«Чем бесполезно жаловаться на темноту ночи,
возьми свечу и освети ее.»
/английский ученый Д.Боттан/
(слайд №1) Ни для кого не секрет, что экологическое воспитание и обучение не просто одна из важнейших задач современного общества - это условие его дальнейшего выживания. И эту задачу решают уже не один десяток лет. Но что мы в итоге имеем? Не исчезли дымящие трубы фабрик и заводов, все также видны кучи мусора и не только в традиционных местах отдыха. На улицах городов не видны служители «экологической фемиды» и по-прежнему, многие люди не знают, какие растения можно рвать в лесу, а какие внесены в Красную книгу. И об этом мы говорим сегодня, в Год экологии!
У нас в школе существует целая система по развитию экологического сознания. Средства массовой информации (муниципальная газета «Котельники сегодня») постоянно освещают наши результаты работы, и транслируют по местному телевидению (канал «Котельники-ТВ») проводимые мероприятия. Казалось бы, должен быть какой-то сдвиг в сознании жителей нашего города? Увы, в основном, только у тех, кто занимался этим важным делом. В остальном: все также не сортируется мусор, выбрасывают даже в подъездах жилых домов, а то и квартир жильцов, не всегда можно найти чистую поляну для отдыха в лесу и дальше можно не повторяться.
(слайд №2) Конечно, нам одним не под силу изменить общественное сознание. Но сидеть, сложа руки, мы уже не можем. И мы решили начать с более конкретного и практического: создания особой, с нашей точки зрения, азбуки в форме наглядного пособия для детей 6-7 лет.
(слайд №3) Она нацелена на формирование экологической культуры самых маленьких граждан нашего города, а именно, воспитанников детских садов и первоклассников.
(слайд №4) В чем актуальность проекта? Ответ очевиден: в крайней необходимости формирования экологической культуры с самого раннего возраста, ибо экологическое мировоззрение есть важнейшая составляющая всей воспитательной системы для человечества в целом.
(слайд №5) В чем ее новизна? Прежде всего, в том, что экологическую азбуку составляют сами учащиеся школы и, конечно же, в форме восприятия информации и получения новых знаний, влияющих на сознание любого ребенка. Кроме того, за всю историю существования города Котельники никаких шагов в этом направлении не было сделано ни одним педагогом, методистом или специалистом по экологии. У нас предполагалось выпустить серии №1 «Птицы и звери в нумизматике», серия №2 «Растения и филателия» и серия №3 «Обитатели водной стихии как объекты фалеристики».
(слайд №6) Для этого мы начали нашу работу с решения следующих задач:
- проведение социологического опроса;
- разработка концепции наглядного пособия;
- исследование литературных источников и интернет – ресурсов и их анализ;
- составление шаблона и разработка дизайна страниц наглядного пособия;
- выпуск наглядных пособий, их презентация, апробация в учебно-воспитательном процессе и ее анализ, выводы и дальнейшее распространение среди школ и детских садов города Котельники.
(слайд №7) Методика нашей работы: это статистические, литературные и информационные исследования.
(слайд №8) Сначала надо было понять: получим ли мы поддержку общественности? Финансирование проекта, пожалуй, самая главная составляющая нашей работы. Важно, чтобы данное пособие оказалось в руках большинства детей и родителей нашего города. Для этого мы и провели в школе социологический опрос по теме «Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения через пропаганду защиты и сохранения природы в условиях образовательного учреждения». Опрос проводился пошагово: сначала составление вопросов, затем сам опрос, далее шла обработка и анализ полученных данных и, завершалось это исследование, оформлением выводов.
(слайд №9) Контингент участников опроса был традиционным: дети и учителя. Первыми были учителя начальной школы. По итогам работы мы получили, что:
- среди всех учителей дали положительные ответы 71, 9% (69 ответов);
- отрицательные ответы – 3, 1% (3 ответа);
- а 25% (23 ответа) учителей сомневаются.
Подобные социологические исследования мы провели среди обучающихся 11-х, 9-х и 5-х классов. Сначала шел 11-й класс. Вот что из этого вышло:
- положительные ответы 28,8% (83 ответа);
- отрицательные ответы 12,2% (35 ответов);
- нейтральную позицию занимают 9% (26 ответов).
Таковы результаты при максимально возможных 288 ответах. Надо сказать, что часть вопросов учащиеся 11 класса оставила вообще без внимания и не дали ни одного ответа, причем сознательно!
Учащиеся 9-х классов (37 человек) из 444 максимально возможных ответов показали очень грустные результаты:
- положительные ответы у 26, 1 % (116 ответов);
- отрицательные ответы дали 6,1% (27 ответов);
- нейтральную позицию занимают 67,8% (301 ответ).
Возможно, сказался переходный возраст…
Картина социологического опроса в 5-х классах (42 человека) такова:
- из 504 максимально возможных ответов положительные ответы дали 47% (237 ответов);
- отрицательные ответы у 15,5% (78 ответов);
- нейтральная позиция – 27,4% (138 ответов).
Здесь тоже не все оказалось охвачено: на часть вопросов ребята не смогли никак ответить, не хватило и знаний, и кругозора, и мышления.
Но для нас оказалось более важным, что на такие вопросы, как «Могут ли сами дети внести вклад в защиту природы?», «Можно ли с помощью наглядных пособий привить любовь и уважение к природе?» и «Могут ли школьники своими силами изготавливать наглядные пособия» из 111 опрашиваемых большинство дали положительные ответы.
Это лишний раз утвердило нас в правильности принятого решения и надежды на финансовую поддержку проекта. Первый шаг был сделан.
(слайд №10) «Каким быть пособию? Как его назвать? Какова основная идея создания пособия?» – вот такими были следующие шаги. Разработка концепции пособия началась с получения в подарок Красной книги Московской области за победу команды «Рожденные экологией» в областном экологическом слете «ЭКО». Именно тогда мы и задумались над упрощенной и более доступной для детей формой изучения материала Красной книги. На помощь пришли воспоминания из детства: наш букварь и азбука, как нам показалось, были очень яркими и запоминающимися для нас. Почему бы не использовать этот прием восприятия и для Красной книги? А использование букв русского алфавита легло в основу самого пособия. И самое главное: необходимо было заставить задуматься каждого ребенка о дальнейшей судьбе всего живого на земле. Так появилась концепция создания пособия и пришло его название «Экологическая азбука: кто следующий?».
(слайд №11) Теперь предстояло провести настоящее исследование всех источников информации, с аналогичным или похожим содержанием и названием. Для этого мы окунулись… во всемирную паутину. Мы не претендовали на новизну самого понятия «Азбука», более того, мы с огромным уважением отнеслись к изданным книгам и пособиям с похожим названием. А их оказалось немало, например, «Экологическая азбука» разных авторов: Асланиди К.Б., Смирнова Н.З., Тамбиева А.Х.Основательно изучив содержательную составляющую, мы убедились в отсутствии плагиата. Подобной азбуки мы не нашли, ни в каких источниках информации. Помимо исследований во всемирной паутине, нами были просмотрены все имеющиеся в наличии подобные издания в библиотеках школы и города. Другие авторы публикаций «Экологическая азбука», с которыми мы познакомились также в Интернете, в основном педагоги образовательных учреждений, имеют лишь созвучное название с нашим пособием. Например, Веселовская Н.И. представляет свой материал «Экологическая азбука» в виде терминологического словаря по экологии, Гозбенко Е.А. – в виде внеклассного мероприятия, Трифонова О.Ю. – в виде программы элективного курса по экологии.
Справедливости ради, стоит сказать, что некую аналогию с нашей азбукой мы смогли найти в материалах участников Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Автор материала «Экологическая азбука для дошкольников и младших школьников «Животные Красной книги Томской области», С.В. Шаляпин представляет каждую букву алфавита следующим образом:
А
Аист ходит вдоль болота,
Аисту поесть охота,
А лягушки не боятся,
А лягушки веселятся:
Аист важный, как артист,
А чумаз, как трубочист!
Аист говорит лягушкам:
Ах, какие вы простушки!
Аист чистоплотный я,
А смокинг черный у меня!
В таком ключе выстроена вся азбука. Конечно, аналогия прослеживается: буква алфавита – животное, занесенное в Красную книгу. Идея сама по себе не нова, подобные азбуки составлялись еще много лет назад. Но наш принцип создания наглядных пособий, их форма и содержание, кажутся нам более доступными, интересными и эффективными для обучения и воспитания малышей.
(слайд №12) Используя данные Международной Красной книги, Красной книги Российской Федерации и Красной книги Московской области, сначала мы искали материал, позволяющий объединить всех редких и вымирающих представителей фауны по какому-либо признаку. Это было, пожалуй, самым сложным. Первую серию пособия мы хотели посвятить только млекопитающим, причем хотелось говорить именно о тех, кто живет в Московской области. Но, к счастью (в известной степени!), мы не набрали необходимое количество материала. Позже, в процессе поиска, мы определились на теплокровных организмах – птицах и млекопитающих, причем всего мира.
(слайд №13) Краеведческая составляющая все же была охвачена. Из представителей нашего региона в азбуку попали: выхухоль русская, рысь обыкновенная, аист белый, гусь серый, зимородок обыкновенный, зеленый дятел и лесной жаворонок.
(слайд №14) Дальше мы стали разрабатывать дизайн страниц самого пособия. Например, буква «А». Мы решили изобразить ее внизу первой страницы, причем она озаглавливает слово - название животного. Это слово предстоит угадать самим детям. А подсказкой служит фотография животного, которая изображена в середине страницы - аист в полный рост и в своей среде обитания (для более легкого восприятия). Многие, быть может, с ним уже знакомы. Ярко красный фон страницы и надпись в верхнем поле «Красная книга» без слов говорят о печальной судьбе этой птицы. Дети понимают, что скоро она может исчезнуть совсем. Так, познавая азы русской грамматики, дети изучают основы биологии и экологии.
С такими буквами, как «Й» и «Ш» , мы использовали прием обратного восприятия: изучаемая буква алфавита ставилась в конце слова. Эти буквы у нас представляют попугай ара и слепыш песчаный соответственно. С мягким знаком мы поступили также, а вот твердый знак лишь обозначили, как существующий знак в алфавите, даже подобрали к нему для оформления второй станицы специальный знак.
Единственная буква, изменившая наш принцип восприятия и изучения алфавита, стала буква «Ы». Она представлена животным выхухоль русская. Хотя можно было бы обойтись просто изображением букв, например, как твердый знак, мы все же решили оставить и гуся серого, и выхухоль русскую. Это, с нашей точки зрения, расширит экологическую копилку знаний воспитанников и учащихся. С содержанием и оформлением первой страницы наглядного материала все было решено. Вот так мы сами соприкоснулись с основами дизайнерского искусства.
(слайд №15) Следующий шаг - мозговой штурм: как лучше заполнить обратную сторону страницы? Первоначально были мысли о демонстрации ареала распространения птиц и млекопитающих в виде карты, но…. Найти единый образец карты не удавалось, особенно у птиц. Как правило, демонстрация ареала распространения птиц включает в себя и места их гнездования. Нам показалось, что такое «разноцветье» на картах будет сложно воспринимать малышам. Стали искать интересную информацию о наших «подопечных»: опять столкнулись с наукообразной лингвистикой, это уж точно для нас не подходило.
Но зато в ходе поисков мы натолкнулись на достаточно большое количество монет с изображением редких и исчезающих видов растений и животных. Вот тут и разрешились наши сомнения: это всегда интересно не только детям, но взрослым. Кроме того, это дань уважения и памяти к тем, кто почти покинул нашу планету. Это, если хотите, и знакомство с азами нумизматики. Кто знает, может именно наша азбука раскроет способности юных коллекционеров.
Прежде, чем материал был найден, пришлось изрядно потрудиться. Не сразу каждую страницу нашей азбуки мы смогли оформить соответствующей монетой. Окунулись в мир нумизматики и мы сами. И это оказалось очень увлекательно. Судите сами: благодаря всемирной паутине мы узнали про существование самых разных коллекций монет с изображением животных. В одних странах мира, например, России, Казахстане и Белоруссии, отдавали предпочтение выпуску коллекций с изображением редких и исчезающих видов, внесенных в Красную книгу этих стран, отражая особенности их строения. Другие страны отходили от общепризнанных стандартов и выпускали коллекции монет с цветными изображениями все тех же редких птиц и животных. Были коллекции, например, государства Белиз, где в монетах были вкраплены кристаллы Сваровски.
В Австралии, выпускались монеты из золота и серебра в год памяти самого животного. Памятные монеты чеканили в Македонии и Венгрии, Камеруне и Руанде, Бразилии и Молдавии, Конго и Японии.
Конечно, попадались монеты, которые являлись обычной валютой государства, быть может, это даже и правильнее. Этим отличилась больше всех Канада.
Но, главное во всем этом процессе, не форма, не изображение, и даже не качество монет, а то, что все они были выпущены в честь редких и исчезающих животных.
Материал мы переработали и постарались сделать доступным и интересным для малышей. Стоит перевернуть страницу, и ты уже в другом мире, мире, где царят такие науки как систематика и нумизматика.
(слайд №16) Дизайн этой страницы было решено изменить. Фон сделали белым (чтобы не перенасытить цветом), но значимую надпись «Красная книга» оставили, она подкрепляет полученную информацию о необходимости защиты и охраны данного животного. По центру постарались найти монеты одной формы и придать им одинаковый размер. Наличие монеты с изображением того же аиста, вызывает неподдельный интерес у каждого ребенка, и не только. И он начинает ее внимательно изучать: страну, изображение животного, форму монеты, качество, в общем, все, что может вместить в себя аверс или реверс представленной монеты. Идеальнее было бы, если бы все монеты входили в одну коллекцию, но… А может это и лучше, столько нового почерпнули для себя! Посчитали, что очень важно дать детям полное название животного (вид и род), не только на русском, но и на латинском языке. Для некоторых одаренных детей знание алфавита английского языка в этом возрасте считается нормой. Поэтому и прочитать, и запомнить название редких животных им под силу. Да и нам самим было интересно научиться читать латынь, зная буквы английского алфавита. При этом изучаемая буква в названии животного ярко выделена (для закрепления изученного материала). Именно здесь и проверяют правильность угаданного животного. Подобный подход в изучении, с нашей точки зрения, хорошо развивает логическое мышление детей.
Завершается страница очень тревожным вопросом: «Кто следующий?». С одной стороны, это предполагает плавный переход к новому животному, в другой, заставляет задуматься: кто еще из животных попадет в Красную книгу, кого так мало на земле и кто находится на грани исчезновения? Эту часть азбуки, мы считаем просветительской или образовывающей.
Оформление и дизайн обложки пособия мы дорабатывали, не изменяя основной концепции пособия. Титульный лист обложки сделан по тому же принципу, что и сами страницы. На обратной стороне титульного листа обложки дана краткая аннотация самого пособия, его методическая составляющая. Второй лист обложки содержит перечень представленных букв алфавита с соответствующими животными. А колофон, как везде, содержит информацию об издательстве. У нас, конечно, пока «Самиздат». Так мы полностью завершили разработку шаблона нашего пособия.
Остальное - было делом техники. Распечатка пособия, его оформление и комплектация прошли на волнующей ноте. Здесь мы прикоснулись к основам библиографии и издательскому делу.
Вот так, создавая пособие для других, мы образовывались и сами: получали представление о многих науках и профессиях, о которых раньше только слышали. Это образовывающая составляющая для нас самих.
В итоге, появилась на свет первая серия нашего пособия «Экологическая азбука: кто следующий?», посвященная теплокровным животным. Мы назвали ее «Птицы и звери в нумизматике». Это был первый год нашей работы.
В ходе исследований было сложно устоять от соблазна рассказать и о других представителях флоры и фауны, используя богатейший материал интересных находок из мира филателии. Так было принято решение о создании на следующий год второй серии «Растения и филателия», где речь шла о «краснокнижных» представителях флоры, но уже через знакомство в миром филателии. Это путешествие в мир новых знаний оказалось не менее увлекательным, чем нумизматические находки. И завершить нашу работу хотелось рассказом о представителях водной стихии. Вот здесь родилась идея знакомства с фалеристикой через создание коллекции значков своими силами. Для этого, сначала мы разработали дизайн значков, затем оформили обратные страницы пособия с их изображением, и в завершении выпустили третью серию нашего пособия «Обитатели водной стихии и фалеристика». Позже мы планируем выпустить коллекцию созданных значков с изображением «краснокнижных» водных обитателей.
(слайд №17) Весь дизайн выпускаемых серий остался одинаковым по сути и в общем, по содержанию. Менялись лишь фотографии живых объектов природы и формат их отображения: сначала монетах, затем на марках, позже – на значках. Вот так, три науки: нумизматика филателия и фалеристика оказались на службе у детей и экологии. А дальше… необходимо сказать отдельное спасибо нашему спонсору, директору МБОУ КСОШ №3 Ивановой Елене Анатольевне. Именно при ее финансовой поддержке проект вышел в свет. Это были наши первые экземпляры!
(слайд №18) Впереди ждала презентация нашей работы. И состоялась она на празднике Букваря в 1-х классах. Именно к нему, мы собственно и приурочили наше исследование.
(слайд №19-22) Дальше наглядное пособие «Экологическая азбука: кто следующий?» была представлена на всех уровнях с целью ознакомления членами компетентного жюри, воспитателей и учителей, и получения общественного мнения о значимости данного проекта.
(слайд №23) И, в завершении, мы выступаем со своим новым взглядом на известные буквы русского алфавита. Мы не просто предлагаем детям знакомиться с ними, мы ненавязчиво показываем, насколько прекрасен мир флоры и фауны, какими замечательными красками природа одарила братьев наших меньших и … с грустью напоминаем, что все это разнообразие мы видим, может быть, в последний раз. Кто же останется, если на грани исчезновения сегодня оказалось так много известных всем представителей растительного и животного мира нашей планеты?
(слайд №24-55) Непринужденно, буква за буквой, как нам кажется, мы можем воздействовать на сознание детей, а иногда, и их родителей, образовывая и воспитывая их.
(слайд №56-57) Нам кажется, что наша идея оказалась интересной и актуальной, об этом говорят итоги апробации наглядных пособий в учебно-воспитательном процессе. Пособия были использованы на занятиях во внеурочной деятельности по экологии в 1-2 классах.
(слайд №58) Анализ применения данных пособий мы проводили с помощью анкетирования обучающихся. Результаты анкетирования обучающихся в испытуемых классах (с применением наглядного пособия «Экологическая азбука: кто следующий?»):
- всего 87 респондентов, из них высокий уровень экологической грамотности показали 81 %, 18 % - показали средний уровень знаний, 1 % - низкий.
Результаты анкетирования в обычных классах:
- всего 79 респондентов, из них высокий уровень показали 18 %, средний - 65 %, 17 % - низкий.
(слайд №59) Цель проекта достигнута! Об этом говорит тот еще и тот факт, что все обучающиеся 1-ых классов не просто любят занятия по экологии и показывают высокий уровень экологической культуры, они активно участвуют во всех конкурсах и акциях, проводимых в школе, и с гордостью носят специальные значки команды «Рожденные экологией», подаренные им на заключительном годовом мероприятии «Посвящение в юные экологи».
(слайд №60) Многие могут возразить: сегодня каждый может войти в интернет и получить любую информацию, или просто прочесть книгу. Не думаем, что всем, особенно детям, захочется поднять эту большущую и тяжелющую Красную книгу, а затем вычитывать информацию сугубо научного содержания, да еще написанную мелким шрифтом. Этот вариант саморазвития, как нам кажется, может увлечь людей науки. Да еще перерыть «тома интернета» для получения информации о видах коллекций монет или марок с такими дорогими сердцу изображениями. Хватит ли столько терпения у пяти – шестилетнего ребенка? Нам кажется, нет. Да и вредно столько времени проводить за компьютером, особенно в таком возрасте. Здоровье надо беречь!
Именно поэтому, рассматривая экологическое воспитание в современных условиях с точки зрения сохранения здоровья, наш вариант решения проблемы кажется наиболее эффективным. После пошаговой отработки проекта мы сделали очень важный вывод: при изучении букв русского алфавита, дети решают сразу несколько задач:
- сначала изучают основы грамматики русского языка;
- параллельно узнают о существовании Красной книги и об экологических проблемах, которые привели к ее появлению;
- знакомятся с миром флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу, получая тем самым определенные экологические знания, особенно по родному краю;
- узнают особенности внешнего строения редких и исчезающих видов растений и животных;
- получают представление о таких науках, как нумизматика, флористика, фалеристика и систематика;
- учатся понимать значение охраны природы;
- воспитываются и образовываются как экологически грамотные личности, понимая, что именно они могут стать последними свидетелями некоторых видов редких растений и животных.
(слайд №61) В чем же практический выход нашего проекта? Конечно же, в распространении наших пособий. Выпуск подобных азбук для каждого ребенка, позволяет более широкому кругу участников воспитательного процесса познавать, понимать, любить и защищать природу. И начинать процесс экологического познания и воспитания необходимо именно в самом раннем возрасте. Кроме того, каждый учитель и воспитатель может использовать наше пособие при изучении самых разных тем и занятий.
(слайд №62-63) А еще нам кажется правильным, не только говорить о проблемах и необходимости их разрешения, но показывать личный пример в этом важном вопросе, что-то делать самим. Мы – сделали. Благодаря поддержке администрации всем школам и садам нашего города вручены подарочные пособия «Экологическая азбука: кто следующий?» в качестве хорошего дополнения к учебно-методическому комплексу.
(слайд №64) Вы можете не согласиться с нашими выводами или опровергнуть их, но бесспорно одно: когда появиться на нашей планете человек, полностью овладевший экологической культурой, он будет понимать, как по-настоящему нужно относиться к природе, как любить «поле, птиц и цветы» и, что для этого необходимо делать. И таким человеком, как нам кажется, должен стать каждый из почти семи миллиардовсегодня, для того, чтобы у каждого из нас наступило завтра.