Цель урока: создать условия для формирования умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников об особенностях образования сословного строя и парламента в Англии на основе использования ЭОР, дальнейшее развитие иноязычных коммуникативных компетенций.
Задачи:
- Образовательные: расширить объем знаний учащихся о социокультурной специфике Британии, развивать умение планировать, строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; активизировать лексику по теме “Англия”, “Парламент”.
- Развивающие: продолжить развитие хронологических умений, умения сравнивать, извлекать информацию из исторических документов, формулировать выводы, совершенствовать коммуникативные умения (монологическая, диалогическая речь, аудирование),
- Воспитательные: развивать коллективизм посредством работы в группах, формирование уважительного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
Тип урока: интегрированный (английский язык - история), занятие-путешествие, с элементами дискуссии, практической работы в группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный: самостоятельная работа над учебным материалом; проблемно-поисковый: частично-поисковый; коммуникативный: “жужжащие” группы; игровые
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знают основные исторические события изучаемого периода, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, объясняют значение понятия парламент, знают состав парламента Англии; овладеют навыками аудирования, говорения, расширяют социокультурные знания.
Метапредметные:
- Познавательные: сравнивают, выделяют причины и следствия, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы.
- Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, оценивают свою работу на занятии, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, анализируют свое эмоциональное состояние.
- Коммуникативные: строят монологические высказывания, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, высказывают собственное мнение, допускают существование у людей различных точек зрения.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, выявляют причины современного устройства мира на основе анализа исторических событий
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
- http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Симон де Монфор и возникновение Парламента http://www.youtube.com/channel/UCMasyWuE1P2AaEKw_FkGq9g
- Видеофрагмент из х/ф “Железный рыцарь”. Режиссер: Джонатан Инглиш, 2011 г.
- A Child's History of England, by Charles Dickens, Illustrated by F. H. Townsend
- http://www.gutenberg.org/ebooks/699
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
Основное содержание темы, понятия и термины: Великая хартия вольностей. Возникновение сословной монархии в Англии. Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к занятию
Учитель английского языка. Good afternoon, children. We are glad to see you at our lesson..
II. Актуализация знаний. Определение темы урока
Урок сопровождается показом слайдов.
Слайд 2.
Учитель истории: Историю, какого государства мы изучали на уроке?
Слайд 3. Выполните задание (Приложение 1)
Слайд 4. Чтобы определить тему занятия, разгадайте ребус.
Слайд 5. Попробуйте сформулировать тему, используя опорные слова: Англия и свобода (ответы учащихся).
Слайд 6.
Сегодня мы будем знакомиться с историей Англии, используя родной язык этой страны.
Учитель английского языка: Тема нашего занятия: The Origins of Britain's Liberties and Rights. А помогать изучать историю Средневековой Англии нам будет словарь. (Приложение 2)
Слайд 6.
III. Постановка учебных задач
Определим задачи нашего занятия.
Слайд 7. Учитель истории: Сделаем вывод и определим задачи занятия с точки зрения истории по опорным словам.
Слайд 8. Учитель английского языка: А теперь, используя опорные слова, сформулируйте задачи занятия по английскому языку.
IV. Открытие нового знания
Слайд 9, 10.
Учитель истории: Мы отправляемся в путешествие в Средневековую Англию. 1215 г. Король Англии Джон долго воевал с Францией, проиграл и потерял свои владения во Франции. За что его прозвали Безземельный. Заглянем в замок короля…
Слайд 11.
Театрализация (Приложение 3. Сценка 1 сопровождается видеозаставкой)
Учитель истории: А в это время бароны собрались для решения важных вопросов государства.
Слайд 12. Учитель английского языка: At the same time barons meet to consider the important state issues.
Сценка 2. (Приложение 3)
Вопросы:
- Что необходимо было королю, Иоанну Безземельному?
- Зачем ему нужны были деньги?
- Как он хотел получить деньги?
- Как отнеслись к этому бароны?
- Чем они были не довольны?
Учитель истории: Король начинает войну с баронами. Со всех сторон собираются бароны, чтобы выразить свое недовольство правлением Иоанна Безземельного.
Учитель английского языка: The king begins to fight the barons. So, the barons from all parts of the country assemble to show the growing discontent with the King John’s ruling.
Слайд 13.
Сценка 3 сопровождается видеозаставкой (Приложение 3)
Вопросы:
- Что решили изменить в управлении государством бароны?
V. Первичное закрепление знаний
Слайд 14. Учитель истории: В 1215 году Иоанн вынужден был подписать грамоту с требованиями восставших, которая получила название “Великая хартия вольностей”.
Учитель английского языка: Познакомимся с Великой хартией вольностей. Прочитайте и переведите:
Вопросы к документу:
1. О правах, каких сословий говориться в документе? О каких сословиях здесь не упоминается?
2. Перечислите права и свободы, названные в документы.
3. Объясните, почему англичане считают этот документ “началом английской свободы”?
VI. Открытие нового знания
Учитель истории: Иоанн, подписав хартию, однако, не собирался исполнять свои обещания на деле. Он начал очередную войну против своих противников. Но в разгар военных действий умер. Предлагаю вам познакомиться со средневековой хроникой и узнать о дальнейших событиях.
Слайд 15. Учитель английского языка: Прочитайте документ и ответьте на вопросы. (Приложение 5)
Слайд 16, 17, 18, 19. Учитель истории: Генрих попал в плен вместе со своим сыном, Эдуардом. Симон де Монфор, управляя страной, нуждался в поддержке населения, поэтому в 1265 году впервые созвал собрание, получившие название парламент (от фр. parler - “говорить”). В этом собрании принимали участие представители духовных и светских феодалов, рыцарей и горожан. Но в это время восстали крестьяне и феодалы искали примирения с королем. Большая часть баронов присоединилась к нему. Войско Монфора потерпело поражение. Король восстановил власть, но понял, что без поддержки населения управлять страной трудно. Парламент продолжил свое существование.
Слайд 20. В XIV в. парламент разделился на палату общин и палату лордов. В палату общин выбирались по 2 рыцаря от графства и по 2 горожанина от каждого крупного города. Палата лордов включала аббатов, епископов и знатных феодалов, баронов.
- Как вы думаете, какие вопросы решал парламент?
В 15 веке парламент стал не только утверждать налоги, но и принимать законы, улаживать назревшие в стране конфликты.
- Вспомните, как назывался такой же орган власти во Франции?
- Что такое Генеральные штаты?
- Сформулируйте определение для слова парламент
- Как называется такая форма правления?
- Какая форма правления установилась в Англии с появлением парламента?
VII. Закрепление изученного
Учитель истории: С какими историческими личностями мы сегодня познакомились?
Учитель английского языка: Match the facts with the persons?
Выполните задания. (Приложение 6)
VIII. Рефлексия. Подведение итогов.
Подведем итог нашего занятия. У каждого из вас есть на парте изображение щита разного цвета. Выразите свое отношение к занятию.
- на занятии мне было все понятно, я доволен своей работой
- на занятии было интересно, но у меня остались вопросы
- на занятии мне было трудно
Выставление оценок (за правильный ответ учащиеся получают изображение печати на “Великой хартии вольностей”.
Методическая и учебная литература
- Е.В. Агибалова, История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Ю.Е. Ваулина, Д. Дули. Spotlight 6 класс. – М.: Издательство Просвещение, 2014 г.
- О.В. Давыдова. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.
- М.В. Короткова. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2004 г.