональности с общими ключевыми знаками.
11 – Т-П-2Т-П-2Т – какой лад?
12 – 2Т-П-3Т-П – вид лада.
13 – Вид минора с VII# ступенью.
14 – Название ступеней I, III, V, VIII.
15 – Вид минора без изменений.
№ 2 – «Метроритм» (Рис.14)
По горизонтали: 1 - Слово, сочетающее свойства метра и ритма.
По вертикали:
1 – Прибор для измерения темпа.
2 – Чередование длинных и коротких звуков.
3 – Расстояние от одной сильной доли до следующей доли.
4 – Название ритма с точками справа возле нот.
5 – Восьмая пауза какой длительности ноты соответствует?
6 – Две цифры после ключа, показывающие, сколько долей в такте и длительность каждой доли.
7 – Объединение нот в группы по размеру пьесы.
8 – Чередование коротких и длинных звуков.
9 – Чередование сильных и слабых долей.
№ 3 – «Интервалы» (Рис.15)
По горизонтали: 1 – Созвучия из двух звуков.
По вертикали:
1 – Какие это простые интервалы 1(0т) ,4 (2,5т), 5(3,5т), 8 (6т)?
2 – Название интервалов > больших и чистых.
3 – Интервал, содержащий 3 тона.
4 – Октавная перестановка у интервала основания с вершиной.
5 – Название интервала, звуки которого взяты одновременно.
6 – Расстояние между двумя звуками.
7 – 0,5т; 1,5т; 4т; 5т – название этих интервалов.
8 – 1т; 2т; 4,5т; 5,5т – название этих интервалов.
9 – Название интервалов < малых и чистых.
№ 4 – «Аккордика» (Рис.16)
По горизонтали: 1 – слово, раскрывающее особенности аккордов.
По вертикали: 1 – Название трезвучия, состоящее из б.3 + м.3.
2 – Сочетание 3-х и > звуков, взятых одновременно.
3 – Название аккорда, благозвучного звучания.
4 – Название трезвучия на I ступени лада.
5 – Название трезвучия, строение которого: м.3+б.3.
6 – Название аккорда, неблагозвучного звучания.
7 – Аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям.
8 - Аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям.
9 – Перенос в аккорде нижнего звука на 8↑, остальные звуки повторяются без изменений (название этого приёма).
№ 5 – «Строение мелодии» (Рис.17)
По горизонтали: 1 – как называется конструкция мелодии (в два слова)?
По вертикали:
1 – Какого строения период из тематически разных предложений?
2 – какая ступень в конце 1 предложения?
3 – Часть предложения.
4 – Название каденции 1 предложения.
5 – Часть периода.
6 – Смещение мотива на другую высоту.
7 – Одноголосная последовательность звуков, выражающая законченную мысль.
8 – Какая ступень завершает период?
9 – Часть фразы.
10 – Как называется работа ученика, если он завершает данную мелодию сам?
11 – Название каденции 2 предложения периода.
12 – Как называется приём в сочинении, когда точно повторяются звуки, мотивы, фразы?
13 – Как называется мелодика, которая движется по звукам аккордов?
14 – Заключение предложений периода.
15 – Одночастная форма, выражающая законченную мысль.
Ответы к кроссвордам
№1 – «Ладотональность»
По горизонтали: 1 – ладотональность.
По вертикали: 1 – случайные; 2 – транспозиция; 3 – мелодический; 4 – вводные;
5 – тоника; 6 – неустойчивые; 7 – одноимённые; 8 – тональность; 9 – ключевые;
10 – параллельные; 11 – минор; 12 – мажор; 13 – гармонический; 14 – устойчивые;
15 – натуральный.
№2 – «Метроритм»
По горизонтали: 1 – метроритм.
По вертикали: 1 – метроном; 2 – длительности; 3 – такт; 4 – пунктирный;
5 – восьмой; 6 – размер; 7 – группировка; 8 – ритм; 9 – метр.
№3 – «Интервалы»
По горизонтали:1 – интервалы.
По вертикали:1 – чистые; 2 – увеличенные; 3 – тритон; 4 – обращение;
5 – гармонические; 6 – интервал; 7 – малые; 8 – большие; 9 – уменьшённые.
№4 – «Аккордика»
По горизонтали:1 – аккордика.
По вертикали:1 – мажорное; 2 – аккорд; 3 – консонанс; 4 – тоническое;
5 – минорное; 6 – диссонанс; 7 – трезвучие; 8 – септаккорд; 9 – обращение.
№5 – «Строение мелодии»
По горизонтали:1 – строение мелодии.
По вертикали:1 – контрастного; 2 – неустойчивая; 3 – фраза; 4 – половинная;
5 – предложение; 6 – секвенция; 7 – мелодия; 8 – первая; 9 – мотив;
10 – досочинение; 11 – заключительная; 12 – повтор; 13 – аккордовая;
14 – каденция; 15 – период.