Сценарий виртуальной экскурсии с элементами игры-викторины "Путешествие по литературному календарю Воронежского края"

Разделы: Краеведение


Интересной формой знакомства с историей родного города, литературными памятными местами на занятиях по краеведению является экскурсия. Но провести её не всегда возможно. Во-первых, автобусные экскурсии не всегда доступны из-за высокой стоимости, пешеходные из-за погодных условий, также пешеходные экскурсии для воспитанников начального уровня обучения порой бывают очень утомительны. Это серьезное ограничение снимается при использовании такой интересной интерактивной формы обучения как – виртуальная экскурсия. Виртуальные экскурсии также являются эффективной формой организации учебной деятельности, они позволяют разнообразить и сделать интересным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию навыков самостоятельного наблюдения, сбора необходимых историко-культурных фактов

Задачи:

  • знакомство с биографией, творчеством, памятными литературными местами Воронежа, связанных с именами поэтов А.Кольцова, И.Никитина, С.Маршака, привлечение внимания к литературному наследию родного края;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие умений анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников;
  • актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.

Предварительная подготовка:

  • подобрать материал (текст, музыку, фото, картинки в электронном виде) для подготовки презентации виртуальной экскурсии и викторины
  • распределить детей на 4 творческие группы:
    • 1, 2, 3 группы - экскурсоводы (по 3 ребенка в группе)-каждая группа готовит 1 страничку экскурсии и презентацию к ней;
    • 4 группа – готовят выставку книг, Кольцова, Никитина, Маршака
  • Каждой группе подобрать материал ( текст, музыку, фото, картинки в электронном виде) для подготовки презентации своих выступлений:
  • Подготовка кабинета: столы и стулья расставлены в конце кабинета полукругом. Центр кабинета свободен. С противоположной стороны кабинета экран и место для импровизированной сцены.

Количество участников: 1 или 2 группы воспитанников (не более 30 человек).

Возраст участников: 9 -12 лет,

Форма проведения: виртуальная экскурсия с элементами игры-викторины

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер с презентацией виртуальной экскурсии, презентация к конкурсам для проведения игры-викторины.

Реквизит: призы для награждения победителей викторины (ластики, календарики, надувные шарики, стикеры и т.д.) и цветные жетоны из плотного картона по количеству участников,

Материалы для подготовки видеопрезентации:

  • Фотографии: поэтов Кольцова, Никитина, Маршака, Кольцовского сквера и памятника А. Кольцову; памятника И. Никитину, Дома на ул. К. Маркса №72., памятника С. Маршаку скульптора М. Дикунова, Фотографии памятных мест в Воронеже, связанных с именами Кольцова, Никитина, Маршака.
  • картинка “Литературный календарь”, 3 картинки листков календаря с датами рождения поэтов;
  • видеоролик стихотворения С.Маршака “Багаж”

Музыкальное сопровождение:

  • отрывки из “Второго концерт” С.Рахманинова,
  • песня “Ухарь – купец” сл. И.С. Никитина, муз. Я. Пригожего в исполнении Ивана Нечаева,
  • песня “Хуторок” сл.А.Кольцова, муз. Народная,
  • “Сонет № 90” сл. У.Шекспира, муз. С. Никитина в исполнении А. Пугачёвой и С. Никитина,
  • романс на стихи Р. Бёрнса в исполнении А. Фрейндлих,
  • романс на стихи Р. Бёрнса “В полях под снегом и дождём” в исполнении А. Градского,
  • песня из мультфильма “Чудеса в решете”, Сл. С.Я. Маршака, муз. Д. Кабалевского,
  • отрывки из сюиты А. Прокофьева на поэму Маршака “Зимний костёр” .

Ход мероприятия

Презентация.

(звучит музыка из “Второго концерта” С. Рахманинова. На экране карта путешествия по календарю. Выходит ведущий-педагог)

Ведущий: Здравствуйте, ребята, родители, педагоги! Продолжаем наше путешествие по календарю. Так как 2015 год в России официально объявлен Годом Литературы, я хочу вас познакомить с ещё одним видом календаря – календарём литературным.

(на экране Литературный календарь)

В Литературном календаре собраны все важные даты и события из мира литературы: события из биографий авторов. Наш город Воронеж имеет богатую культурную историю, родина не одного десятка замечательных писателей и поэтов прошлого и современности, их творчество известно далеко за пределами не только нашего города, края, но и нашей страны. Мы сегодня перелистаем лишь несколько листков осеннего календаря и познакомимся биографией и творчеством, памятными местами трёх очень известных воронежских поэтов. А также познакомимся с памятными литературными местами нашего города, связанными с их именами.

(на экране Кольцовский сквер и памятник Кольцову)

Внимание на экран. Вот перед нами Кольцовский сквер. Почему он так назван? Памятник какому поэту мы видим в этом сквере?

(дети отвечают)

Откроем первую страничку литературного календаря.

(на экране появляется лист календаря с датой 15 октября 1809 года)

Наш знаменитый земляк – поэт Алексей Васильевич Кольцов родился осенью - 15октября 1809 года в Воронеже. Давайте предоставим слово ребятам, которые, подготовили страничку виртуальной экскурсии об Алексее Васильевиче Кольцове.

(выходит 1 группа экскурсоводов, они рассказывают о Кольцове и по ходу выступления показывают презентацию)

1 экскурсовод:

Вся жизнь моя – как сине море,
С ветрами буйными в раздоре, -
Бушует, пенится, кипит,
Волнами плещет и шумит...

Эти строки написал Алексей Кольцов. Поэзия Кольцова – это его жизнь. По стихам Кольцова можно восстановить в основных чертах его биографию, его взгляды на мир, его горе и надежды.

2 экскурсовод: Судьба Кольцова – обычная судьба купеческого сына. Отец Алексея Васильевича Кольцова был купцом, прасолом - скупщиком мяса и рыбы для розничной мелочной распродажи. Сыну он тоже повелел быть купцом.

3 экскурсовод: Отдав Алексея в Воронежское уездное училище, через год забирает его оттуда. “Хватит учиться, почто время терять. Читать и писать умеешь и довольно, пора работать” - скажет отец десятилетнему сыну. С этих пор Алексей вовлёкся в отцовские дела.

1 экскурсовод: С 11 лет Кольцов ездит по деревням, в лес, степь. Юной душе Кольцова полюбилось широкое раздолье степи. Неслучайно именно в степи он ощутил себя поэтом. Своё первое стихотворение он написал в 16 лет. С этого времени стихи стали для него смыслом жизни.

2 экскурсовод: Отец Кольцова был человеком очень жёстким, любил, чтобы его боялись. Зная, что Алексей полюбил красавицу служанку, отец её продал, и вскоре она умерла. Для поэта это была страшная драма, он заболел горячкой, долго не мог оправиться. Отголоски этой трагедии встречаются во многих его стихах.

3 экскурсовод: Большинство своих стихотворений Алексей Кольцов назвал песнями. Покоренный могучей силой, размахом, песенным разливом кольцовских стихов, художник А. Веницианов на писал картину “Косарь” и подарил её поэту.

1 экскурсовод: Во всех его стихах мы видим мир крестьянина того времени – в нужде и заботах, в тяжестях и горестях труда. В стихах Кольцов передаёт раз говор крестьян со своими жёнами, детьми, с судьбой, природой – зноем, ветром, грозой, родником, с землёй-кормилицей.

2 экскурсовод: (читает отрывок из стихотворение А. Кольцова “Песня пахаря”)

Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелем железо
О сырую землю.
Красавица – зорька,
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.
Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.
Весело гляжу я,
На гумно, на скирды,
Молочу и вею...
Ну! тащися, сивка!

3 экскурсовод: Многим мечтам Кольцова не суждено было сбыться. Он мечтал отделаться от замучивших его забот, мечтал учиться. Семья ему не помогала, он жил в нищете, Умер 29 октября 1842 года и был похоронен на Митрофановском кладбище Воронежа. Сегодня там Литературный некрополь.

Ведущий Большинство своих стихотворений Алексей Кольцов назвал песнями. Покоренный могучей силой, размахом, песенным разливом кольцовских стихов, художник А. Веницианов на писал картину “Косарь” и подарил её поэту.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны в письмах, которые присылали на Ленинградское радио, было много заявок на песню “Хуторок”. Слова этой песни принадлежат А. Кольцову. Пел эту песню Иван Нечаев. Во фронтовых землянках снова и снова хотели слышать “Хуторок”. Ведь эта баллада, как лирические песни довоенной поры, была родным, милым сердцу преданием – оттуда из мирной жизни. Отрывок из этой песни вы сейчас услышите.

(звучит отрывок из песни “Хуторок” сл.А.Кольцова, муз.народная)

Ведущий: Стихи Кольцова можно читать и перечитывать. Такова прекрасная участь истинного искусства - оно бессмертно. Но нам пора продолжить наше путешествие.

(на экране фото площади и памятника Никитину)

Внимание на экран. Рядом с кинотеатром “Пролетарий” есть небольшая площадь. Как она называется и почему?

(ответы педагога)

Да, так почитатели таланта И.С. Никитина увековечили его имя в нашем городе...

Перед нами открылась еще одна страничка календаря.

(на экране листок календаря с датой - 3октября 1824год.

Иван Савич Никитин родился 3 октября 1824 г. о нашем земляке поэте расскажет нам следующая группа экскурсоводов.

(Выходит 2 группа экскурсоводов, они рассказывают о Кольцове и по ходу выступления показывают презентацию)

1 экскурсовод: Иван Савич Никитин родился в семье воронежского мещанина, торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина.  Более десяти лет он проучился в приходском и городском духовных училищах, затем поступил в духовную семинарию, которую бросил из-за расстройства торговых дел отца.

2 экскурсовод: А потом почти на 15 лет погрузился в заботы хозяина постоялого двора: встречал и провожал подводы, выдавал овёс и сено, был “дворником с головы до ног”.

3 эксурсовод: В 1859 году он с помощью друзей открывает небольшой книжный магазин и библиотеку при нём. Торговые дела у Никитина быстро пошли в гору. Он берётся за изучение иностранных языков, много читает, интересуется живописью и театром.

1 экскурсовод: Первые свои стихи Никитин написал в 25 лет. Как истинно русский человек Никитин в своих стихах славит мужество, подвиги своего народа, чувство гордости, вызванное величием любимой Родины, её необыкновенной природы.

2 экскурсовод:

(читает стихотворение И. Никитина “Вечер ясен и тих).

Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.

Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковер.

3 экскурсовод:

Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошел
И глядится в реке.

Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск!

Может быть, в этот час
Сонмы светлых духов
Гимны неба поют
Богу дивных миров.

1 экскурсовод: Никитин прожил недолгую жизнь всего 37 лет, умер в 1861 году. Но его стихи, поразительные по искренности, простоте и задушевности, читали в городе и деревне. Стихи становились песней. Выдающиеся композиторы – Н Римский- Корсаков, П. Бухалов, В. Калинников вдохновились никитинскими строфами, давая им вторую – музыкальную жизнь. На стихи Никитина создано более 60 романов и песен. Отрывок из шуточной песни “ухарь-купец” вы сейчас услышите.

(Звучит отрывок из песни “Ухарь – купец” сл. И.С. Никитина, муз. Я. Пригожего,

Ведущий: Спасибо, ребята!

(дети уходят со сцены)

Внимание на экран.

(на экране дом, где жил С.Я. Маршак)

Ведущий: Перед нами памятник нашему земляку, очень известному детскому писателю и поэту, недавно установленный за Никитинской площадью, на улице К.Маркса, недалеко от дома, где он жил, создал этот памятник наш воронежский скульптор Максим Дикунов.

(на экране памятник С. Я Маршаку)

Кто мне может назвать фамилию этого детского писателя?

(Дети отвечают)

Ведущий: Правильно, это Самуил Яковлевич Маршак, который тоже родился осенью. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. “Багаж”, “Сказка о глупом мышонке”, “Мяч”, “Детки в клетке”.... А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? ( список произведения С.Я. Маршака. см Приложение№1)

(дети отвечают)

С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.

Итак, перед нами, следующая страничка календаря, посвященная Самуилу Яковлевичу Маршаку.

(на экране листок календаря с датой - 3ноября 1887года)

И ещё одна группа ребят подготовила для нас виртуальное знакомство с биографией и творчеством Маршака.

(Выходит 3 группа экскурсоводов, они рассказывают о Маршаке и по ходу выступления показывают презентацию)

1экскурсовод: Самуил Яковлевич Маршак родился 3ноября 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет....

2 экскурсовод: Дом в пригородной слободе Чижовка, где родился Маршак, не сохранился. Краеведы, к сожалению, не могут установить даже точного места, где он находится. В Воронеже мальчик прожил первые годы своей жизни, потом судьба бросала семью Маршаков из города в город: из Витебска во Владимирскую губернию, потом в Бахмут.

3 экскурсовод: Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии.

1 экскурсовод: Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнегреческого поэта Горация.

2 экскурсовод: А потом, неожиданно, как в сказке, судьба его изменилась: он очутился в Петербурге, в северной столице, в большом доме, где бывали самые знаменитые, а то время художники, музыканты, писатели. Он видел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, бывал в концертах, в театрах, учился в лучшей столичной гимназии.

3 экскурсовод: Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Маршак – один из лучших поэтов переводчиков в нашей стране. Его переводы великих английских поэтов Шекспира, Бернса впервые, по-настоящему окрыли нам их поэзию.

1 экскурсовод: Вновь в Воронеж Самуил Маршак попадет уже взрослым человеком, в тяжелое и для России, и для него самого время – в годы Первой мировой войны, в 1915г. Он должен был призываться в армию из родного города

2 экскурсовод: В 1915-1916гг. он жил у своего дяди, известного воронежского врача, на ул. Большая Садовая (ныне ул. К. Маркса №72). Этот дом-особняк М. Сомова – построен в 1912-1913гг. Сейчас на его фасаде установлена мемориальная доска в честь поэта.

3 экскурсовод: Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней.

(звучит песня из мультфильма “Чудеса в решете”, Сл. С.Я. Маршака, муз. Д. Кабалевского)

Ведущий: Детские книжки Маршака есть в каждой семье Его стихи с детства знакомы каждому ребёнку. Поэтому продолжением этой странички литературного календаря будет игра– викторина по его творчеству.

(ведущий объясняет правила про ведения викторины, а затем проводит конкурсы)

Ведущий: Я вам буду загадывать загадки и проводить другие конкурсы по произведениям Маршака, кто угадает правильно, поднимает руку и отвечает. За правильный ответ получает жетон, в конце игры жетоны будут обмениваться на призы. Итак, начнём игру!

1 конкурс “ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ”

Шумит он в поле и в саду.
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!  (мяч)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью- под кроватью. (сапоги)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)

Под  Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез. (календарь)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)

2 конкурс. “ ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ”

Ведущий: Я вам буду читать известные стихотворные строчки из произведений Маршака, а вы их должны продолжить.

Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ......(корытце)

У Ваньки, у Встаньки – несчастные....(няньки)

Мой весёлый, звонкий....(мяч)

Выдали даме на станции 4 зелёных ....(квитанции)

Вместо шапки на ходу он надел....(сковороду)

3 конкурс “УГАДАЙ ГЕРОЯ”

Ведущий: По словесному портрету назвать имя героя и произведение Маршака из которого данный герой взят. 

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв. “Почта военная”)

Но тут,  встревоженный  прутом,
Он вылез из корзины,
Вскочил на стол, махнул хвостом
И прыг за борт машины. (Кот из произв. “Приключение в дороге” )

Острозубый, остроглазый,
Был он вором и  пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв. “Сказка об умном мышонке”)

Принесла овсяной кашки-
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски-
Отвернулся он от миски. (Котёнок  из произведения. “Усатый полосатый”)

Сорок душ от смерти спас,
Двадцать лет тушил пожары,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене... (Кузьма из произв. “Пожар” )

Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил. (Кот Василий из сказки “Кошкин дом” )

4 конкурс “УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ”

Ведущий: Сейчас прозвучат строчки из произведений Маршака и вы должны назвать произведение из которого эти строки взяты:

Вместо шапки, на ходу, он надел сковороду.
Вместо валенок – перчатки, натянул себе на пятки. (“Вот какой рассеянный”)

Засмеялась кошка Мурка:
-Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя не называть,
Мышке кошкой не бывать. (“Сказка о глупом мышонке”)

Ищут  пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати. (из поэмы “ Рассказа о неизвестном герое”)

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. (из сказки “Багаж”)

5 КОНКУРС. “РАЗГАДАЙ  АНАГРАММЫ”

(перепутанные слова проецируются на экране)

Ведущий: Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название    произведения  или его  героя

ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар), макузь (Кузьма), чецападри (падчерица)

6 КОНКУРС. ”НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ”

Ведущий: Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака “Детки в клетке”. Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (жираф)

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой! (белые медведи)

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебры)

Правда, дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в  былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду. (пингвин)

7 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Ведущий: Наше путешествие по литературному календарю подошло к концу. Произведения Кольцова. Никитина, Маршака пользуются огромной любовью среди читателей. Мы надеемся, что и наше сегодняшнее мероприятие будет способствовать пробуждению у вас интереса к их творчеству. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список произведений С.Я. Маршака для детей:

1). Детские сказки: “Двенадцать месяцев” (1943), “Горя бояться — счастья не видать”, “Радуга-дуга”, “Умные вещи”(1964), “Кошкин дом” (первый вариант 1922), “Мельник, мальчик и осёл”, “Сказка о глупом мышонке”, “Сказка про короля и солдата”, “Про двух соседей”, “Лошади, хомяки и куры”, “Сказка про умного мышонка”, “Отчего кошку назвали кошкой”, “Кольцо Джафара”, “Старуха, дверь закрой!”, “Пудель”, “Багаж”, “Кот “Доктор Фауст”.

2). Дидактические произведения: “Пожар” “Почта” “Война с Днепром” 3.Критические, сатирические произведения: Памфлет “Мистер Твистер” “Вот какой рассеянный”

3).Поэмы: “Рассказ о неизвестном герое”

4). Произведения на военные и политические темы: “Почта военная” “Быль-небылица” “Круглый год” “На страже мира”

Список источников и литературы.

  1. Акиньшин А. Н. Записки старого пешехода : прогулка по Большой Дворянской – проспек-ту Революции / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский ; худож.: Е. В. Соколова, В. В. Сумароков. – 2-е изд. испр. и доп. – Воронеж : Правдивцев и К0, 2002. – 350 с. : ил.
  2.  Воронежская историко-культурная энциклопедия : персоналии / редкол.: О. Г. Ласунский (гл. ред.) [и др.]. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. – 518 с. : ил.
  3. Кононов В. И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В. И. Кононов; науч. ред. А. Н. Акиньшин. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2005. – 352 с. : ил.
  4.  Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. – 357 с. : ил.
  5. Краеведческий интернет-ресурс “Детям о Воронежском крае” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject