Совершенствование лексико-грамматического потенциала, развитие речевых способностей учащихся на уроках внеклассного чтения

Разделы: Иностранные языки


В результате процесса модернизации российской школьной системы образования меняются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. Владение основами речи должно быть достаточно прочным и стабильным на долгое время. Оно должно служить фундаментом для последующего языкового образования, совершенствования с целью использования иностранного языка в будущей профессиональной сфере деятельности после окончания данного этапа обучения.

В свете происходящих изменений в коммуникации большое значение приобретает обучение письменной и устной речи. Все более актуальными становятся письмо и чтение.

В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно связанные с ним воспитательные и образовательные задачи. Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности школьников, привлекает их внимание к различным языковым формам выражения мысли в родном и в иностранном языках.

Большое значение в данных условиях приобретает расширение словарного запаса учащихся и умение использовать его в устной и письменной речи. Уроки домашнего чтения – прекрасная возможность совершенствования навыков письма, чтения, а также монологической и диалогической речи.

Необходимо приучить подростков внимательно читать текст, анализируя прочитанное, и выполняя предложенные учителем заданий.
Пошаговое выполнение заданий способствует не только усвоению прочитанного, но и расширению кругозора, формированию лексико-грамматического потенциала, развивает речевые способности школьников, привлекает их внимание к различным языковым формам выражения мысли на иностранном языке.

С большим интересом учащиеся 5-х классов читали и анализировали книгу Э.Б. Уайта «Стюарт Литл» – повесть-сказку о невероятных приключениях самого маленького жителя Нью-Йорка, бесстрашного мышонка по имени Стюарт Литл. В 10–11 лет – время, когда происходит изменение характера познавательной деятельности, подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У учащихся формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для учеников подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычную, захватывающую учебную деятельность, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются предложенной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям. У ребенка появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще. Учащиеся этого возраста характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности.

Чтение

Учащиеся научатся:

  • читать и полностью понимать несложные тексты;
  • читать и понимать основное содержание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание с некоторым количеством незнакомой лексики;
  • читать и выборочно понимать в зависимости от задания значимую,
    нужную, запрашиваемую информацию в тексте с незнакомой лексикой.
  • догадываться о значении незнакомых слов по словообразовательным элементам, по контексту;
  • игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие
    понимать основное содержание текста;
  • пользоваться сносками.

Все три вида чтения – просмотровое, ознакомительное, изучающее – практикуются на уроке.

Для более глубокого изучения текста предлагаются следующие задания:

1. Answer the questions (к каждой главе).

2. Give the English equivalents to the following Russian statements:
включать свет; взбираться на веревочную лестницу; зубная щетка, кусок мыла, полотенце, расческа; причесываться; малыш; тут что-то нужно придумать; деревянный молоток; разбросав инструменты по всему полу; тонкая струя воды; время вставать; стать заинтересованным.

3. Say: true, false, I don’t know:

1. Stuart was a sleepyhead.
2. When he climbed out of bed it was always very warm.
3. He seldom did morning exercises.
4. A special bathroom was built for Stuart in a flat. It was easy for Stuart to use it.
5. Every morning Stuart climbed the rope ladder to the big wash-basin.
6. He had a doll’s tooth-brush, a doll’s cake of soap , a doll’s towel and a doll’s comb.
7. When he went to the bathroom he carried these things in his pocket and used them when he reached the wash-basin.
8. Stuart could turn the faucet with a very small wooden hammer which Mrs. Stuart gave to him.

4. Put the sentences in the right order:
1. She kept a white cat called Snowball.
2. The doctor said it was very unpleasant for an American family to have a mouse.
3. When Stuart was a month old he could walk, run, jump and climb.
4. Mrs. Little made Stuart nice clothes as baby clothes were not good for him.
5. The Littles lived in New York City.
6. When Mrs. Little’s second son was born he was no bigger than a mouse.
7. Mrs. Little made Stuart a bed out of a cigarette box.
8. Mrs. Little took care of the house.

Эти задания развивают избирательность внимания, которое становится более организованным и сфокусированным на конкретных задачах. Вдумчивость и постепенная переключаемость внимания с одного предложения или фразы на другое (-ую) дает возможности долго сосредоточиться на одном и том же виде деятельности.

Говорение. Монологическая речь

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о героях книги и событиях с опорой на зрительную наглядность и вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст.
  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
  • выражать свое мнение в связи с прочитанным текстом;
  • комментировать прочитанное, аргументировать свое отношение к прочитанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.

Для развития навыков говорения предлагаются следующие задания:

1. Imagine you are Stuart. Tell your classmates what happened to you.

Tell your classmates everything you have learnt about the policeman. Say what happened with him during the race.
Describe:

  • How the little mouse fell into the water;
  • What happened to the two boats during the race.

2. Imagine you are Snowball. Tell the classmates about your friends.

Give the description:

  • of the car;
  • of the car when it was found;
  • how the car moved when Stuart pressed the starter button.

3. Imagine you are Stuart. Tell your classmates what made you leave home.Prove that Stuart was a brave mouse. Say how he found his mother’s ring.

4. Imagine you are the director. Tell your classmates about your problems.

Диалогическая речь

Ученики научатся:

  • вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях в рамках
    предложенной содержанием книги тематики соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы в пределах
    тематики;
  • вариативно использовать известные типы диалогов, комбинировать их;
  • выражать свою точку зрения;
  • выражать согласие/несогласие с мнением партнера.

Большое внимание уделяется развитию умений учащихся задавать вопросы, а также выражать свою точку зрения и мнение по обсуждаемым вопросам.

Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в предложенных учителем ситуаций. Это можно сделать при помощи речевых упражнений, которые должны быть мотивированны и основаны не только на тематике программы, но и на отдельных ситуациях, на которые может быть разложена тема. Ситуация, с одной стороны, является условием мотивации высказывания: ответь на вопрос, или выскажи свое мнение, или обратись с просьбой к собеседнику. С другой стороны, ситуации, связанные одной темой, создают условия для развития речевых навыков, которые могут быть перенесены на аналогичные ситуации. Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимыми клише и умением переносить их в другие ситуации.

Для развития навыков диалогической речи предлагаются следующие задания:

1. Упражнения с опорой на наглядность:

  • ответы на вопросы по картинкам;
  • составление диалога, пользуясь картинкой или серией картинок;

2. Управляемый учителем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему:

  • диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;
  • драматизация прослушанного или прочитанного текста;
  • выполнение роли персонажа фильма при выключенном звуке;
  • беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее (это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища).

Для развития навыков говорения предлагаются следующие задания:

1. Imagine you are Stuart. Answer the questions of your classmates what happened to you.
2. You friends doubt that Stuart was a brave mouse. Imagine you are Stuart. Say how he found his mother’s ring.
3. Imagine you are the director. Answer the questions of your classmates about your problems.
4. Dramatize the first chapter of the book. Make up a talk of the members of the family when a new member of the family was brought home.

Для развития навыков диалогической речи предлагаются в том числе и следующие задания: ролевые игры, драматизация диалогов, постановка спектакля, Учащиеся становятся открытыми, естественными и мотивированными. Они более внимательно учатся читать текст. Магия
выступления – это возможность для учеников показать, чему они научились. И постоянная ответственность – за себя и за своих одноклассников (нельзя подвести!).

Постановки по прочитанным книгам очень популярны в нашей школе, их любят и учителя, и учащиеся. Под руководством И.С. Пушкаревой в этом учебном году был поставлен спектакль «Приключения Тома Сойера». Это дает учащимся возможность вживаться в образ, лучше понимать содержание текста.Эти задания способствуют аналитико-синтетическому восприятию конкретной ситуации. У учащихся формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению, возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. В процессе чтения и анализа эпизодов книги решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно связанные с ним воспитательные и образовательные задачи. Учащиеся в этот период склонны к спорам и возражениям. В спорах решаются задачи нравственного воспитания учащихся, при анализе конкретных ситуаций формируется модель правильного поведения.

Письменная речь

Учащиеся научатся:

  • излагать сведения в форме, принятой в стране изучаемого языка;
  • писать и, выражать пожелания с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка;
  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
  • составлять план устного или письменного сообщения;
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Следующие задания развивают внимание, которое позволяет сосредоточиться на конкретных аспектах языка, что позволяет обогатить
словарный запас учащихся:

1. Языковые упражнения по содержанию книги

Match parts of the word combinations:
To listen a bed
To take temperature
To make lamps by the cord
To climb a handkerchief in the pocket
To keep care of the house
To take to his heart
Complete the sentences using the words from the box:
Sharp to be frightened
an accident to breathe
to cry window shades
an early riser to take off
a sleepyhead dangerous

1. There are ________ _________ on the windows which can roll up.
2. There were so many people in the Assembly Hall that it was hard _________.
3. This knife is very _________. Use it carefully.
4. When boys come into the house they must __________ their hats. Нескучные уроки 25
5. When a little boy saw a big dog in the street he __________ and __________ loudly.
6. Don’t feed wild animals in the Zoo. It is _________.
7. I am sure it is not her fault. It is _________.
8. She usually comes to school at 8. She is _________.
9. Michael is always late for school. He is _________.

2. Find the opposites to the adjectives:
Kind, easy, pleasant, small, happy, unpleasant, big, enormous, open, greedy, hard-working, tiny, helpless, lazy, cruel, weak( about voice ), difficult, loud (about voice), close, dead, alive, to be cold, to be generous, better, to find, beautiful, warm, worse, to lose, ugly, energetic, angry.

3. Give the degrees of comparison of the following adjectives:
Long
Short
Fat
Thin
Happy
Busy

4. Find the odd word:

  • pair of pincers, tray, instruments, tooth-brush
  • spy-glass, sailor suit, sailor hat, doorman
  • stick, shoes, handbag, driver
  • hammer, screwdriver, nail, ticket
  • pull, roll up, climb, needle
  • window shades, curtains, window-sill, mouse-hole
  • driver, conductor, sailor, purse.

Тема урока: "Домашнее чтение"

Enid Mary Blyton “Five on a treasure island”

«Великолепная пятерка на острове сокровищ»

Цель урока: развить и закрепить лексико-грамматические навыки учащихся, элементы спонтанной речи, расширить кругозор.

Коммуникативная цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка.

Образовательная цель: научить детей пользоваться лексикой, как в диалогической, так и в монологической речи.

Воспитательная цель: воспитывать уважение к обычаям, традициям и мнению других людей.

Ход урока

1. Good morning children. Glad to see you. It’s high time to begin our work.

2. Видео сюжет 1. (50 seconds)

3. So what are we going to discuss today? Who can guess?
Who is the author of this book? What do we know about her?

  1. One of the most popular children’s writers in Britain
  2. Was born in London, brought up in Buckingham
  3. Began writing poetry in her early teens
  4. Was trained as a kindergarten teacher, later became a journalist
  5. Was a talented pianist but gave up musical studies when she trained as a teacher
  6. Was married to A.Pollock. The couple honeymooned in Jersey and Enid later based Kirrin in the Famous Five books on an island, castle and village they visited there.

I can confirm the author of the book, Enid Mary Blyton, was born in London in 1897. She began writing poetry in her early teens. She was trained as a kindergarten teacher, later became a journalist specializing in educational and children’s publications. Maybe it was this personal and professional experience that gave her such insight into children’s mind. Enid Blyton wrote a total of over 600 books. That made her one of the most famous and most translated British authors.

4. In order to discuss the characters let’s revise the words and phrases.

- to tell tales

 - to be as quiet as mice

 - a bay

 - to feel a bit lonely

 - to sail a boat as well as any fisherboy

 - to take notice of something

  - to hate being a girl

 - to boast

 - to tell lies

 - to lay in the distance

 - to offend

 - fix up everything

 - to share something with somebody

 - to be truthful

 - dancing waves

 - cliff

And now try to find sentences with these words and expressions.

5. This is an exciting story of four children and Tim, the dog their adventures on Kirrin Island with its ruined castle, treasure and mystery.
And now let’s revise the names of characters of this story. What are they? Try to pronounce them correctly.
Julian, George, Kirrin, Alf, Quentin, Fanny, Georgina, Timothy.
O`K, now I want you to refresh your memory and tell me some words about
1. Georgina and
2. her parents (Quentin and Fanny)
and describe the episode when they met their guests. (Pupils make a dialogue)
I want you to watch video extract about this episode 8.30 – 10.30
Well done, I see, that you remember the text. Just now listen to the extract. Try to find it in our chapter. 15.40 There was no room…

6. Now let’s see complete the table

Complete the table

Statement

I agree

I disagree

1

Julian, Dick and Anne were the same age.

 

 

2

The children’s uncle was a very handsome man.

 

 

3

Georgina’s parents called their daughter George because they didn’t like the girl’s real name

 

 

4

Anne and her brothers loved the idea of going to the bay after breakfast

 

 

5

Julian and Dick disliked George

 

 

6

Anne didn’t believe that Kirrin Island belonged to George

 

 

7

George never told the truth

 

 

8

As a dog Tim was perfect.

 

 

9

George’s father hated when Tim barked

 

 

10

George’s cousins were selfish children.

 

 

7. Prove these statements (true or false)

1. The children and their parents were discussing summer holidays at the breakfast table.
2. Children were glad to be the place where they had never been before.
3. Aunt Funny thought it wouldn’t be good for Georgina to have company.
4. They arrived to Kirrin Bay on Wednesday.
5. Georgina greeted them warmly.
6. Every child had his own room.
7. Georgina was a beautiful girl with big brown eyes and long hair.

8. Find the factual mistakes (group I)

1. The children didn’t feel lonely as they saw the big car disappear round the corner of the road.
2. Anne was to sleep with Georgina in a smaller room, whose windows looked over the beautiful garden with a lot of flowers.
3. All the four children were fast asleep before Georgina came up to bed.
4. Ann thought that her new cousin was an ordinary girl.
5. George was very polite with Ann, so Ann didn’t offend her.
6. George was in the kitchen, buttering a piece of toast. She looked and smiled very pleasantly at the three children.

Find the grammar mistakes (group II)
1. The children didn’t feel lonely as they see the big car disappear round the corner of the road.
2. Anne was to sleep with Georgina in a smaller room, whose windows look over the beautiful garden with a lot of flowers.
3. All the four children were fast asleep before Georgina comes up to bed.
4. Ann thought that her new cousin is an ordinary girl.
5. George was very polite with Ann, so Ann doesn’t offend her.
6. George was in the kitchen, buttering a piece of toast. She looks and smiled very pleasantly at the three children.

9. Who are they?
1. She had a very short curly hair, almost as short as a boy’s. Her face was dark brown with the sun, her eyes were bright. (Georgina)
2. He was a very tall, unsmiling man, a clever scientist who spent all his time studying. (uncle Quentin)
3. She was very nice. She had a daughter. And lived near the sea. She wanted to have one or two people to live with her for a while, to bring a little money in. (aunt Fanny)
4. They soon came to it. It stood on the low cliff overlooking the bay and was very old. It was built of old white stone. Roses climbed over the front of it. (Kirrin cottage)

10. In order to revise the contents of the story answer the following questions:

  1. What made Anne and her brothers go to Kirrin Island?
  2. Who did the cottage belong to?
  3. What did the children find out about their cousin’s family?
  4. When did the family arrive at Kirrin Island? What did it look like?
  5. What was Georgina like?
  6. What was there at the entrance to the bay?
  7. Did Georgina ever tell lies? Who told the children about that?
  8. What did Anne and her brothers learn about George’s wreck?
  9. Where did George keep her dog? Why couldn’t she keep him at home?
  10. In what way did George pay Alf for keeping her dog?

11. Five on a Treasure Island

Chapter I. The Strange Cousin
Quiz
Choose the correct answer.

1. Why couldn’t Julian, Dick and Anne go away on holiday with their parents as they usually did?

  1. Because their mother was too ill to travel.
  2. Because their father had to do some extra work in the office.
  3. Because the hotels were quite full up that year.

2. Which town did they usually go to?

  1. Portsmouth
  2. Polseath
  3. Plymouth

3. How old is George?

  1. Thirteen – she is the oldest
  2. Eleven – the same as Dick
  3. Twelve – the same as Julian

4. Who is Quentin?

  1. The children’s father’s brother
  2. The children’s mother’s brother
  3. George’s uncle

5. When did the children arrive at Kirrin Bay?

  1. On Monday
  2. On Thursday
  3. On Tuesday

6. How old was Kirrin Cottage?

  1. About 100 years old
  2. About 200 years old
  3. About 300 years old

7. What type of hair did George have?

  1. Short curly
  2. Short straight
  3. Long curly

8. When did the four children go to the beach?

  1. Before breakfast
  2. After breakfast
  3. Before lunch

12. Now, it’s clear, you know the text well. 
It’s time to do project. Imagine you are a seller of books. You should advertise a famous book.

13. Student’s card

Home reading. Chapter 1 “Five on a treasure island”
Му self-assessment card

Name, surname____________________________

Points of my work
Пункты моей работы

My marks
Мои оценки

Difficulties
трудности

 

The biography of Enid. M. Blyton
Биография Инид Блайтон

 

 

 

Words

 

 

 

Describing the main hero
Описание главных героев

 

 

 

Prove the statements

 

 

 

Dialogues
Драматизация

 

 

 

Find mistakes
Определение ошибок

 

 

 

Quiz game
Викторина

 

 

 

Project (group work)

 

 

Homework: read the second chapter.

Выводы:

  • В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно связанные с ним воспитательные и образовательные задачи.
  • Создаются интересные и нестандартные ситуации, ребята занимаются этой работой с удовольствием и длительное время.
    Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц, делает мыслительные процессы более гибкими,
  • развивает речевые способности школьников, привлекает их внимание к различным языковым формам выражения мысли на родном и иностранных языках.
  • Большое значение в данных условиях приобретает расширение словарного запаса учащихся и умение использовать его в устной и письменной речи. Уроки домашнего чтения – прекрасная возможность совершенствования навыков монологической и диалогической речи, письма, чтения.

Использованная литература.

  1. Книга для домашнего чтения «Стюарт Литл» Э.Б. Уайта. Реквизиты книги: Уайт Э.Б. «Стюарт Литл». Адаптация, примечания и словарь
    А.А. Ставиской. АО «Манускрипт» по лицензии РИЦ «ТОК», 1994 г. Каждая глава – на один урок домашнего чтения.
  2. Маккавеева Елена Евгеньевна. Разработка уроков домашнего чтения по книге «Стюарт Литл» (по Э.Б. Уайту) для 5 класса школы с углубленным изучением английского языка. Автор знаком с упражнениями Н.И. Кролик к этой книге (Москва, «Айрис Пресс», 2010 г.) и выражает ей слова благодарности.
  3. Апальков В.Г. «Английский язык. Рабочие программы. 5–9 классы. Линейка учебников И.Н. Верещагиной и др. ФГОС». «Просвещение». 2011.
  4. Диалогическая речь. Система упражнений для обучения диалогической речи. Проблема учебно-речевой ситуации. www.dioo.ru/
    dialogicheskaya-rech.html.
  5. Книга для домашнего чтения 7 класс. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева “Reader” издательство «Просвещение».