Цели урока:
- обобщить прочитанные произведения по заданным параметрам;
- обучить правильному называнию книги (автор, заглавие);
- обучить ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению);
- проверка усвоения предметных и универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения материала.
- уметь определять тему и основную мысль произведения;
- различать особенности жанровых характеристик (рассказ - проза, стихотворение - поэзия, сказка - фольклор);
- выделять в тексе главное и второстепенное, ставить вопросы по прочитанному;
- уметь изучить неизвестную книгу, ориентироваться в большом текстовом массиве и в словаре;
- самостоятельно ставить цели урока после предварительного обсуждения;
Универсальные учебные действия:
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения;
- умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность;
- осуществлять контроль и самооценку процесса деятельности, вносить соответствующие коррективы в свои действия;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками, развивать умение слушать собеседника;
- отстаивать собственную точку зрения;
- учиться работать в группе, проводить исследовательскую работу;
- развитие библиографических умений;
- расширение читательского кругозора;
- формирование отношения к литературе, как к искусству.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2015;
- таблички с девизом урока («Чтение - вот лучшее учение»), с фамилиями изученных авторов и их годами жизни (К.И. Чуковский 1882-1969, С.Я. Маршак 1887-1964, С.В. Михалков 1913-2009, А.Л. Барто 1906-1981, Н. Н. Носов 1908-1976);
- «Лента времени», полоска с нанесёнными делениями;
- карточки с заданием, листы самооценки;
- таблички с опорными словами для работы группы, фото авторов, их Ф.И.О., лист А3, клей - карандаш;
- выставка книг этих писателей;
- предметы, книги (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского - 1 группе, С.В. Михалкова, А.Л. Барто - 2 группе, Н.Н. Носова - 3 группе) и задания для работы в группах;
- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация по теме урока.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формирование УУД, |
||||||||||
1. Организационный момент | Звучат позывные радиостации «Детство». - Проверьте готовность к уроку. На партах у Вас лежат учебники чтения, цветовые веера, карточки с заданием, листы самооценки с заданиями. |
Стоят возле своих парт.
Дети поворачиваются к гостям и кивают головой. |
Личностные: готовность к обучению, отношение к окружающим. | ||||||||||
- Ребята, а что вы слышали в начале урока? - Да, это позывные радиостанции. - Как вы думаете, что для чего они нужны? |
- Позывные радиостанции.
- Чтобы привлечь внимание. |
||||||||||||
- Итак, внимание, я предлагаю Вам совершить экскурсию на радиостанцию «Детство»? - Что такое радиостанция? - Это предприятие (учреждение) массовой информации, занимающееся радиовещанием. |
Радиостанция — устройство, комплекс устройств или система инженерных сооружений и радиоэлектронных приборов, предназначенное для приёма и/или передачи радиоволн. | Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность в рамках системно-деятельностного подхода. | |||||||||||
- Люди, каких профессий там работают? - Предлагаю вам сегодня поработать в роли корреспондентов, дикторов, и литераторов - искусствоведов и создать нашу телепередачу «Что читают наши сверстники?» |
- Дикторы, корреспонденты, литераторы, историки, искусствоведы. | ||||||||||||
- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? - А как вы думаете, что для этого нужно? - Пожелаем себе удачи, похлопаем в ладоши. |
- Интересным, поучительным. - Внимательно слушать учителя, товарищей, быстро и чётко отвечать. Дети хлопают в ладоши. |
||||||||||||
2. Актуализация знаний и затруднений в учебном действии | Речевая разминка - Что нужно диктору для работы? - Потренируемся. Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки. |
Учитель открывает девиз урока «Чтение - вот лучшее учение». (Табличка на доске). - Хорошая дикция, интонация, выразительная речь. |
Познавательные: Коммуникативные: умение внимательно слушать собеседника. Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Расширение читательского кругозора. |
||||||||||
Над Жорой жук, жужжа, кружит. |
Дети читают. |
||||||||||||
- Прочитайте девиз с разной интонацией:
радости, грусти, удивления. - Книги А. С. Пушкин любил страстно. Для него они были живыми, очень дорогими существами, друзьями. Когда смертельно раненного на дуэли поэта привезли домой, и он узнал, что его «жизнь кончена», он |
Читают желающие ученики. А.С. Пушкин |
||||||||||||
- Сегодня на урок вы тоже принесли своих друзей. Вот они на выставке. - Почему именно эти книги вы принесли? |
- Произведения авторов этих книг мы изучали на уроках чтения. |
||||||||||||
3. Постановка цели урока, учебной задачи, планирование своей деятельности | - Как вы думаете, зачем нам нужны эти книги? - Составим режим работы, что мы сегодня будем делать на радиостанции «Детство». Слайд презентации. |
- Мы будем изучать книги, рассматривать, вспоминать прочитанные произведения этих авторов из раздела учебника «Писатели-детям», закреплять пройденный материал уроков. | Регулятивные: |
||||||||||
1. Вспомним детских авторов и их произведения. 2. Составим ленту времени с этими писателями. - Что мы делаем на обобщающих уроках? 3. Литературные игры. 4. Блиц-турнир. Цветоцифровой диктант. Мы проведём небольшое 5. Исследование «Что читают мои сверстники?» 6. Оценим свою работу. |
Помогают сформулировать учебную задачу.
- Играем в литературные игры, проводим тесты и проверочные работы, отвечаем на вопросы в учебнике. |
||||||||||||
4. Воспроизведение полученных знаний и умений | Звучит музыка: позывные радиостанции. Предлагаю поиграть. - Игра «Вспоминай-ка». |
Дикторы, заранее подготовленные ученики выразительно читают отрывки изученных стихотворения и прозы. | Познавательные: Коммуникативные: умение внимательно слушать собеседника, уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками; |
||||||||||
- Представьте себе, что мы работники радиостанции «Детство». (Задания для групп - Приложение 2) - Слово предоставляется дикторам. Прочитайте выразительно выученные отрывки, помогайте себе мимикой, жестами, голосом. Задача всем остальным: Я сегодня сбилась с ног Нам учиться, лодырям |
Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху. Сидящие за партами дети угадывают автора и название. |
||||||||||||
- Все ли произведения и авторов мы назвали? - Оцените свою работу в листе самооценки. (Приложение 1). Как вы вспомнили произведения детских писателей. |
- Нет. - В конце учебника, в содержании.
- Стихи и проза. - В стихотворение есть рифма, ритм, много слов, передающих настроение поэта. В рассказе есть сюжет, главные и второстепенные герои, описаны события, которые могли быть на самом деле. |
||||||||||||
5. Физкультминутка | - Речевая разминка продолжается. Немного отдохнём. - Встаньте возле своих парт. Я буду читать слова, а вы звукоподражайте и изображайте животных, чтобы радиослушатели поверили, что в эфире - животные. |
Дети встают и мяукают, кукарекают, квакают… Свинки замяукали: |
Цель: снять усталость и напряжение; |
||||||||||
Садитесь. | |||||||||||||
6. Работа в парах. Дифференцированный подход | Это стихи из какого произведения? Какого автора? | - «Путаница» К.И. Чуковского. | Регулятивные: умение самостоятельной работы и работы в паре. Коммукативные: умение задавать вопросы. |
||||||||||
Игра в парах «Путаница». Вспомним правила работы в парах. 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Своё несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси. В карточках поставьте подписи-фамилии, соедините стрелкой слово и его определение. Эти слова из словаря учебника. Вам знакомы, у вас всё получится! Чья пара выполнит название, подайте знак «домик». |
Дети работают по заданию карточки.
|
||||||||||||
- Другое задание - соедини начало предложения - пословицы и конец пословицы. Поспешить…. Учитель на слайде презентации показывает выходящие правильные ответы. |
Желающие дети задают вопросы с микрофоном паре, учащиеся зачитывают свои ответы. | ||||||||||||
7. Закрепление и повторение. Включение изученного материала в новые жизненные ситуации. Работа в группе |
- Ребята, а как называется разговор между двумя людьми, например, корреспондента и писателя, по-другому? Это слово английского происхождения. | - Интервью. | Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: развитие временных отношений, умения |
||||||||||
- А какое лексическое значение этого слова? - Поручим двум корреспондентам в толковом словаре С. Ожегова найти и прочитать значение слова интервью. - Даю задание корреспондентам: «Возьмите интервью у наших писателей об их творчестве». - Чтобы взять интервью надо знать автора в лицо. |
Дети не отвечают. | ||||||||||||
Игра «Угадай-ка». - Угадай-ка кто это? На слайде - фото автора дети называют его им, отчество, фамилию. Учитель на доске крепит таблички с их Ф.И.О. и таблички с годами жизни. - Посмотрите на таблички с годами жизни писателей. Корреспонденты сможете ли вы взять интервью у этих авторов? - Расположите эти таблички на ленте времени. Учитель крепит на доску ленту времени. |
Дети называют - Нет. Никто из писателей сейчас не живёт. Дети - корреспонденты располагают на ленте времени фамилии писателей. |
||||||||||||
- Кто жил раньше всех? - Кто являлся нашим современником? - Этих авторов можно назвать сверстниками, они родились и жили и творили примерно в одно и то же время. - Прочитайте из словаря, что такое интервью? Спасибо - корреспондентам за сотрудничество. Оцените свою работу в листе самооценки и кружочком - цветом на веере покажите. Этап работы - «Лента времени». (Приложение 1). |
- Самуил Яковлевич Маршак. Интервью́ — разновидность, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. |
||||||||||||
8. Закрепление и повторение. Продолжение | - Теперь попросим литераторов - искусствоведов разобраться в опорных словах из известных вам произведений. Игра для искусствоведов «Собирай-ка». - Буквы рассыпались в анаграммы. Составьте по одному слову на доске. |
Дети третьего ряда собирают слова-героев произведений. Федора – дфеаро |
Познавательные: |
||||||||||
- В каком произведении предметы показаны как живые? Какой приём использовал автор? |
- «Федорино горе», «Живая шляпа». |
||||||||||||
- А у Н.Носова разве живая шляпа? - Зачем это понадобилось К.И.Чуковскому? |
- Нет. Под ней был котёнок, вот она и шевелилась как живая? - К.И. Чуковский использовал приём «олицетворение». Чтобы дети удивились и поняли, что надо соблюдать правила гигиены, чистоту и порядок, а то посуда «обидится и убежит» от хозяйки. |
||||||||||||
- На что похожи стихотворения К.И. Чуковского? | - На сказку. | ||||||||||||
- Да, его жанр творчества так и называют сказки в стихах. - Какой главные признаки сказки? |
- Наличие вымысла, сказочные герои, предметы, волшебство, повторы, слова-прибаутки, чудеса и т.д. | ||||||||||||
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа с учебником |
- Все дети поиграйте со мной в игру «Да-нет-ка». Я загадаю имя героя (Федора). Задавайте мне так вопросы, чтобы я могла ответить «да» или «нет». Отгадайте, какого героя я загадала? - Откройте учебники на стр. 69 и прочитайте обобщающий вопрос № 6. - Игра «Рассуждай-ка». Посмотрите на слайде иллюстрацию Владимира Григорьевича Сутеева. Какая здесь изображена Федора? Такой вы себе её представляли. |
Дети читают: - Какой ты себе представляешь Федору из стихотворения К.И. Чуковского? Рассмотри рисунок на стр. 19. Какой момент изобразил художник? Найди и прочитай эти строки. |
Цель: Коммуникативные: |
||||||||||
10. Физкультминутка. Ассоциации | - Литераторы-искусствоведы послушайте музыку. Учитель включает минусовку детской песенки - «Добрый жук». Слова Е.Шварца, мелодия А.Спадавеккиа. - Что подсказала нам музыка? |
- В музыке передаётся настроение и ритм, эту песню пела Золушка на балу и танцевала, все гости бала радовались. («Золушка» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро). |
Цель: развитие ассоциативного мышления, формирование отношения к литературе, как к искусству. |
||||||||||
- Что вы себе представляете, услышав слова: верёвочка, девочка, радость? - Потанцуйте и вы порадуйтесь. Учитель включает песенку со словами. |
В стихотворении А.Л. Барто «Верёвочка» тоже чувствуется ритм. Девочка Лидочка скачет на скакалке, все рады весне. Одна ученица показывает, а дети повторяют её движения, танцуют по музыку. |
Познавательные: |
|||||||||||
11. Фронтальная работа. Самоконтроль и самооценка деятельности. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) |
- Спасибо за сотрудничество искусствоведам. Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу «+» или «-» на этапе 3 «Играй-ка». (Приложение 1). | 1. Михалкова зовут Самуил Яковлевич. (Нет. Сергей Владимирович). 2. В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька. (Да) 3. В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Нет. Розы) 4. Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написала А. Л. Барто. (Да) 5. Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя. (Да) 6. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Нет. Васька) |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
||||||||||
Переходим к 4 этапу. «Блиц-турнир». - Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА - ставьте 1 в лист самооценки и показывайте зелёный сигнал как у пешеходного светофора, если утверждение неверное, ставьте 0 и показывайте красный сигнал. Будьте внимательны, предложения читаются только один раз! - На слайде презентации правильные ответы, дети проверяют и, ставя себе отметку. Ответы: 010110 - Поднимите руки, кто получил хорошую отметку! Молодцы! Вы готовы участвовать в радиопередаче! |
Цель: |
||||||||||||
12. Исследовательская работа. Работа в группах | Цель: поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос. - Сейчас вы проведёте собственное исследование «Что читают наши сверстники?». Вы познакомитесь с принесёнными книгами-друзьями. Составите рекламу ваших книг. - По вашим рассказам мы составим радиопередачу для радиостанции «Детство». - Повторим правила работы в группе (на слайде): 1. Распределите роли в группе. (- Кто следит за временем (7 мин. на подготовку)? - Кто задаёт вопрос, если что-то непонятно? - Кто составляет лист рекламы? - Кто держит книги, кто говорит рекламу?) 2. Внимательно прочитайте задание. 3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого. 4. Не перебивай говорящего. |
Представляют результаты работы: высказывают своё мнение, зачитывают отрывки из текста. Находят нужную информацию, используя несколько источников. Рассказ 1 группы (дикторы). Рассказ 2 группы (корреспонденты). Наши сверстники читают книги С.В. Михалкова и А.Л. Барто. Рассказ 3 группы (искусствоведы). |
Цель: |
||||||||||
На карточках-заданиях наводящие вопросы и опорные слова, ответив на них, дети составят рассказ. - Читайте детские книги, ведь «Чтение - лучшее учение»! |
Потому что они пишут интересно, весело, радуются детским поступкам, помогают избавиться от недостатков, учат добру. (Если дети затрудняются ответить, то надо открыть учебники на стр. 68, выбрать ответ в обобщающем вопросе № 2). | ||||||||||||
14. Дифференцированное домашнее задание | Домашнее задание - по выбору. 1. Подобрать пословицу к любому произведению раздела «Писатели - детям!» 2. Составить рассказ о любимом авторе и его произведении. 3. Нарисовать рисунок к любому произведению раздела. |
Дети выбирают и записывают домашнее задание. | |||||||||||
15. Рефлексия. Итог урока
|
- Закончим работу в листах самооценки. (Приложение 1). - Оцените этап урока «Исследование». Поставьте знак «+» или «-» в листе самооценки. Итоговый балл я поставлю после проверки листов самооценки. Учитель ставит отметки за урок. (Вернулись к слайду «Режим работы») |
Дети заканчивают работу по уроку в листе самооценки. | |||||||||||
- Всё ли запланированное мы выполнили? - Вернёмся к девизу урока. Объясните «Чтение-лучшее учение?» |
- Да. - Мы должны были изучить, рассмотреть, принесённые книги, вспомнить прочитанные произведения этих авторов. Цели мы достигли. |
||||||||||||
- Какую новую информацию вы сегодня нашли? Закончите предложения по итогам урока. - Прочитайте последнее предложение с листа самооценки. Выберите подходящее утверждение. |
- Научились изучать неизвестные книги, узнали о ленте времени, были участниками радиопередачи т.д. Материал урока мне был понятен/непонятен; полезен/бесполезен; интересен/неинтересен. |
||||||||||||
- Кто считает, что хорошо поработал, вам всё понятно поставьте восклицательный знак в теме нашего урока «Писатели - детям». - Кто немного ошибался при ответах, было неактивный или сильно устал, поставьте точку. - Кто своей работой недоволен, ему было неинтересно, урок показался длинным и непонятным, поставьте знак вопроса в теме урока. Тема - в самом начале листа самооценки. |
Дети расставляют знаки препинания в листе самооценки и сдают их учителю. | ||||||||||||
- Урок окончен. Поблагодарим всех за работу, похлопаем, повернёмся к гостям и попрощаемся кивком головы. |
Дети встают, хлопают в ладоши и прощаются с гостями. |
|