Молодой учитель в школе

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом


Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных  установок личности. Школа сегодня призвана создавать условия  для  развития и саморазвития личности ученика. Это по силам тем педагогам, которые способны не только передавать знания Учащимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе (СУЗе), достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу, а с годами. Отсюда задача администрации школы видится нами в организации целенаправленной оперативной помощи начинающим молодым учителям в приобретении практического  опыта, включающего  когнитивные  (познавательные) проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные и другие умения. Раскроем их:

Познавательные умения:

  • легкая ориентация в содержании образования;
  • распознавание внутреннего состояния учащихся;
  • осуществление контроля за своим психологическим состоянием, результатами собственной деятельности, ее достоинствами и недостатками.

Проектировочно-конструктивные умения:

  • формирование цели и задачи педагогического процесса; 13 планирование системы работ, отбор оптимального содержания информации;
  • проектирование деятельности учащихся, в которой необходимая информация может быть усвоена;
  • проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторские умения:

  • строительство перспективных и организаторских планов самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т.д.);
  • разработка технологии;
  • выбор оптимальные методы и средства их реализации; организовать эффективную систему контроля, самоконтроля обратной связи с объектами взаимодействия;

Коммуникативные умения:

общение, обмен информацией и на этой основе налаживание педагогически целесообразных отношений с участниками педагогического процесса. Основные средства общения - слова и речь, мимика и жесты.

Таким образом, названные умения формируются на базе системы знаний. Основными элементами педагогической структуры знании учителя являются:

  • знание содержания предмета;
  • знание правил осуществления образовательной деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);
  • знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (труд, общение, познание);
  • знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Результативность педагогической деятельности молодого учителя зависит не только от названных знаний и умений, а также от личностных качеств педагога. К числу наиболее важных, на наш взгляд, относятся такие, как рефлексивность, эмпатичность, общительность, эмоциональная привлекательность, гибкость личности, способность к сотрудничеству.

Кратко охарактеризуем некоторые:

  • рефлексивность - это обращенность сознания учителя на самого себя, учет представления учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность учеников;
  • эмпатичность - улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам, умение поставить себя на место другого;
  • общительность - умение быстро улавливать контакт с людьми, входить в коллектив. Основной смысл общения - достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что способствует формированию ценностного осознания его отношения к другим людям и к самому себе.

Педагогическую работу в школе после окончания ВУЗа (СУЗа) в течение 5 лет можно назвать стажировкой, в которой учитель набирается педагогического опыта, а также проходит испытание на правильность выбора профессии педагога. Несостоявшийся учитель - это трагедия для нескольких десятков юных человеческих судеб.

Каковы же задачи и содержание стажировки молодых учителей? Основная задача стажировки - приобретение практических навыков для педагогической деятельности:

  • умение применять теоретические знания, полученные в ВУЗе, в конкретной практической работе;
  • приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы с детьми;
  • изучение передового педагогического опыта и стремление к его освоению, поиск методов и современных технических средств обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;
  • выявление профессионально значимых личностных качеств молодых учителей в целях наиболее рационального использования их в системе образования.

Содержание стажировки определяется тем, что от начинающего специалиста школа ждет работающего учителя, а не пассивного наблюдателя. Это значит, что молодой учитель должен иметь соответствующую образовательную подготовку, современный уровень знания своего предмета, а также педагогики и психологии; знание теории и Методики воспитательной работы с классом.

Изучение опыта организации стажировки позволяет назвать не сколько основных условий, от выполнения которых зависит управление процессом стажировки. Управлять процессом стажировки - значит осуществлять организационную, учебно-методическую деятельность
Организационная деятельность осуществляется школой, органами образования. Основные аспекты этой деятельности - учет стажеров, организация практической методической помощи стажерам и их наставникам (выезды в школы, семинары стажеров, наставников-школы педагогического мастерства; недели молодого учителя, семинары наставников стажеров, индивидуальные консультации в отделах образования).

Учебно-методическая деятельность  включает  в себя следующие вопросы обучения стажеров:

  • перспективное  и тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в школе;
  • планирование учебно-воспитательной работы по предмету;
  • разработку поурочных планов;
  • планирование внеклассной работы в соответствии с планом работы (воспитательной) школы;
  • оказание индивидуальной помощи учащимся по предмету;
  • организацию внеклассной работы по предмету в форме фронтальной (экскурсии, просмотр  учебных  и   научно-популярных фильмов, конференции, лекции), групповой (кружок, олимпиада, поход, диспут и др.) и индивидуальной работы с учащимися;
  • использование на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих  познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, руководство самостоятельной работой учащихся, эксперимент, демонстрация);
  • участие в оформлении кабинета школы и организации работы в них учащихся;
  • участие в организации одного из общешкольных мероприятий по своему предмету (тематический вечер, день здоровья, день птиц);
  • включение стажера в состав школьного М/О и активное участие в его работе;
  • выбор и разработка стажером с помощью своего руководителя одной методической темы и написание по ней реферата (реферат обсуждается на заседании школьного М/О);
  • изучение стажером лабораторного оборудования, технических средств обучения и наглядных пособий школы с последующим использованием их в учебной деятельности;
  • посещение стажером уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе, изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных учителей школы;
  • провести за время стажировки не менее двух открытых уроков;
  • анализ знаний учащихся, используя различные формы опроса (контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и фронтальный опрос и др.);
  • систематическое знакомство с педагогической и методической литературой и участие в ее обсуждении.

Взаимодействие школы, органов образования, институтов повышения квалификации, вузов позволяет создать систему педагогического руководства стажировкой молодых учителей, включающую 4 этапа:

1.  Ознакомительный. Задача: подготовить студентов-выпускников к работе по специальности.

2.  Первоначальное включение молодого учителя в педагогическую деятельность в конкретной школе.

3.  Выполнение им программы стажировки в сотрудничестве с наставниками, коллективом учителей.

4.  Подведение итогов стажерской практики.

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ

1.  Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей.

2. Найди себя, свой образ.

3. Не замыкайся в своем учительстве.

4.  Будь счастливым, будь оптимистом.

5. Будь честным и правдивым.

6. Цени юмор в общении с учениками.

7.  Не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.

8. Помни о комплексном характере учительского труда.

9. Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей. Абсолютных правил нет. Думай сам!

ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ УРОКА УЧИТЕЛЕМ

1. Краткая учебная характеристика класса.

2.  Тема урока. Место данного урока в системе уроков по программе. Знания и умения учащихся, формируемые в процессе изучения темы.

3.  На решение каких задач обучения, воспитания и развития учащихся рассчитан урок?

4.  Аргументация отбора учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся.

5.  Обоснование выбора типа, структуры урока, форм, методов, средств обучения. Соответствуют ли методы урока его задачам и материалу.

6. Система самостоятельной работы учащихся.

7.  Формы, методы, средства контроля знаний и умений, применяемые на уроке с целью объективной оценки труда учащихся.

8.  Оценка результатов урока, состояние сознательной дисциплины учащихся. Какие затруднения возникли у класса, отдельных учеников,  почему?  Смогли ли они их преодолеть? Удовлетворенность уроком, его отдельными частями. Факторы, оказавшие положительное или отрицательное влияние на подготовку и проведение урока.

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. (Д.С.Лихачев)