Обобщающий урок по разделу «Писатели - детям»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить прочитанные произведения по заданным параметрам;
  • обучить правильному называнию книги (автор, заглавие);
  • обучить ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению);
  • проверка усвоения предметных и универсальных учебных действий.

Планируемые результаты освоения материала.

  • уметь определять тему и основную мысль произведения;
  • различать особенности жанровых характеристик (рассказ - проза, стихотворение - поэзия, сказка - фольклор);
  • выделять в тексе главное и второстепенное, ставить вопросы по прочитанному;
  • уметь изучить неизвестную книгу, ориентироваться в большом текстовом массиве и в словаре;
  • самостоятельно ставить цели урока после предварительного обсуждения;

Универсальные учебные действия:

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда  или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения;
  • умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль и самооценку процесса деятельности, вносить соответствующие  коррективы в свои действия;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками, развивать умение слушать собеседника;
  • отстаивать собственную точку зрения;
  • учиться работать в группе, проводить исследовательскую работу;
  • развитие библиографических умений;
  • расширение читательского кругозора;
  • формирование отношения к литературе, как к искусству.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,  Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2015;
  • таблички с девизом  урока («Чтение - вот лучшее учение»),  с фамилиями изученных авторов и их годами жизни (К.И. Чуковский 1882-1969, С.Я. Маршак 1887-1964, С.В. Михалков 1913-2009, А.Л. Барто 1906-1981, Н. Н. Носов 1908-1976);
  • «Лента времени», полоска с нанесёнными делениями;
  • карточки с заданием, листы самооценки;
  • таблички с опорными словами для работы группы, фото авторов, их Ф.И.О., лист А3, клей - карандаш;
  • выставка книг этих писателей;
  • предметы, книги (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского - 1 группе, С.В. Михалкова, А.Л. Барто - 2 группе, Н.Н. Носова - 3 группе) и задания для работы в группах;
  • технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;
  • презентация по теме урока.

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формирование УУД,
цели этапа

1. Организационный момент

Звучат позывные радиостации «Детство».
- Я рада Вас всех приветствовать на уроке литературного чтения. Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. Садитесь.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у Вас лежат учебники чтения, цветовые веера, карточки с заданием, листы самооценки с заданиями.
- Вы будете оценивать себя в течение урока на каждом его этапе.

Стоят возле своих парт.

 

Дети поворачиваются к гостям и кивают головой.
Дети и гости улыбаются друг другу.
Рассаживаются за парты.

Личностные: готовность к обучению, отношение к окружающим.
  - Ребята, а что вы слышали в начале урока?
- Да, это позывные радиостанции.
- Как вы думаете, что для чего они нужны?

- Позывные радиостанции.

 

- Чтобы привлечь внимание.

 
  - Итак, внимание, я предлагаю Вам совершить экскурсию на радиостанцию «Детство»?
- Что такое радиостанция?
- Это предприятие (учреждение) массовой информации, занимающееся радиовещанием.
Радиостанция — устройство, комплекс устройств или система инженерных сооружений и радиоэлектронных приборов, предназначенное для приёма и/или передачи радиоволн. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность в рамках системно-деятельностного подхода.
  - Люди, каких профессий там работают?
- Предлагаю вам сегодня поработать в роли корреспондентов, дикторов, и литераторов - искусствоведов и создать нашу телепередачу «Что читают наши сверстники?»
- Дикторы, корреспонденты, литераторы, историки, искусствоведы.
  - Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок?
- А как вы думаете, что для этого нужно?
- Пожелаем себе удачи, похлопаем в ладоши.
- Интересным, поучительным.
- Внимательно слушать учителя, товарищей, быстро и чётко отвечать.
Дети хлопают в ладоши.
 
2. Актуализация знаний и затруднений в учебном действии  Речевая разминка
- Что нужно диктору для работы?
- Потренируемся.

Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.
(На слайде презентации)

Учитель открывает девиз урока «Чтение - вот лучшее учение». (Табличка на доске).

- Хорошая дикция, интонация, выразительная речь.

Познавательные:
умение читать выразительно.

Коммуникативные: умение внимательно слушать собеседника.

Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Расширение читательского кругозора.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.

Дети читают.

- Прочитайте девиз с разной интонацией: радости, грусти, удивления.
- Предположите, кто автор этого высказывания?

- Книги А. С. Пушкин любил страстно. Для него они были живыми, очень дорогими существами, друзьями. Когда смертельно раненного на дуэли поэта привезли домой,  и  он узнал, что его «жизнь кончена», он
сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»

Читают желающие ученики.

А.С. Пушкин

- Сегодня на урок вы тоже принесли своих друзей. Вот они на выставке.
- Почему именно эти книги вы принесли?

- Произведения авторов этих книг мы изучали на уроках чтения.

3. Постановка цели урока, учебной задачи, планирование своей деятельности - Как вы думаете, зачем нам нужны эти книги?
- Составим режим работы, что мы сегодня будем делать на радиостанции «Детство».
Слайд презентации.
- Мы будем изучать книги, рассматривать, вспоминать прочитанные произведения этих авторов из раздела учебника «Писатели-детям», закреплять пройденный материал уроков.

Регулятивные:
самостоятельно ставить цели урока после предварительного обсуждения;
умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность;

Обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”). Построение проекта выхода из «затруднения».
1. Вспомним детских авторов и их произведения.
2. Составим ленту времени с этими писателями.
- Что мы делаем на обобщающих уроках?
3. Литературные игры.
4. Блиц-турнир. Цветоцифровой диктант.
Мы проведём небольшое
5. Исследование «Что читают мои сверстники?»
6. Оценим свою работу.

Помогают сформулировать учебную задачу.

 

- Играем в литературные игры, проводим тесты и проверочные работы, отвечаем на вопросы в учебнике.

4. Воспроизведение полученных знаний и умений Звучит музыка: позывные радиостанции.
Предлагаю поиграть.
- Игра «Вспоминай-ка».
Дикторы, заранее подготовленные ученики выразительно читают отрывки изученных стихотворения и прозы.

Познавательные:
умение читать выразительно.

Коммуникативные: умение внимательно слушать собеседника, уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками;
развитие техники выразительного и смыслового чтения.

 

- Представьте себе, что мы работники радиостанции «Детство».
1 ряд - дикторы радио,
2 - ряд - корреспонденты,
3 ряд - литераторы-историки-музыканты, т.е. искусствоведы.

(Задания для групп - Приложение 2)

- Слово предоставляется дикторам.

Прочитайте выразительно выученные отрывки, помогайте себе мимикой, жестами, голосом.

Задача всем остальным:
назовите автора и произведение.

Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла.
(«Мой щенок» С.Михалков)

Нам учиться, лодырям
Что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
(С.Я. Маршак «Кот и лодыри»)

Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
— Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!  («Затейники». Н.Носов)

Котёнок Васька сидел на полу возле ко­мода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как под­прыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька со­рвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху.
(«Живая шляпа». Н.Носов)

Сидящие за партами дети угадывают автора и название.

 

- Все ли произведения и авторов мы назвали?
- А где в учебнике можно найти этот перечень?
- Прочитайте  неназванные.
- На какие две группы можно распределить эти произведения?
- По каким признакам мы определяем жанр произведения?

- Оцените свою работу в листе самооценки. (Приложение 1). Как вы вспомнили произведения детских писателей.
Поставьте знак «+» или «-». Покажите знак светофора
«+» - зелёный,
«-» - красный.

- Нет.

- В конце учебника, в содержании.

 

- Стихи и проза.

- В стихотворение есть рифма, ритм, много слов, передающих настроение поэта. В рассказе есть сюжет, главные и второстепенные герои, описаны события, которые могли быть на самом деле.

 
5. Физкультминутка

- Речевая разминка продолжается.

Немного отдохнём.

- Встаньте возле своих парт.

Я буду читать слова, а вы звукоподражайте и изображайте животных, чтобы радиослушатели  поверили, что в эфире - животные.

Дети встают и мяукают, кукарекают, квакают…

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Цель: снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Садитесь.  
6. Работа в парах. Дифференцированный подход Это стихи из какого произведения? Какого автора? - «Путаница» К.И. Чуковского.

Регулятивные: умение самостоятельной работы и работы в паре.

Коммукативные: умение задавать вопросы.

Игра в парах «Путаница».
Вспомним правила работы в парах.
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
В карточках поставьте подписи-фамилии, соедините стрелкой слово и его определение. Эти слова из словаря учебника. Вам знакомы, у вас всё получится! Чья пара выполнит название, подайте знак «домик».

Дети работают по заданию карточки.

Паинька кувшин с
крышкой
Лопотал ласковое  название
послушного
ребёнка
Прусак говорить много, быстро,
неясно
Жбан помещение
для работника,
поддерживающего
порядок
и чистоту на
улице
Комод рыжий таракан
Дворницкая  низкий
шкаф
с выдвижными
ящиками
для мелких вещей

- Другое задание - соедини начало предложения - пословицы и конец пословицы.
- Корреспонденты, ваш выход. Проведите опрос класса по глоссарию?

Поспешить….
…сумей и поправиться.
Берись дружно, …
…а два лучше.
Ум хорошо,…
…не будет грузно.
Умел ошибаться, …
…людей насмешить.

Учитель на слайде презентации показывает выходящие правильные ответы.

Желающие дети задают вопросы с микрофоном паре, учащиеся зачитывают свои ответы.

7. Закрепление и повторение.

Включение изученного материала в новые жизненные ситуации.

Работа в группе

- Ребята, а как называется разговор между двумя людьми, например, корреспондента и писателя, по-другому? Это слово английского происхождения. - Интервью.

Познавательные: добывать  новые  знания; находить ответы на  вопросы, используя  свой  жизненный  опыт и  информацию,  полученную  на  уроке.

Регулятивные: развитие временных отношений, умения
ориентироваться во времени

  - А какое лексическое значение этого слова?
- Поручим двум корреспондентам в толковом словаре С. Ожегова найти и прочитать значение слова интервью.
- Даю задание корреспондентам: «Возьмите интервью у наших писателей об их творчестве».
- Чтобы взять интервью надо знать автора в лицо.
Дети не отвечают.  
  Игра «Угадай-ка».
- Угадай-ка кто это?
На слайде - фото автора дети называют его им, отчество, фамилию. Учитель на доске крепит таблички с их Ф.И.О. и таблички с годами жизни.
- Посмотрите на таблички с годами жизни писателей. Корреспонденты сможете ли вы взять интервью у этих авторов?
- Расположите эти таблички на ленте времени. Учитель крепит на доску ленту времени.

Дети называют
Корней Иванович Чуковский (1882-1969),
Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964), Сергей  Владимирович  Михалков (1913-2009),
Агния Львовна Барто (1906-1981),
Николай Николаевич Носов (1908-1976).

- Нет. Никто из писателей сейчас не живёт.

Дети - корреспонденты располагают на ленте времени фамилии писателей.

 
  - Кто жил раньше всех?
- Кто являлся нашим современником?
- Этих авторов можно назвать сверстниками, они родились и жили и творили примерно в одно и то же время.
- Прочитайте из словаря, что такое интервью?
Спасибо - корреспондентам за сотрудничество. Оцените свою работу в листе самооценки и кружочком - цветом на веере покажите. Этап работы - «Лента времени». (Приложение 1).

- Самуил Яковлевич Маршак.
- Сергей Владимирович Михалков.

Интервью́ — разновидность, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

 
8. Закрепление и повторение. Продолжение - Теперь попросим литераторов - искусствоведов разобраться в опорных словах из известных вам произведений.
Игра для искусствоведов «Собирай-ка».
- Буквы рассыпались в анаграммы. Составьте по одному слову на доске.

Дети третьего ряда собирают слова-героев произведений.
(Магнитные буквы на доске)

Федора – дфеаро
Посуда – судапо
Шляпа – ляшап
Самовар-моварса
Верёвочка-вочвекарё

Познавательные:
развитие логического мышления, действий анализа и синтеза, умения задавать вопросы, усвоение художественного приёма «олицетворения».

 

- В каком произведении предметы показаны как живые? Какой приём использовал автор?

- «Федорино горе», «Живая шляпа».

 
 

- А у Н.Носова разве живая шляпа?

- Зачем это понадобилось К.И.Чуковскому?

- Нет. Под ней был котёнок, вот она и шевелилась как живая?
- К.И. Чуковский использовал приём «олицетворение». Чтобы дети удивились и поняли, что надо соблюдать правила гигиены, чистоту и порядок, а то посуда «обидится и убежит» от хозяйки.
 
  - На что похожи стихотворения К.И. Чуковского? - На сказку.  
  - Да, его жанр творчества так и называют  сказки в стихах.
- Какой главные признаки сказки?
- Наличие вымысла, сказочные герои, предметы, волшебство, повторы, слова-прибаутки, чудеса и т.д.  

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа с учебником

- Все дети поиграйте со мной в игру «Да-нет-ка». Я загадаю имя героя (Федора). Задавайте мне так вопросы, чтобы я могла ответить «да» или «нет». Отгадайте, какого героя я загадала?

- Откройте учебники на стр. 69 и прочитайте обобщающий вопрос № 6.

- Игра «Рассуждай-ка». Посмотрите на слайде иллюстрацию Владимира Григорьевича Сутеева.  Какая здесь изображена Федора? Такой вы себе её представляли.

Дети читают:

- Какой ты себе представляешь Федору из стихотворения К.И. Чуковского? Рассмотри рисунок на стр. 19. Какой момент изобразил художник? Найди и прочитай эти строки.
Выборочное чтение.
Дети высказывают свои предположения и видения иллюстрации, участвуют в беседе, высказывают своё мнение.

Цель:
развивать умение ориентироваться в большом текстовом массиве;
формирование отношения к литературе, как к искусству.

Коммуникативные:
развивать умение слушать собеседника; отстаивать собственную точку зрения.

10. Физкультминутка. Ассоциации - Литераторы-искусствоведы послушайте музыку. Учитель включает минусовку детской песенки - «Добрый жук». Слова Е.Шварца, мелодия А.Спадавеккиа.
- Что подсказала нам музыка?
- В музыке передаётся настроение и ритм, эту песню пела Золушка на балу   и танцевала, все гости бала радовались.
(«Золушка» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро).

Цель: развитие ассоциативного мышления, формирование отношения к литературе, как к искусству.

- Что вы себе представляете, услышав слова: верёвочка, девочка, радость?

- Потанцуйте и вы порадуйтесь.

Учитель включает песенку со словами.

В стихотворении А.Л. Барто «Верёвочка» тоже чувствуется ритм. Девочка Лидочка скачет на скакалке, все рады весне.

Одна ученица показывает, а дети повторяют её движения, танцуют по музыку.

Познавательные:
различать особенности жанровых характеристик (рассказ - проза, стихотворение - поэзия, сказка-фольклор).

11. Фронтальная работа. Самоконтроль и самооценка деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

 - Спасибо за сотрудничество искусствоведам. Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу «+» или «-» на этапе 3 «Играй-ка». (Приложение 1).

1. Михалкова зовут Самуил Яковлевич. (Нет. Сергей Владимирович).

2. В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька. (Да)

3. В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Нет. Розы)

4. Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написала  А. Л. Барто. (Да)

5. Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя. (Да)

6. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Нет. Васька)

Личностные:  способность  к  самооценке  на  основе критерия  успешности учебной  деятельности.

Регулятивные:  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной   оценки.

Переходим к 4 этапу. «Блиц-турнир».

- Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА - ставьте 1 в лист самооценки и показывайте зелёный сигнал как у пешеходного светофора, если утверждение неверное, ставьте 0 и показывайте красный сигнал. Будьте внимательны, предложения читаются только один раз!

- На слайде презентации правильные ответы, дети проверяют и, ставя себе отметку.

Ответы: 010110

- Поднимите руки, кто получил хорошую отметку!  Молодцы! Вы готовы участвовать в радиопередаче!

 

Цель:
организовать  оценку  обучающимися  собственной  учебной  деятельности;

открытость  обучающихся в осмыслении своих  действий и  самооценке.
12. Исследовательская работа. Работа в группах Цель: поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.
- Сейчас вы проведёте собственное исследование «Что читают наши сверстники?». Вы познакомитесь с принесёнными книгами-друзьями. Составите рекламу ваших книг.
- По вашим рассказам мы составим радиопередачу для радиостанции «Детство».
- Повторим правила работы в группе (на слайде):
1. Распределите роли в группе.
(- Кто следит за временем (7 мин. на подготовку)?
- Кто задаёт вопрос, если что-то непонятно?
- Кто составляет лист рекламы?
- Кто держит книги, кто говорит рекламу?)
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.

Представляют результаты работы: высказывают своё мнение, зачитывают отрывки из текста. Находят нужную информацию, используя несколько источников.

Рассказ 1 группы (дикторы).
Это книги С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. По обложке мы предполагаем, что это сборники стихотворений. В содержании мы нашли произведения, которые читали на урок «Федорино горе», «Кот и лодыри». В книгах яркие иллюстрации. Читайте книги К.И. Чуковского-весёлые, умные, добрые. Герои - животные очень похожи на ребят, учат нас добру, любить природу.
А детские стихи Маршака способны доставить много радости и удовольствия детям и взрослым.

Рассказ 2 группы (корреспонденты). Наши сверстники читают книги С.В. Михалкова и А.Л. Барто.
Это тоже сборники стихотворений, в которых много красочных иллюстраций. Герои стихов Михалкова не перестают радоваться и удивляться,  как и сам поэт. А Барто сама часто пишет стихи от имени мальчиков и девочек. Дети, читая, узнают себя и смеются, и негодуют над своими слабостями.

Рассказ 3 группы (искусствоведы).
У нас книги Н.Н. Носова. Откроем содержание. Это рассказы… Здесь иллюстрации Незнайки и его друзей. Это сборник рассказов, в который вошли изученные нами «Затейники», «На горке», «Живая шляпа». Здесь ещё много интересных, смешных, поучительных рассказов, которые любят взрослые и дети. Советуем Вам взять и почитать самостоятельно. Не пожалеете!

Цель:
ученик включается в систему деятельности по добыванию знания и его практическому применению;
обучение сотрудничеству, кооперации, взаимодействию
в паре, в группе и групповой деятельности; развиваются умения самовыражения, рефлексии и самопрезентации;

воспитываются самостоятельность, целеустремленность, толерантность, ответственность, коллективизм, инициативность, творческое отношение к делу.

На карточках-заданиях наводящие вопросы и опорные слова, ответив на них, дети составят рассказ.
«Так лучше познакомиться с интересной книгой».
Ответь на вопросы полными предложениями - ответами.
- О чём можно узнать по обложке книги? (опорные  слова: автор, название).
- В прозе или в стихах написана книга? (сборник, рассказы, стихи, сказки).
- Что могут рассказать иллюстрации? (картинки яркие, красочные, крупные, мелкие, главные герои, дети, взрослые).
- Загляни в конец книги. О чём сообщается в разделе «Содержание»? (прочитать некоторые названия знакомые детям).
- Чем похожи произведения этих авторов? (Учитель раздаёт опорные слова: весёлые, смешные, радостные, приносят удовольствие, поучительные. Герои-животные, герои-дети, смеются, слабости, недостатки, взрослые, учат любить природу. Читайте!  Фото авторов. Их Ф.И.О. Дети наклеивают их на лист А3, создают плакат-рекламу.)
Звучит музыка: позывные радиостанции.
- Внимание, начинаем радиопередачу «Что читают наши сверстники?»
- Итак, почему произведения этих писателей объединены в один раздел?

- Читайте детские книги, ведь «Чтение - лучшее учение»!
- Наша радиопередача и экскурсия на радиостанцию закончена. Спасибо за сотрудничество!

Потому что они пишут интересно, весело, радуются детским поступкам, помогают избавиться от недостатков, учат добру. (Если дети затрудняются ответить, то надо открыть учебники на стр. 68, выбрать ответ в обобщающем вопросе № 2).
14. Дифференцированное домашнее задание Домашнее задание - по выбору.
1. Подобрать пословицу к любому произведению раздела «Писатели - детям!»
2. Составить рассказ о любимом авторе и его произведении.
3. Нарисовать рисунок к любому произведению раздела.
Дети выбирают и записывают домашнее задание.  
15. Рефлексия. Итог урока

 

- Закончим работу в листах самооценки. (Приложение 1).

- Оцените этап урока «Исследование». Поставьте знак «+» или «-» в листе самооценки. Итоговый балл я поставлю после проверки листов самооценки. Учитель ставит отметки за урок.

(Вернулись к слайду «Режим работы»)

Дети заканчивают работу по уроку в листе самооценки.  

- Всё ли запланированное мы выполнили?
- Какую цель урока мы ставили и достигли мы этой цели?

- Вернёмся к девизу урока. Объясните «Чтение-лучшее учение?»

- Да.

- Мы должны были изучить, рассмотреть, принесённые книги, вспомнить прочитанные произведения этих авторов. Цели мы достигли.

 

- Какую новую информацию вы сегодня нашли? Закончите предложения по итогам урока.

- Прочитайте последнее предложение с листа самооценки. Выберите подходящее утверждение.

- Научились изучать неизвестные книги, узнали о ленте времени, были участниками радиопередачи т.д.
Материал урока мне был
понятен/непонятен;
полезен/бесполезен;
интересен/неинтересен.
 
- Кто считает, что хорошо поработал, вам всё понятно поставьте восклицательный знак в теме нашего урока «Писатели - детям».
- Кто немного ошибался при ответах, было неактивный  или сильно устал, поставьте точку.
- Кто своей работой недоволен, ему было неинтересно, урок показался длинным и непонятным, поставьте знак вопроса в теме урока. Тема - в самом начале листа самооценки.
Дети расставляют знаки препинания в листе самооценки и сдают их учителю.  

- Урок окончен. Поблагодарим всех за работу, похлопаем, повернёмся к гостям и попрощаемся кивком головы.

Дети встают, хлопают в ладоши и прощаются с гостями.