Проект "Мама и малыш в мире природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп образовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно совместная деятельность детей и родителей является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что же такое творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической значимостью. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.

И поэтому мы пришли к выводу, что нам нужен проект, направленный на совместную творческую деятельность родителей и детей, на полноценное развитие личности ребенка, его творческого потенциала, коммуникативных навыков.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Цель: создать пространство, где родители и дети получат удовольствие от игры, движения под музыку, общения друг с другом.

Задачи:

  • Развитие внимания, воображения, мышления и речи, музыкального слуха, фантазии.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие эмоционально-выразительных движений под музыку, координации.
  • Формирование доверительных отношений педагогов с родителями.

Методы и приемы:

  • приемы арт-терапии (рисование, лепка, конструирование);
  • приемы музыкотерапии;
  • игровые технологии;
  • релаксация.

Все эти несложные занимательные задания, упражнения и игры, направлены на развитие любознательности, воображения, внимания, памяти, мышления ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Дети поверят в себя, в свои возможности.
  • Научатся слушать музыку и согласовывать пение с движением, проявят свои творческие способности.
  • Родители научатся лучше понимать своего ребенка, чувствовать его потребности и желания.
  • Родители и дети испытают радость от взаимодействия с собой и с окружающими.

Продолжительность: 10 занятий, 2 раза в неделю (1 – с мамой, 2 – мама+малыш), длительность 45 минут.

Структура занятия.

1. Рефлексия в начале и в конце занятия, помогает в осмыслении и принятии чувств, эмоций и переживаний, которые есть в начале занятия, возникают в процессе и остаются в конце.

2. Приветствие и Знакомство помогают установить контакт в начале взаимодействия, общения.

3. Коммуникативные игры направлены на формирование работоспособности, на создание групповой атмосферы. Эти упражнения позволяют создать уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности группы.

4. Пальчиковые игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивать память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать.

5. Продуктивная деятельность направлена на развитие и раскрытие внутреннего потенциала детей. Родители получают инструменты для правильного использования продуктивной деятельности дома. Родители и дети во время совместной работы получают положительные эмоции.

6. Музыкальные игры. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

7. Релаксация направлена на снятие эмоционального напряжения, расслабление.

8. Ритуал прощания направлен на завершение занятия и на позитивное настроение.

Правила.

1.Говорить от первого лица. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

2.Правило закрытой двери. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

3.Конфиденциальность (неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы).

4.Право каждого члена группы сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблем.

5.Безопасность. Своя безопасность, других и окружающей среды.

6.Выключать телефон. Коробочка для телефонов.

7.Правило открытой двери. Ведущие открыты для общения, ответов на вопросы по телефону или лично, если доработали до конца.

Тематическое планирование

Номер занятия Тема
1, 2 “Загадочный лес”
3, 4 “Таинственное озеро”
5, 6 “Деревенский домик”
7, 8 “Волшебная гора”
9, 10 “Удивительное небо”

Примерный перечень упражнений и игр программы

Виды деятельности Мама
(1, 3, 5, 7, 9 занятия)
Мама и ребенок
(2, 4, 6, 8, 10 занятие)
Рефлексия 1, 2. “Дерево” правая половина дерева

3, 4. “Озеро” правая половина озера

5, 6. “Домик” правая половина домика

7, 8. “Гора” правая половина горы

9, 10. “Облако” правая половина облака

Приветствие 1. Придумай приветствие рукой.

3. Придумай приветствие (движение).

5. Придумай приветствие (слова).

7. Приветствие за руку, плечики, ноги, коленки.

9. “Здравствуй, уважаемый” и сопроводить жестом.

2. Придумай приветствие рукой.

4. Придумай приветствие (движение)

6. Придумай приветствие (слова)

8. Приветствие за руку, плечики, ноги, коленки.

10. Придумай приветствие.

Знакомство 1. Передаем мяч называем свое имя, затем называем имя кому бросаем.

Первое творческое задание. Оформляем бейджик.

3. “Имя по кругу” (имя – прилагательное про себя на первую букву).

5. “Поза” (кто принимает мяч, принимает любую позу).

7. “Поменяться местами”.

9. “Передай предмет”.

2, 4. Передаем мяч называем Имя.

6.“Поза” (кто принимает мяч, принимает любую позу).

8. “Поменяться местами”.

10. “Передай предмет”.

Коммуникативные игры 1, 3. “Мячики”

3. “Мостик”

5. “Карандаши”

7. “Шеренга”

9. “Бабочки”.

2. “Зайки”

4, 8. “Разминка”

6. “Котик”

10. “Бабочки”.

Пальчиковая гимнастика 1. “Деревья”.

3. “Рыбки”.

5. “Котята”.

7. “Маленький Егорка”.

9. “Самолет”.

2. “Деревья”.

4. “Рыбки”.

6. “Кошка”, “Киска”.

8. “Маленький Егорка”.

10. “Самолет”.

Продуктивная деятельность 1.Оттиск смятой бумагой. Картинка “Ёлочка”.

3. Лепка из соленого теста “Рыбки”.

5. Оригами “Собака”, “Кошка”, “Поросёнок”.

7. Обрывная аппликация “Горы”.

9. Конструирование “В небе летит…”.

2. Оттиск смятой бумагой. Картинка “Ёлочка”

4. Лепка из соленого теста “Рыбки”.

6. Оригами “Собака”, “Кошка”.

8. Обрывная аппликация “Горы”.

10. Конструирование “В небе летит…”.

Музыкальные игры 1. Игра-танец “Белочка”, игра “Ёжик”.

3. Игра “Цапля”, массаж “Мостик”.

5. Игра “Машинист”, “Кто как ходит”, “Кот и мыши”, “Наш пес”, “Соседи”.

7. “Игра в снежки”.

9. Игра “Бабочки”, “Радуга”.

2. Игра-танец “Белочка”, игра “Зайцы и медведь”, игра “Ёжик”.

4. Игра “Цапля”, массаж “Мостик”.

6. Игра “Машинист”, “Кто как ходит”, “Кот и мыши”, “Наш пес”, “Соседи”.

8. “Игра в снежки”.

10. Игра “Бабочки”, “Радуга”, “Выбирай скорее друга”.

Релаксация 1. “В лесу”.

3. “Звуки воды”.

5. “На полянке”

7. “Бубенчики”.

9. “Звездное небо”.

2. “В лесу”

4. “Звуки воды”.

6. “На полянке”.

8. “Бубенчики”.

10. “Звездное небо”.

Рефлексия 1, 2. “Дерево” левая половина дерева

3, 4. “Озеро” левая половина озера

5, 6. “Домик” левая половина домика

7, 8. “Гора” левая половина горы

9, 10. “Облако” левая половина облака

Ритуал прощания Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Головою круть-круть,
Постучали себя в грудь.
Пятками топ-топ,
По коленкам шлеп-шлеп
И погладили животики,
Улыбнулись наши ротики.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., Оригами. Бумажный зоопарк. СПб.:Литера, 2003 г.,192 с.
  2. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
  3. Гильмутдинова О. А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
  4. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  5. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, 2004 г., 224 с.Р.Г.Казакова “Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий”.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. Корчинова. О. В. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону “Феникс”, 2005-316с.
  7. Колдина Д.Н. “Рисование с детьми 4-5 лет”.-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
  8. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли. ООО “Карапуз – дидактика” 2007г.
  9. Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.” - М.: “Карапуз”, 2009.
  10. Маслова Т. Дети учатся понимать мир и себя // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. – С. 93-101.
  11. Серия "Музыка с мамой" Екатерина и Сергей Железновы "Забавные уроки. Коммуникативные игры от 1 до 5" (аудиодиск).
  12. Серия "Музыка с мамой" Екатерина и Сергей Железновы "Лимпопо. Подвижные игры-песенки для детей" (аудиодиск).
  13. Соколова С. “Азбука оригами” - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с.
  14. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  15. Чуричков А., Снигирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
  16. Хоменко В. А. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
  17. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа”. - М.: изд. Центр Владос, 2008.