«Победа Английской буржуазной революции середины XVII века привела к утверждению
капиталистического способа производства в качестве господствующего в Англии наряду
с Голландией и тем самым придала процессу формирования капитализма необратимый характер.»
М.А. Барг
Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков.
Цели урока:
- Формирование критического исторического мышления учащихся на примере событий Английской буржуазной революции XVII века. Создание условий для понимания причин и последствий революции и связи между зарождением капиталистических отношений и Английской революцией.
- Продолжить формирование компетенций учащихся, а именно: работа с историческими документами, составление таблиц, характеристика деятельности выдающихся личности О. Кромвеля. Развивать умения сравнения абсолютной конституционной монархии и высказывать собственное мнение относительно изменений в обществе путем революций.
- Воспитание патриотизма, любви к родине на сравнении событий и личностей Английской буржуазной революции XVII века и Национально-освободительной войны украинского народа середины XVII века под руководством Б. Хмельницкого.
Оборудование урока:
- Учебник по всемирной истории за 8 класс
- Портреты выдающихся личностей периода революции (О. Кромвель, В. Оранский, Карл I)
- Классная доска, заранее готовая к уроку.
- Карта «Европа, XVII столетие»
- Атласы по всемирной истории 8 класс
- Раздаточный материал для учащихся
Основные термины и понятия, изучаемые в ходе урока:
- «Долгий» парламент
- Индепеденты
- Республика
- Диггеры
- Левеллеры
- Протекторат
- Политическая реставрация
- «Славная революция»
- Билль о правах
Основные даты:
- 1640 – 1660 г.г. – Английская революция
- 1645 г. – битва при Нейсби
- 1651 г. – навигационный акт
- 1660 г. - реставрация Стюартов
- 1688 г. – государственный переворот
- 1689 г. – Билль о правах
Ожидаемые результаты: Учащиеся учатся называть даты и события революции, показывать на карте основные события революции, применять и пояснять на примерах понятия и термины, характеризовать деятельность выдающихся личностей Английской революции, сравнивать абсолютную и конституционную монархию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка предыдущего домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам и заданиям параграфа учебника.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель объявляет тему урока, его план, цели урока и формы работы.
План изучения нового материала:
- Социально-экономическое развитие Англии накануне революции
- Политические, экономические, социальные предпосылки революции
- Начало революции
- Гражданские войны
- Английская республика
- Протекторат Оливера Кромвеля
- Реставрация Стюартов
- Яков II. Декларация про веротерпимость. «Славная революция»
2. Учитель ставит перед учащимися проблемное задание: «Зависит ли успех деятельности человека от черт его характера, особенно от умения идти на компромисс?»
3. Учащиеся получили опережающее домашнее задание (по теме урока).
Класс поделился на три группы, каждая из которых должна была, прочитав соответствующий параграф учебника, выяснить, что было причинами революции (1 группа – экономические причины, 2 группа – политические причины, 3 группа – социальные причины)
Учитель, рассказав о социально-экономическом и политическом развитии Англии того периода, предоставляет слова представителям групп, каждый из которых раскрывает свою группу причин революции. Учащиеся в это время заполняют таблицу (Смотри Приложение).
4. Учитель рассказывает о социально-экономическом развитии Англии того времени, учащиеся в это время продолжают заполнять таблицу.
5. Учитель рассказывает о событиях революции в Англии, акцентируя внимание учащихся на основных понятиях и терминах изучаемого материала. На доске записаны основные даты революции. Учащиеся по ходу рассказа учителя продолжают заполнять таблицу соответственно датам и событиям.
6. Работа с учебником и историческими документами. Учащимся предлагается в тексте учебника и исторических документов определить, в чем состоял итог революции и записать его в таблицу.
IV. Закрепление (рефлексия) изученного материала.
Учитель ставит вопрос: «С помощью метода «микрофона» назовите, пожалуйста, что для себя нового об Англии XVII века вы узнали на уроке?»
В силу недостаточности времени на уроке, ответ на проблемный вопрос переносится в домашнее задание.
V. Объяснение нового домашнего задания:
- Прочесть соответствующих параграф учебника.
- Написать интервью с заседания английского парламента, где решался вопрос о казни короля Карла I.
VI. Подведение итогов урока, анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.