Вид урока: нетрадиционный, школьная пресс-конференция.
Общие методы: проблемно-поисковый.
Цель урока: формирование экологической культуры учащихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах.
Задачи урока:
- развивающая - развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, экологического мышления, потребности в приобретении и применении знаний.
- образовательная - обеспечить усвоение новых знаний: ознакомление с методами охраны окружающей среды, изучение химических реакций, лежащих в основе очистки газообразных выбросов, сточных и оборотных вод, воспитание бережного отношения к природе,
- формирование у учащихся учебных знаний по предмету и умений их применять;
- обучение индивидуальной работы дома (работа с книгой, тетрадью, осуществление самоподготовки и самоконтроля);
- овладение некоторыми коллективными приёмами трудовой деятельности (решение общих задач, поставленных перед группой, планирование работы, помощь друг другу в ее выполнении, обсуждение полученных результатов, а также работы товарищей, умение учитывать мнение товарищей);
- воспитательная - формирование экологической культуры, развитие интереса к природе, формирование правильного отношения к ближайшему природному окружению.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выступление учащихся с сообщениями по экологическим проблемам, которые были предложены для обсуждения.
3. Обсуждение экологических проблем и путей охраны окружающей среды.
4. Заключительное слово учителя.
5. Проведение экспресс-методики развитости экологического сознания учащихся.
Виды работы учащихся:
Индивидуальная, самостоятельный поиск информации в подготовки сообщений, плакатов, работа с дополнительной литературой, участие в обсуждении темы, групповое сотрудничество при освещении этой проблемы, актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.
Контроль знаний:
1. Оценка подготовленных сообщений, плакатов, стихотворений, подбора картин и музыки.
2. Участие в обсуждении.
3. Использование опорных знаний по теме, связанных с современными представлениями об экологических проблемах.
4. Заполнение технологической карты учащимися.
Оборудование:
1. Презентация.
2. Выставка книг и материалов периодической печати по экологии.
3. Выставка рефератов по данной теме.
4. Газеты:
- «Охрана окружающей среды»,
- «Экологический калейдоскоп»,
- « Экологический календарь»,
- «Растения из Красной книги»,
- «Береги природу!»,
- «Экология – сфера жизни»,
- «Памятка эколога»,
- «Будь другом природы»,
- «Вода – это жизнь»,
- «Матери - природе – заботу и внимание!».
5. Плакаты высказывания и лозунги по экологии.
6. Технологические карты для учащихся.
7. Тесты по оценке развитости экологического сознания.
8. Глобус
9. Карточка - представление для организаторов и СМИ участвующих в пресс – конференции.
10. Бейджики для участников пресс-конференции.
11. Сигнальные карточки: «Да» и «Нет».
12 Принадлежности для выпуска газет на столах учащихся.
Организация урока:
Подготовка к уроку начинается за две недели. Группу делим на несколько подгрупп. Одна подгруппа из 6 - 8 человек заранее получает задание для подготовки докладов по выбранным экологическим темам, о путях охраны окружающей среды. Вторая подгруппа из трех человек рисует или готовит газету "Охрана окружающей среды", третья подгруппа занимается подборкой иллюстраций и картинок к сообщениям, четвертая и пятая подгруппы готовит презентации.
Содержание урока
1. Вступительное слово учителя.
(Презентация сопровождает изложение)
(Слайд1)
Сегодня мы с вами проведем урок - конференцию, «Человек на Земле», которая посвящена экологическим проблемам и окружающей среде, так как 2017 год объявлен годом экологии.
Для работы на конференции вам понадобятся технологические карты, они лежат на ваших столах. Приложение 1.
(Слайд2)
А открыть нашу пресс-конференцию мне хотелось бы словами Владимира Ивановича Вернадского: «Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь. Никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени, представляет, из себя геологическую силу…»
Эти строки я процитировала неслучайно. Сегодня уже ясно, что, повышая продуктивность биосферы человек должен тщательно охранять ее ресурсы. Технический прогресс не может остановиться. Люди будут добывать полезные ископаемые, вести строительство, осваивать новые виды энергии. Следовательно, вмешательство в процессы биосферы со временем только увеличится. Об этом нам напоминают Красная книга и Черная экологическая книга. Слово для ведения конференции предоставляется председателю: Эдиевой Раде.
Председатель пресс-конференции.
Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас, хотя вмешательство человека в природу началось еще с глубокой древности. (Слайд3)
За время своего существования чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь (Слай4): удобрения для сбора богатых урожаев и различные яды, чтобы убивать насекомых - вредителей; автомобили, заполонившие наши города и села. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы. Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены, так как ее ресурсы с каждым годом быстрыми темпами уменьшаются, а потребности человека возрастают и возрастают.
За последнее десятилетие стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Согласно расчётам их поступление из антропогенных источников в десятки, а то и в тысячи раз больше, чем из естественных. (Слайд5)
Девиз Людовика XIII короля Франции: «После меня хоть потоп» отражает потребительское отношение общества к природе.
В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.
Мои коллеги:
инспектор Государственной санитарно-эпидемиологической службы ___________________________________________________,
эколог _____________________________________________,
химик-эксперт _____________________________________,
биолог _____________________________________________
представляют здесь научные учреждения, общественные организации и готовы ответить на ваши вопросы.
Журнал «Человек и природа»______________________________
В наше время все чаще говорят о парниковом эффекте. В чем его сущность и каковы последствия для планеты? (Слайд 6)
Председатель. Слово для выступления предоставляется экологу - _________________________________
Эколог: В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает, и парниковый эффект усиливается. (Слайд7)
Сущность его в том, что слои воздуха, обогащенного углекислым газом, хорошо пропускают солнечную радиацию (ультрафиолетовые лучи) и в то же время задерживают тепловое излучение Земли (инфракрасные волны), что приводит к повышению температуры в нижних слоях атмосферы. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась в 1,2 раза. За счет поглощения теплового излучения молекулами этого вещества среднегодовая температура в Северном полушарии повысилась на 0,2 – 0, 6 градуса по Цельсию. Расчёты показывают, что удвоение содержания углекислого газа в атмосфере приведёт к повышению температуры на планете в среднем на 2-3 градуса по Цельсию. (Слайд8)
В результате уровень воды поднимется на 4–8 м, некоторые участки суши окажутся затоплены. Начнут таять ледники. Изменится циркуляция вод Мирового океана. Зоны вечной мерзлоты превратятся в торфяники. Состав атмосферы на протяжении последних десяти тысяч лет был постоянным. (Слайд9)
Но в результате деятельности человека воздух загрязняется. Основные загрязнители – это аммиак NH3 сероводород H2S, угарный газ CO, оксиды азота, сернистый газ SO2, азотная кислота HNO3, фосфорная кислота H3PO4, фреоны и другие.
Председатель. Вопрос химику-эксперту. Каковы основные источники образования этих веществ?
Химик-эксперт.
(Слайд10)
Главный из них сжигание топлива. Так при сжигании 1 т горючего образуется 12-24 кг оксидов азота, 0, 3 – 5 кг аммиака и углеводородов и 40 - 50 кг оксидов углерода. Оксид серы (IV) образуется при обжиге сульфидных руд:
4 FeS2 + 11O2 = t 2Fe2 O3 + 8SO2
(Слайд11)
Миллионы тонн оксидов серы, азота растворяются в дождевой воде, образуя кислотные дожди, которые вызывают гибель экосистем водоемов и лесов. (Cлайд12)
Если бы выбрасываемые в атмосферу оксиды серы равномерно распределялись над всей сушей нашей планеты и возвращались на нее осадками в виде серной кислоты, то на протяжении года каждый квадратный километр суши получил бы 300 кг серной кислоты. В крупных промышленных городах бывает густой туман, токсичный от наличия в нем ядовитых газов.
Председатель. Об обстановке в городах расскажет инспектор Государственной санитарно-эпидемиологической службы (ГСЭС) (Cлайд13)
Инспектор ГСЭС (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба).
Для многих крупных городов проблема загрязнения воздуха и воды остаётся серьёзной. В городе с населением 1 млн. человек за день потребляется:
- кислорода – 31500 т,
- воды – 625000 т,
- горючего – 9500т,
- пищи – 2000 т. и при этом образуются отходы:
- углекислого газа – 28500 т,
- сточных вод – 500000т,
- оксида углерода(II) – 450 т,
- пыли – 150 т,
- твёрдых бытовых отходов – 800000 м3. Результат бурного развития автомобильного транспорта – повышение концентрации свинца в воздухе и почве.
Газета «День Республики» ______________________________
Мы получаем много писем читателей с просьбой рассказать, можно ли как-то поправить ситуацию, что сегодня сделано и делается по охране атмосферы? (Слайд14)
Химик-эксперт: _____________________________
Оптимальная мера защиты атмосферы от вредных выбросов – рациональная организация новых производственных процессов и совершенствование существующих. Максимального сокращения вредных выбросов в атмосферу можно достигнуть путём применения замкнутых, циклических процессов, безотходных технологий, совершенствованием аппаратов, установок, механизмов, переходом к новым источникам энергии. Воздушные бассейны становятся чище при замене твердого топлива газообразным.
Мощное средство борьбы с загрязнением атмосферы - это герметизация технологического оборудования.
Журнал «Химия и жизнь» ___________________________
Нас спрашивают в письмах: «Нельзя ли уменьшить количество углекислого газа в атмосфере?»
Химик-эксперт: __________________________________
Можно если установить установки для разделения жидкого воздуха – при 57 градусах по Цельсию углекислый газ вымораживается. Второй способ сепаратное выделение углекислого газа из смеси газов с использованием искусственных полунепроницаемых мембран.
Газета «Джегутинская неделя» ______________________
Я бывал (а) недалеко от цементного завода. Дымовая завеса настолько плотно укутывала завод, что его почти не было видно. Что вы предлагаете предпринять, чтобы улучшить обстановку данного района.
Химик-эксперт: _____________________________________
Сейчас начали применять очистку от пыли отходящих газов электрическим методом и в циклон – аппаратах. Изменилась и технология производства цемента – обжиг сырья проводят в трубчатых вращающихся печах или в печах с кипящим слоем.
Журнал «Человек и природа»________________________
(Слайд15)
Интересное письмо в нашу редакцию прислали школьники: «Мы читали, что на поверхности Мирового океана разлито примерно 6 млн. т нефти и нефтепродуктов, которые тонкой пленкой покрывают поверхность воды. Это нарушает газовый и тепловой режим морей и океанов, что приводит к гибели планктона, рыб и птиц. Какова роль химии в сохранении чистоты Мирового океана?»
Химик-эксперт ____________________________________
(Слайд16)
Мы предлагаем оборудовать танкеры и корабли аварийной системой, содержащей полимерное вещество. В случае пробоины судна включение такой системы позволит создать оболочку из пенопласта. Добавление поверхностно – активных веществ (ПАВ) ускоряет коагуляцию и осаждение веществ. Можно использовать пероксид водорода или ферменты, которые работают как катализаторы, ускоряющие реакции самоочищения.
Газета «Джегутинская неделя»____________________________
Наши читатели задают и такие вопросы: «Каковы источники загрязнения почв?», «Что делается для сохранения почв?» (Слайд17)
Биолог _________________________________________________
Огромные масштабы твердых бытовых отходов захламляют территории, изымая их из хозяйственного оборота. Мы предлагаем комплексную переработку твердых бытовых отходов. (Слайд18)
А для увеличения количества земель в хозяйственном обороте, использовать следующие методы: гидротехнический (орошение – осушение), химический и агробиологический (известкование, гипсование, глубокая вспашка), защитные лесонасаждения, борьбу с эрозией почв, а также общее окультуривание.
Газета «День Республики» __________________________________
(Слайд19) На территории России и в частности Карачаево-Черкессии достаточно производств животноводства и птицеводства. И можно видеть как с птицефабрик и ферм льются реки грязи. Их вред обусловлен высокой концентрацией соединений азота, в основном аммиака.
Ваши предложения для решения данной проблемы.
Биолог____________________________________________________
Каждый крупный животноводческий комплекс должен иметь систему очистки и утилизации отходов. Из навоза можно вырабатывать горючие масла и биологический газ. В результате получают метан, который идет на отопление помещений.
Председатель.
Хочу обратить ваше внимание, что наша пресс-конференция проходит (Слайд20) на территории гостеприимной Карачаево-Черкессии одной из привлекательнейших регионов России с точки зрения туристского потенциала. Домбай, Теберда, Архыз всегда притягивали к себе людей со всех уголков России и мира своей красотой богатым растительным и животным миром, чистым воздухом.
(Маликов «Карачаево-Черкессия моя» видео: – до слов «что стала судьбою моей...».)
Независимый информационно-аналитический портал politika09 ____________________________________________
2017 г. - это год экологии. Какие мероприятия, приуроченные к проведению Года экологии, и направленные на улучшение состояния окружающей среды будут реализованы в текущем году в Карачаево-Черкесии?
Эколог_________________________________________
Источник: Пресс-служба Главы и Правительства КЧР сообщает, что в Карачаево-Черкесии в текущем году будут реализованы более 40 мероприятий, приуроченных к проведению Года экологии и направленных на улучшение состояния окружающей среды. Так в столице КЧР уже вводится практика раздельного сбора отходов.
В план также вошли мероприятия по строительству и рекультивации объектов в сфере обращения с отходами, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, водных ресурсов, развитию особо охраняемых природных территорий и биологического разнообразия, а также направленные на экологическое просвещение.
Газета «День Республики»: наша конференция проходит на территории Средней школы № 2 г. Усть-Джегуты в связи с этим у меня вопрос, какая работа по охране природы проводится учащимися данной школы?
Председатель: Слово предоставляется представителю кружка «Юный исследователь окружающей среды» __________________
Представитель кружка
(Слайд21)
Мы проводим экологическую работу
- по сохранению видов произрастающих на цветниках, (слайд22)
- ведем работу по очистке реки Джеганас, (слайд23)
- родника в дельте реки Кубань, (слайд24)
- проводим экологический мониторинг подземных вод г. Усть-Джегуты, (слайд25)
- участвуем в субботниках, (слайд26) проводим весеннюю посадку зеленных насаждений на территории школы, (слайд27)
- изготавливаем кормушки и (слайд28) скворечники.
Председатель. (Слайд29)
К сказанному мне хотелось бы добавить, что важнейшая задача в наш индустриальный век – воспитание людей знающих законы экологии. С этой целью и была организована конференция. Все мы должны чувствовать ответственность перед природой. Думаю, если школьник не ломает ветки, не убивает животных, не топчет траву, то и став взрослым, он не будет сливать серную кислоту в реку, мазут в озеро, вырубать лес у истоков рек. Каждый человек должен быть экологически грамотным, осознавать, что природа - необходимая человеку – сложная система, которую легко нарушить и гораздо труднее и дороже восстановить. Любить, понимать и беречь природу – обязанность каждого из нас.
На планете нам жить, жить нашим детям, внукам...
Природа – это источник наших благ, это наше народное богатство и его надо правильно использовать.
Планета Земля – это не наша собственность, с которой можно делать все, что угодно. Нам доверено лишь, управлять её богатствами. Это налагает ответственность за её благополучие на каждого члена человеческой семьи. Охрана природы – долг каждого! Предлагаем следующую программу действий (слайд30–50.) Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.
Слайд 51
Есть одна планета – сад в далеком космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки вечно ледяные.
Только здесь поют, журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету – ведь другой похожей нету!
На основании выше сказанного предлагаю принять декларацию по охране окружающей среды. Зачитывает текст декларации.
Декларация
Наша жизнь и наше будущее
Зависит от каждого из нас,
И надо действовать сегодня,
Надо действовать сейчас!
1. Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
2. Или незагубленный уголок природы.
3. Вовремя потушенный пожар или костер.
4. Заботливо расчищенный ручеёк.
5.Защищенные гнезда и муравейники.
Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
Кто за принятие текста декларации? Кто против? Кто воздержался? (голосуют подняв руку) Принято единогласно. Приглашаю каждого представителя СМИ поставить свою подпись под декларацией и заппечатлеть этот исторический момент. (фотографируют)
Председатель. Дорогие коллеги, разрешите поблагодарить вас за интересные и полные ответы, а Средства Массовой Информации – за содержательные вопросы. Я объявляю первую часть нашей пресс – конференцию закрытой.
Учитель: продолжая вторую часть нашей конференции, хочу подчеркнуть, что образ планеты Земля - единой, единственной на все времена для населяющих ее народов, но уязвимой и хрупкой, взывает к совести. И она, совесть, должна всколыхнуть разум каждого взрослого, каждого ребенка, чтобы деяния всех землян были мудрыми и взвешенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля осознал каждый - от старца до ребенка. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.
Предлагаю экспресс - методику оценки развитости экологического сознания, которая позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму. Тесты у вас на столах, приступаем к оценке развитости экологического сознания. (А председатель раздает экспресс-методику гостям). Приложение 2.
(Слайд 52)
(Под музыку и видео: «Давайте сохраним ромашку на лугу…» заполняют).
Подведем итоги тестирования, проведите самооценку своего экологического сознания ознакомившись с оценочной шкалой, которую я зачитаю. И так у кого менее 18 баллов - экологическое сознание аптропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы и человека, а у кого от 18 до 27 баллов - экологическое сознание находится в переходном состоянии. Вы на пути признания единства человека и природы. Получившие - свыше 28 баллов имеют экологическое сознание экоцентричное. Человечество с таким сознанием обречено на выживание и дальнейшее развитие, и процветание в единстве и гармонии с природой. Надеюсь, что каждый из вас будет экологически грамотным, а наша конференция завершает свою работу. Прошу председателя собрать технологические карты участников.
Учитель. Но, я обращаюсь к присутствующим в зале корреспондентам, подготовьте репортажи с пресс-конференции «Человек на Земле» на страницах ваших изданий.
(Слайд 53)
Под музыку и видео «Год экологии-2017»,демонстрируем до слов: «Год экологии-2017»
(Учащиеся готовят на лист репортаж по отдельному вопросу.)
Учитель. И так работа по выпуску газет завершена. Вопрос к корреспонденту Газеты «День Республики».
Тема вашего репортажа?
Корреспондент «День Республики»: наш репортаж о парниковом эффекте.
Учитель. Пройдите к доске и закрепите вашу газету на ней.
Вопрос к корреспонденту газеты «Джегутинская неделя»: о чем ваша статья?
Корреспондент газеты «Джегутинская неделя»: Мы подготовили статья о сохранении чистоты Мирового океана?
Учитель. Пройдите к доске и закрепите вашу газету на ней. Вопрос к корреспонденту журнала «Человек и природа»: о чем ваша статья?
Корреспондент журнала «Человек и природа»: Наша статья о путях охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Учитель. И вы пройдите к доске и закрепите вашу газету на ней. Вопрос к корреспонденту журнала «Химия и жизнь»: о чем ваша статья?
Корреспондент журнала «Химия и жизнь»: Мы подготовили репортаж о загрязнении атмосферы.
Учитель. Разместите, вашу газету на доске. Вопрос к корреспонденту независимого информационно-аналитического портала politika09: о чем ваша статья?
Корреспондент независимого информационно-аналитического портала politika09: Об улучшении состояния окружающей среды в текущем году в Карачаево-Черкессии.
Учитель: закрепите вашу газету на доске. Надо отметить, что все выпуски газет с репортажами хороши и на перемене будут вывешены в школьной рекреации. (Слайд 54)
Учитель. Так же хочу обратить ваше внимание на газеты и призывы, имеющиеся в классе, они еще раз напоминают нам об ответственности перед нынешним и будущим поколениями.
(Слайд 54 - сделать щелчок для запуска музыки «Прекрасное далеко»)
А наш урок подошел к своему логическому завершению. Спасибо за плодотворную работу. Оценки выступающим – пять. Деятельность же участников будет оценена по технологическим картам и газетам. И в заключение предлагаю сделать фото на память о сегодняшней встрече.
(Все фотографируются с атрибутами)
Использованная литература.
1. Научно-практические конференции "Химия и охрана природы".
2. Андрасова В. Г. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. - М.: Просвещение, 1983.
3. Томас Э. Грейдел, Пауль Дж. Крутцен. Меняющаяся атмосфера. - "В мире науки", 1989 №11.
4. Стивен Г. Шнайдер. Меняющийся климат. - "В мире науки", 1989 №11.
5. Ричард С., Столярский. Озоновая дыра над Антарктидой. - "В мире науки" № 12.
6. Мишечкина С.А. Охрана видов в России. - Журнал «Биология в школе», №3/2004г. С. 56–59.
7. В СОЮЗЕ С ПРИРОДОЙ. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998г. – 320с.
8. СОХРАНИМ ДЛЯ ПОТОМКОВ. – Ставрополь: Кн. Изд – во, 1984. -239с. С ил.
10. Заповедная Теберда. – Ставрополь: Кн. Изд – во, 1986. – 174с., ил.
11. Суюнбаева М.Ю.- «Природная среда и вопросы экологического воспитания в Карачаево-Черкесской Республике» (на материале Усть-Джегутинского района): учебное пособие. – Карачаевск: КЧГУ, 2010г. – 116с.
Материал из Интернета.
- http://kavtoday.ru/30949 Информационно-аналитический портал,
- https://ru.123rf.com/Фото-со-стока/экология.html,
- https://www.google.ru/search?q=охрана+природы+и+окружающей+среды+картинки&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjmgszmjpzUAhUJCCwKHYie B-gQsAQILw&biw=1396&bih=669
- https://www.youtube.com/watch?v=LB--Bk-T0Nk
- https://www.youtube.com/watch?v=Rx9QB2CVFg8. Клип Год экологии 2017
- https://www.youtube.com/watch?v=DboW0fu37Bc Фокина Л.П. Сохраним природу
- https://www.youtube.com/watch?v=Xleall-6U2Y
- nsportal.ru/shkola/sotsialnaya.../himiya-i-problemy-ohrany-okruzhayushchey-sred.
- edufuture.biz/index.php?title=Химия_и_проблемы_охраны_окружающей_среды.